Причащение

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Протоиерей Алексий, 20 апр 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Христианство означает быть чадом Божьим.
    Между родителями и детьми есть общее - это тело и кровь.
    Для того, чтобы усыновление было реальным, Бог принял на Себя Тело и Кровь, чтобы дать их нам.

    Все, что Церковь создала, как правила подготовки ко причастию - вещь вторичная. Эти правила напоминают брачную культуру (то есть, как знакомиться, выбирать, встречаться) и правила совершения брачного обряда.
    Они могут меняться и во времени, и по отношению к конкретному человеку.

    Урок первый:
    причащаться нужно в мире с братьями. Поэтому за неделю до того, как Вы планируете причаститься в Храме, придите туда и спросите, как у них принято с постом, с чтением молитв, исповедью (временем богослужений, вечерним богослужением, и если актуально - одеждой). Как вам скажут, так и сделайте. Время выделяться из окружающей среды - это время Страшного суда.

    даже если в том приходе одни мракобесы или, наоборот, либералы, никто Вас не принуждает избрать именно ту общину, но раз выбрали, и Вы знаете, что она в единстве с Церковью, - вперед.

    Причащаться можно без исповеди, без поста, и даже не натощак. Причащаться можно голым, в шортах, покурив, с серьгой на языке, не прочитав молитв. Но, все из перечисленного, имеет свое применение в своих обстоятельствах.
    И будьте готовы, что Вас где-то не допустят, посчитав, что в их монастырь насильно привносят чужие уставы. И удивительное дело, кое-кто реально имеет возможность кого-то не допустить.... А иногда этот кое-кто имеет четкие инструкции на это от власть имеющих, например, в виде циркуляра духовника округа. А когда встреча с таким циркуляром вдруг вызывает весьма неблагообразное кипение, тогда и сам текст литургии показывает невозможность участвовать в "общем деле".

    Нб: Одно из наставлений, которых я получил после диаконской хиротонии: "не приставай к своим собратьям с просьбой исповедовать тебя перед каждым причастием". Во как!!!!! Знали мои привычки. Так что, "для мира" мне пришлось отказаться от регулярной исповеди (перед каждым причащением), чтобы "как все".


    Продолжим дальше о "свадьбе Агнца", и о том, как нам к ней готовиться.
     
    -Людмила-, Vivace, Лариса Т. и 8 другим нравится это.
  2.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.506
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексий, а можно подробнее об этом?
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот такое учение: некий старец-подвижник имел одежду из рогожи. Пришел он однажды к авве Аммону. Авва, увидев его в одежде из рогожи, сказал ему: это не принесет тебе никакой пользы. И спросил его старец: три помысла приходят мне. Первый предлагает скитаться по пустынным местам; второй - уйти в страну, в которой никто не знает меня; третий - затвориться в хижине, никого не видеть, и употреблять пищу через день. Авва Аммон отвечал: исполнение каждого из этих предположений будет неполезным (т. е. душевредным) для тебя. Напротив того, безмолвствуй в хижине твоей, ежедневно употребляй пищу с умеренностию, имей в сердце твоем слово мытаря (Боже! милостив буди мне грешнику) и возможешь спастись. Очевидно: ношение странной одежды, бросавшейся всем в глаза, намерение проводить особенный род жизни, долженствовавший привлечь к себе внимание многих, внушены были подвижнику высокоумием, которое не было понято им. Преподобный Аммон преподал ему подвиг смирения, единый благоугодный Богу, единый способный привлечь милость и благодать Божию к подвижнику.

    Если в общине перед причастием все исповедуются (постятся, читают последование), то показывать широту своих взглядов в пику отсталым мракобесам - очень опасно. Демоны этого не пропустят. Демоны - умелые искусители.
    Проще всего посоветоваться с местным священником. Я думаю, что скорее всего понимание найти можно.

    Я помню свои первые шаги в православии... Мои посты, молитвы, и исповеди были действенными, но не уставными. Например, у нас на Михайловке был престарелый протоиерей, исповедник (его несколько раз расстреливали, после последнего расстрела он был так напуган, что стал очень сильно заикаться). Отец Иоанн Шабанов - это удивительный человек. Но.... я долго, исповедуясь у него, даже не знал, что я должен что-то говорить. Он сам все говорил. Быстро, заикаясь, непонятно. Только через несколько лет я узнал, что на исповеди нужно говорить "кающемуся". И ничего. Таинства были действенны. Постился и молился я по уставу, который сам сочинил. Только став пономарем и погрузившись в церковную среду, я исправил многие свои ошибки, которые были не из-за больших знаний, а из-за невежества. Анализируя прошлое, я нахожу много положительного в своих ошибках, так как они многому меня научили. Но, по мере того, как я становился частью общины, а не самочинным уединенником, все мои перекосы исправились. Но общение с Богом тогда я ощущал не меньше, чем сейчас.
    Устав и традиция - это средство. Ими нужно пользоваться правильно. Не от них благодать или правда. Бог смотрит не на лицо, а на сердце. Но в том-то и дело, крайне не полезно идти в отрыв от общины в вещах, которые не вредят душе. Даже если в начале это бывает связано с безрассудной ревностью, впоследствии это будет использовано во вред нам, родив тщеславие и превозношение (как с рогожкой), а еще вернее, фарисей - это особенный человек.

    Если в общине существуют свои традиции благочестия: с исповедями, постами, поклонами, последованиями, то сначала нужно подчиниться правилам, традициям, осмотреться.

    Некоторые нарекают тому, что в Православной церкви нет определенных правил подготовки ко причастию, что все оставлено на откуп икономии. Но это и хорошо. Потому что если бы Собор постановил пункт А или Б, то я, как подающий причастие, был бы связан в своих действиях. Это как автомобиль, в котором руль прибит к доске, а педаль регулируется автоматическим зубчатым механизмом, без зависимости от ситуации на дороге.
    Живое не втискивается в правила, и здесь нужно предать себя воле Божией. Он все исправит. Он исправит человеческую немощь пастырей, и все встанет на свои места.

    Когда я был врачом, то узнал правило: "хочешь сделать человеку гадость, все сделай по правилам". Правил ко причастию, как таковых, нет. Есть духовный опыт общины. И ему надлежит следовать. Он определен историческими условиями и местными особенностями. они могут меняться. То, что "такого раньше не было", зато "очень раньше было иначе", то это не довод. Раньше и люди были другими, да и знаний о прошлом иногда не достаточно... Раньше и чин литургии был иным.

    И вот здесь важно иметь ум слушаться общины, советоваться, а не доказывать. Тем более с обвинениями и нажимом. А еще хуже с соблазном, гневом, превозношением.

    Есть священническое правило: придя на новый приход ничего не менять 9 месяцев.
    например, из монастыря с точной уставной (очень длительной) службой я был переведен в больничный приход, где служба совершалась с максимальными послаблениями и сокращениями. Я внутренне возмущался, но часто говорил: "как было при отце Михаиле, так пусть и будет". Теперь прошло более шести лет моего больничного пастырьства. Я начал замечать, что до меня были люди не глупее меня, и не менее благочестивые. Многие вещи я не стал изменять.

    Паисий Святогорец говорил, что когда он вселялся в новую келлию, ему все хотелось сделать по своему, а потом, приобвыкши, он замечал, что даже гвозди для рясы лучше всего вбивались так, как они были вбиты его предшественниками.


    Свою инаковость нужно проявлять не рогожкой.
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Итак, Брачный пир Сына Царева - святое причащение.

    На этот пир нас призывают в день нашего крещения. Один из обетов крещения: сочетоваться (или причащаться) Господу.

    Свадебная одежда облекает человека таким образом, что покрывает его всего с головы до пят: тело и душу, кровь и плоть, разум, волю и чувства. Это пир любви, и в любви необходимо участие всех частей нашей личности: возлюби Бога всей крепостью (волей), всей разумением (умом), всем сердцем (чувством).

    Даже, не знаю, с чего начать.

    Все важно.
    Наверное, первое, это вера. Необходимо смириться перед Евангелием.
    Второе, возненавидеть своих идолов: страсти, и бросить в огонь те дела, которые осуждаются даже язычниками - убийство, блуд, колдовство, обиду родителям.
    добавлено: 23 апр 2015
    Смирение перед Евангелием...

    Дело в том, что Евангелие - это книга за семью печатями. Одни не умеют читать, а другим мешают читать печати.
    Одна из печатей названа Богом: вы не можете Меня слушать, потому что хотите исполнять свои похоти.
    Есть и другие шесть печатей. Из них я помню навскидку только осуждение и лукавство (фарисейство).

    Человек, который знает наизусть все Евангелие, и человек, который ни разу его не читал, не различаются, если печати лежат на уме первого, а небрежность на воле второго.

    Самое мертвящее осуждение описано аввой Дорофеем. Помние? "А кто такой Зосима? Кто такой Макарий? Кто такие Василий и Григорий? Кто такие Петр и Павел?".

    Итак, смирение перед Евангелием - это "механическая, формальная" вера. Когда человек искренно соглашается со всеми догматами Евангелия. Самое забавное, что это возможно даже тогда, когда человек не читал Евангелия и не знает Символа веры. Парадокс, но многознающий книжник чаще всего находится в таком же положении к Евангелию, как и указанный невежда.
    Так что проблема не в невежестве, а в отношении к своему невежеству. Смиренный человек не только соглашается, но и становится учеником (то есть, познав свое невежество, садится за Азбуку - чтение). А книжник-невежда даже не догадывается о своем невежестве, и потому остается неискусен. О таком можно только вздохнуть, и поискать его в самом себе. Первый его признак: он похож на вдовиц, которых одевала Тавифа (из книги Деяний) - вместо смирения и просьбы о воскрешении, он показывает тряпки (сколько раз прочел Библию, сколько толкований, сколько научных трудов и конференций прошло мимо, сколько часов занято чтением или страниц прочитано и тд и тп). Единственный признак подлинного христианского знания ищем в книге Григория Паламы. Все прочее - фиговый листочек.

    И осознание своей наготы может вдруг оказаться могущественным: "помоги моему неверию".
    добавлено: 23 апр 2015
    А теперь, все то же, только кратко.
    Кто хочет причащаться, от того требуется знание (и принятие верой) того, что написано в: 1 Символе веры, 2 Новом Завете, 3 в катехизисе, 4 всей Библии.

    Именно в такой последовательности. Как видим, реально можно осуществить в авральном порядке только первый пункт. Остальные пункты совершаются в процессе присоединения к церкви блудного сына, что может расятнуться на годы. (со вторым и третьим пунктами я был в растерянности). То есть - согласился с Символом веры, целый блок проблем ушел в прошлое (создав другие) - и с этой стороны препятствия к причастию нет.

    Что касается слепых книжников... То это особый разговор. Слепое книжничество - одна из причин кромешной тьмы в самых рафинированных богословах (и даже "ежедневно причащающихся"). Их обычно Бог врачует не частотой причастия, а скорбями (и не только). Бог милостив и премудр. А пути Его промысла людям неисповедимы. Об этом вам расскажут ап.Павел и блж.Августин.
     
Загрузка...