Преображение и освящение плодов

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Протоиерей Алексий, 20 авг 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Преображение 19.08.2013
    19 августа по новому стилю Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник «Преображение Господне».
    На вопрос наших ближних, «что такое Преображение», отвечайте – «Преображение это событие Евангельской истории, когда Христос за несколько недель до Своего распятия, явил перед апостолами и ветхозаветными праведниками ту славу, которую Он, Как истинный Бог, имел в Своем Теле».

    Преображение описано в 17 главе Евангелия от Матфея, и в 9-х главах Евангелий от Марка и Луки.

    Это событие настолько важно для нас оно вспоминается каждый раз, когда в храме совершается литургия. Оно проповедуется во время Малого Входа (Входа с Евангелием), когда священник или диакон со словами «Премудрость прости» Евангелием начертывает крестное знамение в Царских вратах. Оно вспоминается тогда, когда мы читаем в Символе Веры о том, что Христос – Истинный Бог, Свет от Света.

    Почему же память об этом празднике так важна для нас? Этот праздник зовет всех людей взойти на вершину Фаворской горы своим духом, чтобы увидеть Христово Преображение.

    Это Преображение происходит непрерывно. О нем говорит Господь, что люди употребляющие усилие восхищают его.

    Ныне Церковь проповедует, что все мы призваны стать участниками этого Преображения, чтобы нам, по слову апостола Павла исполнить заповедь: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).
    Содержание этого праздника заключается в том, чтобы нам, по словам апостола, «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преобразиться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

    В древности праздник Преображения праздновали во время Великого поста, то есть перед Входом Господним в Иерусалим, как это было в Евангельской истории. В древности весь Великий Пост был периодом Преображения. Сейчас памятью об этом является празднование Марии Египетской в Пятую неделю Святой Четыредесятницы. Это празднование показывает нам образец человеческого преображения, когда Свет Фаворский, Свет Господня Преображения, просвещает человека, и человек прикасается к этому Преображению, преображаясь сам. При этом блудник, пьяница и убийца становятся святыми.
    Окончание Преображения, к которому мы призваны, бесконечно, как описал это апостол Павел: наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все. Да произойдет с нами это преображение в нынешнем веке, и да пребудет оно с нами всегда. Аминь.

    Освящение плодов.
    Когда попадаешь на старое кладбище, первое, что бросается в глаза, - это множество заброшенных памятников, на которых уже не различишь ни имени, ни лица того, ради кого их поставили.
    Когда наступает освящение яблок в день Преображения, невольно чувствуешь себя, будто стоишь перед огромным древним памятником, на котором уже выцвело от времени изображение и надпись, ради которого памятник установлен.
    Праздник Преображения один из самых древних. В древности он совершался во время Великого поста.
    Почему же празднуем не в апреле, а в августе? В Константинополе находилась древняя чудотворная икона Преображения. Однажды в V веке Господь совершил чудо: после крестного хода вокруг города с этой иконой, прекратилась эпидемия чумы. Это произошло 6-го августа по юлианскому календарю (сейчас э тому дню соответствует 19-е августа) С тех пор праздник Преображения был установлен как день церковного года в начале августа. И тогда он по своему содержанию стал смешиваться с Праздником приношения первых плодов.
    В этом появился иносказательный смысл: мы приносим Богу плоды своего преображения. Бог Своею благодатью прикасается к человеку, а человек приносит Богу плоды этого преображения. То есть не с яблоками и виноградом нам должно отождествлять этот праздник, а с жизнью христианской в Духе Святом. Плоды же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. При этом «первые» означает не то, что первое выросло, а то, что самое лучшее.
    Плод приносится всем нашим естеством: телом и душой. В душе нашей есть ум, чувства и воля. Тело: постится, находится в труде. Оно участвует в молитве: ходит в храм, встает рано утром для чтения молитвенного правила, ложится попозже, чтобы помолиться, ради своей семьи отказывается от телесного покоя и идет на работу.
    Ум удаляется от пытливости и наполняется божественным Откровением. Воля избирает благо и отрицается от зла. Чувства удаляют от себя греховную скверну и учатся молитве.
    Бог ждет от нас не яблок. Бог ждет от нас плодов праведности, то есть исполнения заповедей, воли Божьей. Воля же Божья о нас – есть освящение наше, то есть принятие святости.

    Плоды земные дает нам Бог. Когда мы совершаем приношение яблок и винограда, мы делаем это со словами: Твоя от Твоих.
    Наши плоды: это доброе настроение нашего сердца, внимание ума, бодрость воли.
    Конечно наши плоды не таковы, как у Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но из Евангелия мы узнаем, что и скудные дары, как у бедной вдовы, принесшей два лепта, могут пред Богом оказаться значительными. Лишь бы только мы принесли Богу все, что у нас есть, а не так как иногда бывает: часть Богу, часть диаволу.
    Почему яблоки? Яблоки – это традиция северной России. Именно яблоки, белый налив, созревает в Северной России к августу. В некоторых местах России, где холоднее, освящение яблок совершается на Успение, а не на Преображение. В южной России раньше освящался виноград. То есть совершалось приношение начатков плодов, а не яблок.

    Плоды – это символ. В нашей жизни много символов. Например, жених дарит своей невесте кольцо, как символ верности и любви. Невесте не нужно кольцо, если жених ее не любит и ей не верен. Не в кольце дело. Так и с сегодняшним приношением плодов.
    Нам нужно постараться, чтобы наши плоды были действительным символом нашей любви и верности Богу, иначе они будут отвергнуты, и не послужат нам во благо

    Освящение яблок на Преображение – памятник. Только буквы на памятнике иногда не видны, Преображение - превратилось в Яблочный Спас.
    Освящение яблок – это памятник. Наша задача обновлять свою память.

    Итак, постараемся, принося от садов наших плоды обильные, приносить плоды еще бoльшие: от наших тел - пост, бдение, телесные труды; от наших умов - добрые мысли и воздержание от праздномыслия; от нашей воли – бодрость в исполнении заповедей, от нашего сердца – чистоту. Да будем и мы истинными участниками Преображения Христова и в жизни временной и в жизни вечной. Аминь
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Огромная Вам благодарность !!!!
    жалко только что в понедельник этого не было, чтобы так красиво рассказать знакомым почему святят яблоки .
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Простите.

    Я все равно выставлю не достаточно редактированные варианты. Многое из "выставленного" - имеет прошлогоднюю свежесть, если не сказать - десятилетнюю - это плод всех моих священнических (и панамарских) размышлений.

    Но за год я узнаю больше, ошибки в собственных мнениях заметнее - я все "кромсаю" и переписываю (ву разной степени - Преображение на 20% Маккавеев на 18%(главное было соединение двух тем в одну и более логичную, так чтобы слово о Маккавеях было продолжением слова о Кресте) Этот вариант выпал из форума, потому что я его приготовил вечером 13-го и только вечером 14 закончил.

    Хвала Кириллу и Мефодию - у нас есть теперь преемство мысли не только со святыми, но и с самими собою.

    Каждая лекция и проповедь - это то, что произнесено (прочитано) в храме. Но это не окончательный вариант. Я пытаюсь донести сказанное до большего числа людей (я служу в храме, рассчитанном на 15-ть человек), выслушать вопросы, уточнения и исправления моих ошибок.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо большое, отец Алексий!!!! Как всегда Ваша проповедь перевернула мое мировосприятие. Нет слов, одни эмоции...Так стыдно и больно становиться от того, что нет достойных плодов (смирения, молитвы, поста, покаяния, любви к ближнему), которые можно было бы "принести" Господу и не только на Преображение.
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2013
    Тамара нравится это.
  5.  
    Любовь Гн
    Оффлайн

    Любовь Гн Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    СПАСИБО!!!
     
  6.  
    Прихожанка
    Оффлайн

    Прихожанка Мисс Элегантность

    Сообщения:
    284
    Симпатии:
    21
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    В этом году на Преображение была очень красивая служба на территории КП Лавры. Несмотря на то, что на официальном сайте ничего про яблоки написано не было, а лишь про освящение винограда - освящали и виноград, и яблоки. А уж что люди приносили: и сливы, и груши, и помидоры! Плоды- это конечно символ и традиция, но все же как здорово такие традиции украшают нашу жизнь! Огромное количество корзинок, наполненных разноцветными сочными фруктами на фоне пестрых рушничков создавали незабываемое впечатление.
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    С Богом всё преображается! И овощи-фрукты тоже!
     
    Тамара нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Один из плодов Преображения - радость. Именно радость - это одна из отличительных черт и пришествия благодати, и преображения.
    Но радость кроткая, а не кровяная, душевная, плотская.

    Благодатная радость человеку плотскому кажется безумной, потому что она "пустая". На Фаворе нет поводов для радости плоти. Там пусто. Но там Бог.

    Когда плотской человек ощущает взыграние плоти, это состояние напоминает действие алкоголя (или наркотика), он тоже ощущает радость. Но это радость плотская. И она способна удалять человека от Бога, как говорит о плоти и крови Господь в Кесарии Филипповой.
    Об отличии плотской радости от духовной говорит Игнатий Брянчанинов в своем Слове о прелести.
    Мы плотские люди. Плоть, плотские чувства и эмоции - это кожа и атмосфера нашей жизни. Нам нельзя играться в бесстрастных аскетов, пока мы еще в детских пеленах. Все человеческие радости, которые не осуждаются нравственным законом (вздыхаем скорбно, потому что этот Закон - ветхий) - нам позволены. Но нам важно знать им цену, и не фантазировать об их благодатности, и не позволять крови и плоти становится основой нашей "духовной" жизни, сублимировать свои плотские фонтаны в молитву и религиозные ощущения.

    кротость радости может познать только смиренный. Поэтому мне должно умолчать о ней, и обратить ваше внимание на писание Игнатия Брянчанинова.
    Могу только указать, что это радость человека в любой скорби, например, униженного, бедного, оскорбленного, умирающего от смертельной болезни. Поэтому радость, уходящая от первого солнечного луча или порыва ветра, - это радость плотская. Плоды же духовные (притча о Сеятеле) имеют корень (в Боге) и от гонения и скорби не иссыхают.
     
Загрузка...