Происхождение и смысл Великого поста

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Верить_Разумно, 15 мар 2019.

  1.  
    Верить_Разумно
    Оффлайн

    Верить_Разумно Новичок

    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Как и когда возникла традиция Великого поста. В чем смыл поста вообще?


     
    Владимир нравится это.
  2.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.905
    Симпатии:
    2.204
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    1) «Мы постимся в подражание Христу: Он сорок дней постился, и мы вслед за Ним». Очень хорошо. Тогда, исходя из этой логики, мы должны в продолжение наших постных 49 дней, подражая Христу, и по воде ходить, и больных исцелять, и мёртвых воскрешать. Итак, все через Москву-реку (Неву, Обь, Темзу и т.д., кто где живёт) пешком по воде – в больницы и морги!

    Преп. Макарий Великий говорит, что мы должны подражать Христу в Его кротости, смирении, обращении с людьми, а обширная западная духовная литература проработала тему подражания Христу (к которому мы действительно как христиане призваны, каждый в свою меру) очень полно: последовать Ему надо в бедной жизни, в несении креста и скорбей от мира сего, непрестанной молитве и предании всего себя Богу Отцу и т.д. Свести всю эту сферу только к гастрономии и поклонам никак невозможно.

    2) «Придут дни, в которые от учеников отнимется Жених, и тогда будут поститься». – Итак, у всех православных христиан на 49 дней, независимо от их внутреннего состояния, отнимается Жених. Эти 49 дней они проводят без Христа и Его Духа. Непонятно, зачем они тогда ходят в церковь и причащаются: Жених-то у них отнят, хотят они того или не хотят... На самом деле, конечно, эти слова Христа не могут быть основанием дисциплинарного поста. Жених наших душ отнимается от нас только нашими личными грехами, или же по особому воспитательному плану Божию. В таких случаях человек действительно постится – но это не обще-дисциплинарная вещь, и не может быть таковой.

    3) «Сей род (имеется в виду беснование) исходит только молитвою и постом», и вот поэтому все-все-все обязаны поститься. Но, простите... даже как-то и неловко об этом говорить... мы что, все бесноватые? «Да», смело заявляют многие проповедники. «Наши страсти – это "малое беснование", и от них мы очищаемся постом»... и т.д., и т.п. Но всё же нет: нужно такие серьёзные термины употреблять в точном их значении. Страсти – это страсти, а беснование – это беснование. Основой общецерковного поста это изречение Христа быть не может, – только личного, если человек окажется в таком крайнем бедствии, каким является действительная одержимость злым духом.

    4) «Пост – время для того, чтобы мы более сосредоточенно вошли в себя, покаялись, больше молились, всем простили, больше делали добрых дел, прочли Евангелие или душеполезную книгу» и т.д. Это обычные и самые частые мотивы великопостных проповедей. Всё это прекрасно; но, стало быть, после поста мы можем рассосредоточиться, меньше молиться, никому ничего не прощать, делать меньше добрых дел, а Св. Писание и душеполезные книги и вовсе не читать. Я думаю, тут даже и обсуждать нечего. Кроме того, очень важно, что христианская жизнь требует ровности: каждый христианин находит свою меру воздержания, и, держа тело в добром рабочем состоянии, всё внимание обращает на внутреннюю, повседневную и непрестанную жизнь со Христом. Всякие à la спортивные «рывки-расслабления» (равно как и непрестанные мысли о еде) очень этому мешают.

    5) «Постимся мы за послушание Церкви». Действительно, это веский аргумент. Но почему по уставу XII века, а не, скажем, II или III-го, в которые Церковь, по общепринятому мнению, была гораздо более духовной и близкой ко Христу, чем современная? Вот уставы того времени (Православная энциклопедия, статья «Великий пост»): «Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество христиан постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так считают живущие в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так поступают живущие в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 седмиц перед праздником Пасхи, а другие – в течение 2, как, например, монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19). «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным... Одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа дня вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). Обязательность В. п. для всех верных была закреплена 69-м Ап. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.)». Хорошо ли, что Церковь превратилась в единообразный строй? Где разнообразие уставов? Где апостольский принцип вариативности (Рим. гл. 14)?

    6) «Мы таким образом готовимся к празднику Пасхи: соумираем со Христом и совоскресаем с Ним». Но об этом я уже немало писал – не превращаем ли мы таким образом Церковь в театр, где по расписанию даются те или иные пьесы, а мы обязаны, опять же строем, подлаживать под них своё внутреннее расположение, хотя Бог, может быть, даёт каждому свой духовный настрой? Что же касается того, каково мнение Бога о нашем посте, то с ним можно ознакомиться в 58-й главе книги Пророка Исаии. Не буду приводить здесь выдержку, уже и так слишком большая заметка получилась.

    Вот такие мысли – весьма индивидуалистические, конечно. Не поймите меня неправильно – всё это для размышления и испытания основания наших действий, а не для разорения церковных уставов. Дать себе личный ответственный отчёт, "почему и на каких основаниях пощусь именно я", по-моему, очень даже хорошо.

    игумен Петр Мещеринов
     
  3.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    397
    Симпатии:
    774
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    1. Десятина от года;
    2. время Всемирного потопа (40 дней дождь)
    3. смирение и послушание воли Церкви, ее постному уставу.
    4. лично для меня пост - это главное средство самопознания. Именно в посту я узнаю, насколько я слаб духом. И это открытие дорогого стоит. Вместо поста такими средствами являются чрезвычайные скорби, особенно унижение и гонение от людей, тяжкая болезнь. Я предпочитаю всю жизнь поститься, ни никогда не потребовать от Бога других средств смирения.

    добавлено: 7 апр 2019
    Пост - упражнение в свободе. Человек свободен только в том, от чего способен отказаться. Это новозаветное павлово осмысление плотского воздержания.
    К евангельскому осмыслению поста относятся слова о закрытии дверей горницы во время молитвы (глава 6-я ев. Матфея), и отягощение души яствами и питиями (Лк 21).

    Ветхозаветные нотки поста - "десятина, долг" дало начало названия посту - "обязанность, долг". У славян слово "пост" означает обязанность, когда человек жертвует собой, своим временем, силой и даже жизнью ради исполнения этой обязанности. Пост Президента, например. =)

    Меня раньше всегда восхищало ветхозаветное учение о десятине. Это учение о посте. Наверное то, что я потихоньку охладел к этой ветхозаветной горячности, родило ряд духовных проблем сейчас, и сузило духовную свободу. Вместо противоположного. Так что поститься хорошо, а поститься строго - еще лучше.
    добавлено: 7 апр 2019
    Ну, Петр Мещеринов... развел. Он такой духовный и аллегорический, что даже боюсь, что он в туалет не ходит.
    Насколько я знаю, в человеке тело преобладает. Хорошо ли это или плохо, но так есть. Отсюда и образ подвижничества.
    Духовное подвижничество похвально, и ему учиться всегда полезно. Но это никак не уменьшает потребность нашего тела в телесном подвиге.
    добавлено: 7 апр 2019

    1. Мысль о подражании Христу в посте (насколько мне известно) первым дал Златоуст. По-мне, так достойный для внимания "автор". Великие постники по воде таки ходили. Вот и Мария Египетская. Только хождение по водам - это не подражание Иисусу, а следствие изменения человека, в частности и от поста.
    Точнее Златоуст говорит не о подражании, а о том, что Иисус дает пример того, как нам нужно поступать. Приводит пример учителей борьбы в палестре, который показывает новые приемы ученикам.

    2. повеселил Петр Мещеринов об отнятии Жениха .... Ну, у меня и хуже ляпы были. Логики - ноль. Хотя, все не без греха. Ну, надеюсь, он правду говорит, что вся его жизнь пропитана пасхальной радостью, и он уже ныне живет в Царствии Христа, а не как апостол Павел, который воздыхал от того, что отделен от Христа. Ну-ну.... Его слова, да Богу в уши. Я бы поостерегся. У нас ведь эпидемия рака. Так что хвалиться своей пасхальной радостью буду потом - на небе, а не сейчас, когда я здоров. А то похвалюсь своей радостью и веселием (о! это ведь заповедь) а Бог испытает мою радость....

    Ну, сухие страницы учебников, объясняющие смысл Прощальной Беседы (Ин 14-16) тоже не заинтересовали отца Петра. Почему Христос прощается с учениками, если известно, что евхаристия будет каждый день? Да и толкование сорокадневного пребывания Иисуса с учениками до Вознесения (того факта что Он почти всегда скрывался от учеников), насколько я помню, классическое объяснение - напоминание о будущей разлуке и тренировка переносить эту разлуку. (это только один пункт)

    3. про действие бесов тоже удивило. Вообще-то "избави нас от лукавого" это всем сказано. Да и отнесение этих слов к посту - не наше открытие. Я впервые об этом услышал от Брянчанинова, и его мнение мне важнее мнения отца Петра в разы. Да и на своем опыте я многократно знакомился и с демонами и с тем, как пост влияет и на демонов во мне, и на мою чувствительность к демонам. Так что тут я даже не о Брянчанинове говорю, а о личном опыте. Ну, разошелся наш с ним (о. Петра) опыт. Рад за него.
    А страсть (особенно навык в страсти) Брянчанинов называет нравственным беснованием. И говорит, что оно страшнее физического беснования.

    --- я думал, батюшка пройдется с современными данными, что эти слова (о посте) являются поздней вставкой в Евангелие. Но пронесло. Тут бы крыть было нечем. ну, разве только авторитетом церкви. Хотя этот аргумент весОм только для православных.

    4. ???
    человек имеет тело и душу. Тело состоит из крови и плоти. Кровь - вместилище всего животного и бессознательного. Когда я еще учился в мединституте, меня всегда интересовала тайна - влияние психотропных веществ на психику. Отцы рассматривали проблему влияния алкоголя (сюда же относили нейроинфекции, нейротравмы и еще кое-что). Пост, качество и количество пищи всегда влияет на деятельность крови. Кровь - это обязательный участник моей личности. Она участвует в моей молитве и духовной жизни. По разному участвует. И питание важный фактор, влияющий на это участие.
    Конечно, посты бывают разные. Стандартный современный пост на кровь (тело) никак не влияет. Он только дань послушания церкви. Но вот нормальный пост влияет, и очень сильно. Монаху ли о.Петру об этом не знать? Авва Дорофей, Брянчанинов об этом много пишут (ну, это кого я быстро вспомнить могу, знаю где быстро найти).
    Пост и его отсутствие влияет на духовную жизнь, как психотропные препараты (или их отсутствие). Обильное питание, особенно с тем, что горячит кровь, напоминает влияние алкоголя на душу. А теперь скажите, влияет ли потребление алкоголя на духовную жизнь? На мою влияет. И характер питания тоже.

    5. Батюшка приводит длинную историческую справку... Если удалить любопытную воду, и взять сухой остаток: ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ УСТАНОВИЛА ВОТ ТАКОЙ УСТАВ ПОСТА. Поэтому соблюдение именно таких правил поста - это и есть мое послушание сегодняшней церкви, а церковь вправе менять внешние правила благочестия в зависимости от потребности сегодняшних людей. Насколько я помню, правила Впоста за последние сто лет сильно облегчились.
    Если бы меня спросили, я бы предложил другой способ поста, но меня не спрашивают. А жаль. Я бы строго запретил сладкое и жирное (для тех, кто не работает физически). Мне не нравится ограничение в молочном. Ну, я не церковь.

    6. Удивило. Начал с евхаристии, а закончил театральностью поста.
    Насколько я помню, и литургию можно назвать "сценкой", "театральной постановкой", ну, как будет угодно.
    Готовит ли пост к Пасхе?
    Пасха - это Христос, Царство Небесное, изменение духа, день календаря.
    Как постимся, так и готовимся. Психологически пост - как подготовка ко дню календаря - супер! Христианину это не очень важно.
    А все остальное.... на личном опыте испытал важность всего этого. Хотя опять таки, Великий Пост может быть сужен до нескольких часов. Но только потому и получается сузить его в несколько часов, что есть опыт нескольких недель. Это напоминает тренировку: одно движение отрабатываешь неделями только для того, чтобы однажды выполнить его за мгновение.

    В этом смысле для меня является заповедью: готовить место для евхаристии. Помните евангельское, как Господь посылает двух учеников приготовить месте, где Ему есть пасху. Так что пост - это прекрасное средство приготовить место евхаристии.

    Ну, отец Петр прекрасно говорит о духовных подвигах, кротости, смирения и так далее. Но пусть расскажет о молчании (исихии), а внутренней жизни нашего духа, о Марии, которая молча сидит у ног Иисуса (то есть занимается абсолютно бесполезным занятием).
    И, повторюсь, для современного христианина пост - это единственное средство узнать свою подлинную свободы, точнее, отсутствие оной. Даже рабы Древнего Мира были в разы свободнее нас. Пост это легко обнаруживает через десяток часов. Он срывает маски. Сделать пост комфортным - и эта функция поста отпадет.
    Ну-ну. Удачи. Хотя есть и другие средства. Я постоянно перед глазами наблюдаю раковых больных и их родственников. Пост лучше. В нем какая-то академическая, камерная условность. Там как-будто изучается внутренняя модель самого себя. Скорбь, Голгофа от страданий - это уже прорыв, в котором все условности отпадают. Пост лучше. Так что отказ от поста - это часто начало учебы с другой стороны. Не наученный не научится.
     
    Последнее редактирование: 7 апр 2019
    Тамара и Лариса Т. нравится это.
Похожие темы
  1. Jubertrs
    Ответов:
    52
    Просмотров:
    2.808
  2. иерей Леонид Глебец
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    613
Загрузка...
Загрузка...