Пишем диссертацию вместе :-)

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Poimen, 20 дек 2017.

  1.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Решил соединить полезное с приятным (если модераторы пропустят *SCRATCH*).
    Я уже где-то на форуме писал, что в данное время учусь в НПУ им.Драгоманова по специальности "Публичное богословие и современные социальные процессы". Сейчас пишу магистерскую, а в дальнейшем (если Бог продлит дни) и кандидатскую диссертацию. Тема работы "Видатні постаті богословської думки періоду Київської Русі". Цель - исследовать не историю Руси, а именно богословие. Какие были проповеди, о чем, латинское и иное влияние на Русь и т.д. Временной промежуток исследование от 860 до 1240 года.
    Буду благодарен за полезную информацию. В "арсенале" имею около 60-ти книг, но 90% из них об истории Киевской Руси, а не о богословии. Приходиться из всего этого исторического контента "выдергивать" мысли о богословии.
    Буду писать здесь разные мысли по этой теме. Если у кого-то будет желание, присоединяйтесь к обсуждению.
     
    тимофей нравится это.
  2.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.485
    Симпатии:
    1.757
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    На Петровке, на "Букинисте" встречал такую книгу "Богословие Киевской Руси", по-моему даже в нескольких томах. Стоит она, конечно, прилично.
    добавлено: 20 дек 2017
    Еще, я бы предложил Вам почитать творения святителя Кирилла Туровского, который жил и служил в домонгольской Руси.
    святитель Кирилл Ту́ровский
    Святитель Кирилл Туровский - читать, скачать
     
    Последнее редактирование: 20 дек 2017
    Тамара нравится это.
  3.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    898
    Симпатии:
    2.168
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Poimen, Тамара и Геннадий Сокол нравится это.
  4.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Планирую быть на Петровке в эту Пятницу. А где конкретнее находиться этот "Букинист"?
     
  5.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.485
    Симпатии:
    1.757
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Рядом с традиционным книжным рынком, через дорогу. Но лучше туда в субботу, ближе к обеду, раскладок больше, как обычно.
     
    Poimen нравится это.
  6.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Туровского и Иллариона я уже прочитал. К ним я вернусь позже. Сейчас меня интересует несколько ранний период, а именно до Владимирового крещения. Правление Аскольда.
    добавлено: 20 дек 2017
    Постараюсь кратко изложить имеющиеся мысли.
    1. Исследуя этот чисто богословский вопрос мне пришлось встретится с препятствием которое возникло чисто политически, а именно два варианта происхождения Киевской Руси - норманский и антинорманский. От того какой из этих вариантов был в предпочтении у "политического руководства страны" зависело какая литература будет допущена в широкие массы, а какую сожгут. Как это выглядит в реальности сейчас: сторонники норманской теории отстаивают позицию происхождения Киевской Руси от Рюрика (Аскольда они также относят к Рюрику), а антинорманцы считают, что Аскольд был продолжителем рода Кия.
    2. Известный историк Карташев А.В. говорит, что при Ярославе Мудром произошла одна из первых цензур на все,что было написано до него. (продолжу позже).
     
  7.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.485
    Симпатии:
    1.757
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
  8.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    898
    Симпатии:
    2.168
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Раньше Вы говорили, что чисто история Вас не интересует)))))
    Это шутка конечно, потому как не сможете отделить историю от богословия. Хотите не хотите будете изучать ключевые события.

    А зачем? Там развитого богословия в трактатах нет. По крайней мере нашего. Церкви были, в них читались Писание, Октоих, Минеи, Псалтирь... В этих книгах вполне раскрыто учение Церкви. Люди были не грамотные, даже письменности не было. Воспринимали веру на слух (вера от слышания (Рим. 10:17)). Тогда каждый чуть ли не на память знал Псалтирь, потому как слышал в основном ее, мозг наших предков не был засорен купой ненужной макулатуры (профессор Преображенский вспомнился =D). Еще слушали песнопения, смотрели на иконы, а это еще огромный пласт богословия. Икона - Евангелие в красках. Вот так предки впитывали богословие. Собственно богословие в Вашем понимании было не очень развито из-за пока слабой учености. Да и сект и ересей, в отличие от запада у нас не было. Поэтому не нужно было особо что-то развивать. Более того, мы и так получили от Византии все самое лучшее, что они насобирали и хранили 1000 лет. Представьте, сначала постоянно кочующие, а потом оседлые в деревянных крепостях дикари без письменности вдруг получили даром такой подарок. И их огромная заслуга - они впитали учение Христа всем сердцем. Мало того, уже через несколько сотен лет мы пели наравне, а чуть позже наши иконы стали отражать очень тонкие и глубокие богословские проблемы.

    Кстати о богословии. Если будете искать только письменность, то возьмете небольшую часть, потеряв полностью масштаб, потеряв объективное видение процессов зарождения христианства. Желательно немного вникнуть в Литургическое предание.
     
    Poimen нравится это.
  9.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    В Дух и Литера я "постоянный клиент", но этой книги там не видел. Спасибо за ссылку, попробую туда позвонить
    добавлено: 22 дек 2017
    По Литургии я уже прочитал книги Дудченка и Пеликана. Готов изучать богословие иконы. Если у вас есть что-то по моей теме... буду очень признателен
     
  10.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    898
    Симпатии:
    2.168
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара и Poimen нравится это.
  11.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Мысль об Аскольде. Аскольд принял крещение от Византийского патриарха Фотия, но имя при крещении принимает Николай. Вернувшись в Киев Аскольд построил Свято-Никольський храм или храм Святого Николая, который существует и сейчас (конечно же реконструированный). Николай был патриархом западной церкви. Интересно, почему Аскольд принимая крещение от Византийского патриарха берет имя патриарха Римского?

    ПС. На Петровку сегодня так и не попал...
     
  12.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.833
    Симпатии:
    13.154
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Он ни как не мог креститься во имя Патриарха Николая, потому что тот еще был жив при Патриархе Фотии, и не был прославлен Римской Церковью в лике святых. Кстати Патриарх Николай был сторонником папизма и не признавал Фотия законоизбранным Патриархом...
    Скорее всего, Вы не так поняли текст, откуда взят этот отрывок. Я думаю, Аскольд принял крепление во имя св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских
    По поводу принятия крещения от Патриарха Фотия, так есть другая версия. После подписания мирного договора с русами, из Константинополя прибыли епископы и крестили Аскольда и его дружину
    Русь у стен Царьграда / Православие.Ru
    Кстати, Аскольд построил храм Ильи Пророка, а храм Николая уже позже возведен на его могиле...
     
    Poimen нравится это.
  13.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.485
    Симпатии:
    1.757
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    В книге "Князь Аскольд и христианизация Руси" автор, ссылаясь на византийский источник, говорит, что Аскольд был крещён в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - 6 (19) декабря 860 года н.е. Патриархом Фотием. А в 866 году епископы Константинопольской Церкви прибыли в Киев для проповеди и крещения остальных желающих.
    добавлено: 23 дек 2017
    Варяжское происхождение А. и Д. подтверждается скандинавским именем А. (от древнесканд. основы ; ?) и, видимо, также Д. (древнесканд. Dýri? соответствует древнегерм. *tiuri - зверь). В парности имен А. и Д. иногда усматривают влияние хазар. модели двоевластия, но вполне возможно, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения часто ссылаются на упоминание о якобы слав. кн. ад-Дире у араб. писателя 40-х гг. X в. аль-Масуди, информация к-рого о славянах, безусловно, много старше, чем 1-я пол. X в., однако надо учитывать, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени киевского князя спорны.

    АСКОЛЬД И ДИР
     
    Poimen и Владимир нравится это.
  14.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Активный пользователь

    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    142
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный

    Направлений богословия было два:
    1. уточнение перевода Священного Писания (и богослужебных текстов) - это сложная вещь, это не филология, а герменевтика и
    2. нравственная проповедь.

    То есть "чистое" (теоретическое) богословие в средневековом понимании здесь практически не представлено. Любопытные процессы начинаются в связи с паламитскими спорами, которые продолжились в полемику стяжателей с нестяжателями. Но это уже другая эпоха.
     
    Poimen нравится это.
  15.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Здравствуйте Владимир. Не могли бы вы подсказать, где в Православной догматике можно найти подтверждение мысли о том, что нельзя принимать имя "не прославленного" святого. Спасибо

    Помогите, кто-нибудь с этим вопросом, друзья!
    добавлено: 11 фев 2018
    О Паламе и Максиме Исповеднике возможно буду исследовать позже, там действительно очень много интересного. На последней сессии в университете две заключительные лекции были именно о них. Читал Чорноморец Ю.П.

    По-поводу двух направлений богословия можете порекомендовать источники (я же студент, мне ссылки нужны :) )
    Благодарю Вас, отец Алексий. Вспоминаю о Вас в молитвах...
     
    Владимир нравится это.
  16.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.833
    Симпатии:
    13.154
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Имя при Крещении
    Давая при крещении то или иное имя святого, у человека появляется святой, который за него молиться на Небесах и покровительствует...
    Я думаю, это вопрос не догматики, а традиции
     
    Poimen нравится это.
  17.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    658
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Я уже успел познакомиться с автором этой книги Сергеем Шумило. Он сбросил мне ссылку эту книгу. Но я там не могу найти сведения о том, что Аскольда крестили в день памяти Николая. Напротив, в православном журнале "Фома" некая Елизавета Киктенко пишет, что почитание Николая "Чудотворца" началось именно после крещения Аскольда, а не до того
    добавлено: 12 фев 2018
    Тут понимаете в чем вопрос. Как я могу показать (документально), что Аскольд при крещении взял имя Николая (чудотворца), а не Николая 1 (папы римского, который был современником Аскольда)?
    добавлено: 12 фев 2018
    По этому поводу опять же возникает вопрос. Если верить, что нападение войска Руссов возглавляемое Аскольдом было отражено посредством опускания в воду риз Пресвятой Богородицы, то почему Аскольд по возвращении в Киев, строит храм в честь пророка Ильи, а не в честь Богородицы?
     
  18.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.833
    Симпатии:
    13.154
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Смотрите историю. Когда было крещение Аскольда и когда жил Патриарх Николай. Он был еще жив! Как же он мог быть причислен к лику святых?
    добавлено: 12 фев 2018
    Так, спасены были не руссы, а греки от уничтожения. А после крещения Аскольд уже строит храм. Почему именно Илии? Я не знаю. Вычитал где то...
     
  19.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.485
    Симпатии:
    1.757
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

    Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ–ХI вв. киевские князья, "кагана") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая". "Убедившись, – писал далее Аскольд, – что это – истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь".

    Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. "Руссы, которые подняли руку против Римской державы, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших". (Византийцы считали "подданными" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) "И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью".
    Князь Аскольд – предтеча крещения Киевской Руси | УНІАН

    Безусловно, почитание святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (чудотворца) появилось на Руси со времен введения Христианства. Имя Николай, данное ему при Святом Крещении, скорей всего было приурочено ко дню памяти святителя (9/22 мая 861 года). Возможно, в этот же день или же в непосредственной близости к этому дню, т.е. незадолго до его, как и существует в христианской традиции.
    Согласно византийской "Хроники Феофана", как видим теперь, Крещение князя Аскольда совершено было в Киеве, святым равноапостольным Кириллом (Философом).
     
    Poimen и Тамара нравится это.
Похожие темы
  1. katenac
    Ответов:
    17
    Просмотров:
    931
  2. katenac
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    683
Загрузка...
Загрузка...