Отношение к крови в Православии

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Nadia, 6 сен 2012.

  1.  
    Nadia
    Оффлайн

    Nadia Новичок

    Сообщения:
    620
    Симпатии:
    14
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    спасибо...
     
  2.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот все понятно абсолютно.
    Только я не решусь говорить о том, что думали "святии отцы", меня больше интересует, что думаем и делаем мы - и почему!
    Но есть соборные правила, которые вроде никто не отменял - с одной стороны, а с другой - редко кто соблюдает и весьма выборочно. Причину неисполнения аргументируют каждый как может. Может набраться духу и отменить тоже аргументировано?
    А что касается конкретно вкушения крови: так дайте нам конкретно толкования по нему (отцы! Вам легче это сделать) именно авторитетных авторов. Многочисленные толкования еще не настолько авторитетных в православном мире понятны абсолютно и по логике и по духу. А то только общие слова...
     
  3.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я уже писала весной, что наш настоятель считает так же как протоиерей Вячеслав и не запрещает есть кровяную колбасу, правда он удивляется что кто-то ее любит.

    Но для себя решила что лучше воздержусь, хуже мне от этого точно не будет , т.к. не вижу никакой пользы в кровянке , а мясо с кровью вообще не люблю.
     
    Лариса Т. и Марина из Одессы нравится это.
  4.  
    Прот. Вячеслав Рубский
    Оффлайн

    Прот. Вячеслав Рубский Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    119
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Чтобы поставить точку в моём участии в этой теме, хочу немного повториться. Возможно не все уловили логику божественного пояснения, которое я цитировал выше. Итак, что значит «потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12,23)?
    Дело в том, что Ветхий Завет обещал своим последователям не потусторонние блага, а земное благоденствие и долгоденствие. Дабы Завет был правомочен, иудей должен быть свят «ибо Бог свят». Но человек грешен. И вот, чтобы он имел очищение от грехов, Бог устанавливает культ очищения грехов посредством кровокропления. Таким образом, (доглоденственная) жизнь человека поддерживается кровью животных. Вот почему здесь ставится знак равенства. Важно сказать, что слово «душа» в Ветхом Завете понимается не как невидимая субстанция (Аристотель), а как жизнь биологическая (в данном случае). Повторю пояснение Самого (Бога/Моисея): «Если кто... будет есть кровь, и истреблю её [душу] из народа её, потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови» (Лев 17:10-11)
    Опять повторю: кровь животных священна, т.к. является единственным средством продления/поддержания/очищения жизни человека. Таким образом, кровь есть жизнь. Жертвенная кровь есть благословенная жизнь.
    Из комментария Гершом бен Моше Сончино († 1534г.) на это место: «Выплёскивание крови на жертвенник является основой искупления греха... Уже одно это продлевает его жизнь, в то время как грех и преступление, лишая саму жизнь смысла, приводят к ее сокращению».
    Лопухин «[кровь] избрана Богом в очистительное (в кровекроплении) средство за души людей у жертвенника Иеговы». Он же обращает внимание на то, что в этой связи святость статуса крови распространяется на любую кровь.
    ***
    Сказанное Ною есть ретроспективный рассказ Моисея с позиций уже имеющейся практики почтения крови (Веельгаузен). Поэтому аргумент от Быт 9,4 так или иначе относит нас к библейскому пониманию того, что значит «кровь есть душа».
     
    Лариса Т. нравится это.
  5.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.096
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, брат... Тут с Веельгаузеном и правда не поспоришь...
    Остается нам, упрямым и тёмным, взывать к последнему аргументу - правилу Василия Великого, о том, что если где что уж сильно вошло в привычку, то да будет оное каноном.
     
  6.  
    о. Николай.
    Оффлайн

    о. Николай. Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Отцы, о чем идёт речь? Кровь, ни в каком виде, вкушать нельзя.
     
    Марина из Одессы нравится это.
  7.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.096
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Дак и я о том же. Но видите ли, отче, в Символе веры этого нет, а все остальное нужно аргументировать...
     
  8.  
    Ekiss
    Оффлайн

    Ekiss Новичок

    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    раньше тоже считал по Правилу Собора, что есть запрет на кровь и удавленину, но в сегодняшнем чтении (1 Кор., 146 зач., X, 23-28) ясно сказано: "25 Все что продается на торгу, ешьте без всякого исследования ..." и "26 Ибо Господня земля, и что наполняет ее", также вспоминаются слова Спасителя о входящем в нас через уста (не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека).

    мне кажется, что для православных главной книгой является Евангелие и руководствоваться нужно в первую очередь им? если ошибаюсь поправьте пожалуйста. спасибо. простите.
     
  9.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.950
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Все правиьно. вот тут и разбирается вопрос - почему обычную колбасу в которой тоже есть кровь,можно есть,а кровянку нельзя?
     
  10.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот почему из Апостольских правил все в основном только о кровянке помнят и неукоснительно соблюдают? Потому как самое легкое?

    Вот эти правила мы нарушаем практически постоянно :

    9. Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения.
    Думаю каждый из нас да уходил со службы раньше чем к кресту приложился, но как-то молчим об этом , вроде как это ничего страшного

    64 Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

    А сколько из нас тех кому назначается пост в субботу перед причастием в Воскресенье?

    69. Если кто, — епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, — не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

    А все ли из нас соблюдают пост в среду и пятницу?


    Вот и получаются, что все эти правила мы нарушаем постоянно но как-то внимания не обращаем на это, а вот колбасу не есть это у нас прямо главное правило :)


    И вопрос к священству,
    а почему назначается пост 3 дня перед Причастием в воскресение, если согласно Апостольских правил за пост в субботу отлучают от церковного общения?
    Что-то мне тут не понятно :(
     
  11.  
    Nadia
    Оффлайн

    Nadia Новичок

    Сообщения:
    620
    Симпатии:
    14
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Жаль, что вопрос сместился в сторону кровянки, которая вообще является экзотикой и анахронизмом).
    Если не придерживаться концепции о.Вячеслава, то как быть с лекарствами на основе крови, в том числе человеческой, которые могут назначаться в т.ч. перорально? а в виде уколов и закапывания в нос - есть разница? от переливания православные не отказываются. кровь нельзя есть, а колоться ею?
    понимаю, что звучит наивно, но не все ясно.
     
  12.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    В сторону кровянки вопрос сместился, потому что был поднят в связи с вкушением кровяных продуктов, а не принятием их как лекарственных препаратов. Так мне кажется.
     
  13.  
    Nadia
    Оффлайн

    Nadia Новичок

    Сообщения:
    620
    Симпатии:
    14
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    позволю себе напомнить.
     
  14.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.096
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Короче, подведу итог.
    1. Гематоген и прочие лекарственные препараты на основе крови (интерферон, например) при необходимости использовать можно (во всяком случае я не встречал современных авторитетных запретов этого).
    2. Кровь (в чистом виде) и кровяную колбасу правильнее было бы исключить из рациона. С основным аргументом - "дабы не соблазнять". Помните у ап. Павла - даже мяса готов не есть, если буду этим брата соблазнять.

    P.S. А в "Домострое", например (напомню, автор - протопоп Селивестр) описывая правильное и рачительное ведение хозяйства предписывалось при забое животных собирать кровь и делать кровяную колбасу. :ai:
     
    Тамара нравится это.
  15.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.950
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Ох шота я влюбился в этого протопопа!(Как в вкусную колбасу):ag:
     
  16.  
    Ирина Донецкая
    Оффлайн

    Ирина Донецкая Новичок

    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    "Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе". (Деян.15:19-20).
    "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:28-29).
    "А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда". (Деян.21:25).
    Апостол призывает воздерживаться от наиболее страшных грехов.
    Здесь только одно "гастрономическое" требование: воздержаться, хранить себя от идоложертвенного, оскверненного идолами. Идоложертвенной в Библии называется пища.
    Также требование хранить себя от блуда, удавленины (самоубийства) и крови (убийства, пролития крови).
     
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.246
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Ваше мнение не верное.
    Начнем с того, что самоубийство и удавленина - это не одно и то же, а слово "кровь" не является синонимом "убийство".
     
    Сергей Д., Владимир и Тамара нравится это.
  18.  
    Ирина Донецкая
    Оффлайн

    Ирина Донецкая Новичок

    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    А что такое удавленина? Иуда, Ахитофел удавились, т.е. повесились.
    Сам дух послания в том, чтобы "не затруднять обращающихся к Богу из язычников", т.е. не требовать от них многого, но предостеречь их от самых страшных грехов.
    Вы хотите сказать, от блуда и поедания запрещенной пищи Апостолы предостерегли язычников, а от убийства и самоубийства нет?
    Очень жду разъяснения термина "удавленина". Наверное, это задавленное животное?
    Тогда получается, что три предостережения касаются пищи, и одно - блуда. А про самые страшные грехи - убийство и самоубийство - ни слова.
    Впервые слово "кровь" употребляется в Библии именно в связи с убийством. Авеля Каином. Во многих случаях оно является именно синонимом убийства, кровопролития. Например:
    "Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь". (Исх. 22:2-3).
    Или:
    "Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех -- делать неугодное в очах Господних". (Четвертая Царств. 21-16).
    Или:
    "Но мужи праведные будут судить их; они будут судить их судом прелюбодейц и судом проливающих кровь, потому что они прелюбодейки, и у них кровь на руках". (Иезекииль. 23:45).
    Или Левит, гл. 20.
    Так что я так понимаю, что пока кровь животных предназначалась для жертвы Богу, ее и нельзя было употреблять в пищу (ну, как бы себе то же, что и Богу, а ведь для Бога всё же должна быть какая-то исключительная жертва).
     
  19.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.246
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Ирина, а Вас устроит выражение - не делайте другим того, чего не хотите, чтобы делали вам? . Вся заповеди нравственного закона (то есть и "страшные" и "нестрашные" грехи) описаны словами: чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

    В данном месте апостолы перечисляют постановления Закона, которые вошли в правила новозаветной церкви. Вот это "никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота" (Лев.7:26).

    Переход в Новый завет заповеди о крови отцы связывают с таинством причащения, как противоположность с Кровью, Которую повелено есть.


    Удавленина - в библейском тексте - отглагольное прилагательное от глагола "душить", поэтому не может называть процесс самоубийства. Оно означает результат процесса.
    Также глагол "πνιγω", от которого произошло прилагательное "πνικτος удавленина", означает "мучить, терзать". То есть "πνικτος" это в равной степени задушенное и замученное, растерзанное, например, зверем.

    "πνικτος" в новом завете не упоминается больше нигде, поэтому уточнить его смысл сложно. Но необходимости такой нет, так как у нас есть вполне ясное 63-е постановление Апостолов: Если кто, епископ, или пресвитер, или мирянин, или вообще из священного чина будет есть мясо с кровью души его, или звероядину /мясо, которое едят звери/, или мертвечину: да будет извержен.

    Для обозначения удушения в петле в Библии есть другое слово:

    upload_2015-8-21_18-43-38.png

    Именно это слово используется в греческом тексте по отношению к поступку Ахитофела חנק (ханак), а в переводе на греч απηγξατο. В классических текстах умерщвление в петле передается только этим словом. Это же относится и к поступку Иуды.
    добавлено: 21 авг 2015
    Не заметил. Особенно в Новом Завете. Например, "Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это" (Матф.16:17). Слово "воздерживаться" - означает запрет на принятие в себя. Блуд соединяет людей в одно целое. Так что воздержание относится только к некой биологической сфере: похоть и пища. И только в одном месте НЗ воздержание относится ко всякому роду зла: "Удерживайтесь от всякого рода зла" (1Фесс.5:22), во всех остальных случаях, оно только об употреблении чего-то (так уж вышло, что действия пола тоже названы употреблением). (фраза к Солунянам - исключение, подтверждающее правило)
     
  20.  
    Ирина Донецкая
    Оффлайн

    Ирина Донецкая Новичок

    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Хочу скопировать отдельные фразы, выделяю, но у меня почему-то весь текст копируется. Подскажите, как цитату одной фразы сделать?
    Далее по теме:
    Нет, отец Алексий, меня не устроит такое выражение.
    Не мог Симон и другие Апостолы, которые хотели "не затруднять обращающихся к Богу из язычников", полагать, что что-то там не есть и не блудить - это обязательное правило, на котором нужно сделать акцент, а всё остальное, в том числе самоубийство (! других не касается) или пытки людей и убийство, отдать на откуп невежественным в духовном плане язычникам, мол, сами догадаются, что пытать и убивать людей нельзя.
    Далее я полагаю, что Вы допустили опечатку, когда написали, что "удавленина" - это отглагольное прилагательное. Вы хотели сказать, что это отглагольное существительное.
    Да, согласна, но "самоубийство" - это тоже отглагольное существительное.
    Поэтому я понимаю это слово исключительно как процесс, а не как результат.
    Блуд, удавленина, кровь - это всё процессы, деяния, поступки.
    В греческом, конечно, не сильна, не посмею спорить, но читаю церковно-славянский текст и понимаю, что о делах идет речь, о поступках, а не о признаках дозволенного к поглощению в пищу.
    Вы сами подтвердили, что "πνικτος" в новом завете не упоминается больше нигде, поэтому уточнить его смысл сложно".
    Я предлагаю Вам этот смысл: это либо самоубийство в петле (не настаиваю, греческим раскладом Вы меня почти убедили), либо мучение, пытки, терзание других людей наряду с убийством.
    Апостолы могли говорить язычникам и об этом главном: нельзя не только убивать, нельзя мучить и пытать людей.
    Далее призываю таки перечитать седьмую главу книги Левит.
    Это о жертве закон. Нельзя есть то, что предназначено Богу. Ни кровь, которой окропляется жертвенник, ни тук. Это великая святыня.
    "ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кжерто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего". (Лев. 7:25-27)
    Поэтому когда Христос принес в жертву свою кровь, никакая другая кровь не может считаться святой. Ни кровь, ни тук, ни курдюк и т.п. Поэтому все это можно есть.
     
Загрузка...