Праздничное безмолвие и молва

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Протоиерей Алексий, 6 окт 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Человек имеет тело и душу. Силами (по-гречески - "энергиями") являются ум, воля и чувства. Состояние, при котором эти силы собраны в Боге, называется "любовью к Богу". "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (чувством) и всею душею твоею и всем разумением твоим (умом)" или "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (волею)". Собрание ума в Боге называется вниманием, сердца - трезвением, воли - бодренностью. Противоположными состояниями является пытливость, нечувствие и небрежность. Все вместе это называется праздностью.

    Любовь напоминает огонь ("огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ") А для огня нужна атмосфера. Она называется безмолвием, молчанием.
    добавлено: 6 окт 2014
    Противоположным безмолвию состоянием является молва: которая также разделяется по трем энергии человеческого духа.

    Мера безмолвия и молвы в человеке бывает разной.

    Телесные энергии соединяются с силами тела. Воля - с телесной деятельностью.
    Человеческому произволу более доступны свои мысли и свои дела.

    Человек плотской не способен пребывать в безмолвии долго. Над ним лежит закон молвы: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу". Безмолвие, или Блаженная суббота в Библии изображается как Земля Обетованная, в которую мы идем из полного рабства молве (Египту). На пути мы останавливаемся в своеобразных оазисах (Моисей их называл "станами" - и повелел в роды израильские помнить). Такими оазисами (где хорошо и тихо) являются времена посещения нас молитвенным духом. В церкви такими оазисами безмолвия (хоть и короткого), являются "времена, принадлежащие Богу" - "шаббаты-десятины", время молитвенного правила, праздники и посты.
    Именно их ненашесть ("неотмирность") описывается заповедью : "помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих".
    добавлено: 6 окт 2014
    Однажды ко Христу пришли фарисеи и ученики Предтечи с вопросом о подвигах. Они спрашивали Его о посте. Но в контексте мы можем отнести сюда и соблюдение праздников, храмового благочестия, келейного правила. Эти ветхозаветные подвижники пришли спрашивать об аскетических подвигах ветхого завета. И Господь им ответил: "никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого". Человеческая душа - дырявая одежда. Подвиг - заплата. Подвижничество - "затыкание дыр". Ветхозаветное подвижничество, с субботним покоем, вычитыванием правила, постной диетой, - сами по себе, без евангельской соли - "белила", могут быть заплатой, "которая рвет крышу".
    добавлено: 6 окт 2014
    Суббота в виде "сложенных на груди лапками" - заплата небеленная на дыре в голове. Пользы мало.
    добавлено: 6 окт 2014
    Белило на заплате - евангельское безмолвие.
    добавлено: 6 окт 2014
    Между телом и душой есть взаимосвязь. Поэтому упражняя тело, человек упражняет дух. С этим связано явление под названием "бдение", то есть молитвенный труд: поклоны, благоговейное положение тела во время молитвы, крестное знамение, стояние, напряжение членов.
    добавлено: 6 окт 2014
    Призывом к такому состоянию является возглашение "Придите, поклонимся...".
    добавлено: 6 окт 2014
    Ветхий Завет предписывал покой телом. Новый завет - покой всем сердцем, всем разумением, всей крепостью.
    Чем более в человеке плоти (плотской воли) тем более он нуждается во внешних средствах сдерживать себя. Е
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2014
  2.  
    Лариса К
    Оффлайн

    Лариса К Золотое Сердце

    Сообщения:
    760
    Симпатии:
    973
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    МОЛЧАНИЕ — ЭТО ТАЙНА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА
    Дневник иеромонаха Никона

    4 мая 1908г.

    …- Ну, что, ходили на колодец?

    - Да, Батюшка.

    - Понравилось вам?

    - Да.

    - Я тоже ходил десять лет. Как бодро себя чувствуешь. Отчасти это от прогулки на свежем воздухе, а главным образом, это — благодатное…

    - Батюшка, а если пропустишь проверку себя утром или вечером, то вам все говорить, что было, или нет?

    - Цель такой проверки себя — получить навык в этом… После проверки все говорить мне не надо, только самое важное, только грубые отступления…

    - Например, проспал?

    - Да, это важно.

    - А пустословие? И самому неприятно, что пустословишь, но все не перестаешь.

    - Да, это очень важно. Это в вас начатки внимательной жизни. Когда кто пустословит, тот не может внимательно жить, постоянно рассеиваясь. От молчания рождается безмолвие, от безмолвия — молитва, ибо как может молиться тот, кто находится в рассеянии? Внимание себе, внимательная жизнь — цель монашеской жизни. Сказано: «Внемли себе». Молчание, без которого нельзя жить, есть подвиг. Ибо, когда кто молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой он гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это совсем не так. Отсюда скорби. Поэтому, кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорбям. Да и само молчание не скоро и не легко дается.

    Но потому оно так высоко и необходимо, что «молчание есть тайна жизни будущего века». Кто молчит, тот прямо готовиться к будущей жизни. Батюшка о. Макарий часто говорил: «Посмотрите, все святые молчали: преп. Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и великий, что молчал. Когда его спросили, почему он молчит все время, он отвечал: «Поверьте, братья, что я вас всех люблю, но не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому убегаю от вас».

    У Иоанна Лествичника есть: «Когда я говорил даже о душеполезном, я часто раскаивался, а в том, что молчал — никогда».

    О. Макарий говорил: «Был великий Арсений. И у нас в России был свой великий Арсений, если бы он пошел другой дорогой. Это — еп. Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум».

    Еще в прошлую беседу про Игнатия (Брянчанинова) Батюшка сказал:

    - Вы не знаете, что было, когда хоронили еп. Игнатия?

    - Нет, Батюшка.

    - Ангелы дориносили его душу и пели: «Архиерею Божий, святителю отче Игнатие». Вот была ангельская песнь…

    Я помню, еще до Пасхи Батюшка сказал мне:

    - Есть еще один скит на Белом море за Соловками, вроде нашего. Были бы и еще, только старчества нет в них. А у нас здесь благодать. В монастыре — завалены послушаниями, но сюда к нам не хотят. То, что для нас самое приятное — сидеть в своей келии, того они не хотят.

    Да, поистине, хорошо у нас в скиту. Начинаю, кажется, понимать Батюшкины слова:

    - Как нам благодарить Тебя, Господи, что Ты оторвал нас от мира и привел сюда…
     
    Юлька и Тамара нравится это.
Похожие темы
  1. Сергей87
    Ответов:
    6
    Просмотров:
    1.496
Загрузка...
Загрузка...