Пророк Даниил и отроки: Анания, Азария и Мисаил

Тема в разделе "Православные праздники, святыни", создана пользователем Ольга, 31 дек 2009.

  1.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (VI в. до Р. Х.)
    День памяти: 30 декабря

    Из Библейской истории мы знаем, что в трагическом 587 году до н. э. прекратило свое существование Иудейское царство, бывшее вассалом Вавилонии, но, на свою погибель, втянутое Египтом в антивавилонскую коалицию. (О неминуемой катастрофе предупреждал последних недальновидных иудейских царей пророк Иеремия, за что был брошен в темницу и едва не погиб).

    Второй царь нововавилонской (халдейской ) династии Навуходоносор II (605-562 до н. э.), которого устрашенные народы Переднего Востока называли «Бичом Божиим», захватил мятежный Иерусалим, сжег Храм Соломона, захватил в качестве трофеев священные храмовые сосуды и богослужебные принадлежности и депортировал в Месопотамию почти весь еврейский народ. По иудейскому преданию, среди пленников находились и знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил.

    Навуходоносор, охотно использовавший таланты покоренных народов, приблизил их ко двору, распорядился воспитать в роскоши и обучить "халдейской премудрости". Но при этом они хранили заповеди своей веры: отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни. За благочестие Господь даровал им особую мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Он превзошел в премудрости всех придворных звездочетов и магов (волхвов) и стал особо приближенным к царю.

    Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, – тотчас же забыл виденное. Придворные мудрецы и гадатели оказались бессильны ему помочь. Тогда пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. Он возвестил о сменяющих друг друга мировых империях, символически изображенных в виде пожирающих друг друга зверей, и величии последнего вечного Мессианского Царства. После этого Даниил будто бы был возведен царем в сан губернатора Вавилона.

    Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это друзья Даниила – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в страшную пылающую печь. При этом пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (см. Книга пророка Даниила 3:26 – 90; эта "Песнь трех отроков" вошла в православное богослужение). Явившийся ангел Господень охладил пламя, и отроки остались невредимы. Увидев это, пораженный царь повелел им выйти, а сам обратился к Богу истинному.

    При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время кощунственного и беспечного пира, когда в качестве кубков для вина использовали золотые сосуды их Храма Соломона. Надпись предвещала скорое падение возгордившегося и превысившего свои полномочия Вавилонского царства. (Отсюда понятие "пир во время чумы").

    При персидском царе Дарии (522–486 до н. э.) Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его. Сожалевший о скоропалительном приговоре Дарий так этому обрадовался, что даже повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он – Бог Живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно" (Дан 6:26).

    По преданию, Даниил дожил до глубокой старости и скончался в Персии, где до сих пор показывают его могилу в Сузах. Согласно одному позднему свидетельству (св. Кирилла Александрийского, V в. н. э.), его друзья Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

    Именем пророка Даниила надписывается книга Ветхого Завета, находящаяся в христианской Библии в разделе пророческих книг (в еврейской Библии – в третьем разделе, "Кетубим", или «Агиографы», среди назидательных писаний). На самом же деле эта очень интересная и поздняя по происхождению книга (ок. 164 до н. э.) принадлежит к популярному в "межзаветные времена" жанру апокалипсисов («откровений»). Ей подражают апокрифические апокалипсисы Варуха, Ездры, Еноха и другие, а также знаменитый памятник христианской апокалиптики, единственный из книг этого жанра, вошедший в канон Нового Завета после долгих колебаний, – Откровение Иоанна Богослова (в отличие от всех других книг Нового Завета не имеет в Православной Церкви богослужебного употребления).

    История с огненной печью, в которую были ввержены друзья Даниила, – или т. н. "пещное действо" – в течение нескольких веков разыгрывалась всенародно в Москве за неделю до праздника Рождества Христова. Это было одно из первых театрализованных представлений в нашей стране.
     
Загрузка...