Протоиерей Георгий Бреев: должен ли христианин уступать несправедливости?

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Руслан Костров, 26 авг 2013.

  1.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    671
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вопрос у меня вот какой, уж прошу простить меня некоторых форумчан которые привыкли к простым вопросам.

    Вопрос тот же самый - должен ли христианин уступать несправедливости?

    Привожу отрывок из статьи размещённой на одном из моих любимых порталов "Журнал православной жизни НЕСКУЧНЫЙ САД"


    Версия для печати26.08.13, 08:10
    Православный, значит обязан уступить, когда отнимают мою квартиру, не выдают зарплату или оскорбляют жену? Чтобы разобраться и поступить по-христиански, нужно понять своего обидчика, считает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, многие годы являющийся духовником священства города Москвы.

    [​IMG]
    — Святые отцы советовали уступать и уступали друг-другу. Как следовать этому совету в современном мире, где, если начнешь уступать, так у тебя отберут последнее. Вот, например, хотят у меня отнять кусок дачного участка. Что делать – уступить, или все-же судиться, ведь это не только мой участок, но и моей семьи? И соседи явно нарушают закон.

    — В наше время резко изменились отношения людей друг с другом, сейчас очень обостренно чувство собственности. То, что в советское время было естественным – квартира, стало вдруг сверхважным. Сейчас, чтобы в Москве получить квартиру, надо либо очень сильно разбогатеть, либо от родителей получить ее в наследство. А детей трое, и все примерно с одним уровнем достатка. И начинается проверка – кто кому уступит. И редко когда видишь, чтобы люди проявляли себя как подлинно благородные и настоящие, по духу, христиане. Доходит буквально до ненависти друг ко другу, родственники становятся врагами.

    А ведь эти материальные отношения это — не просто так, это серьезное искушение, которое проходит человек. Макарий Великий говорил, что все, от царя до нищего, проходят искушение в зависимости от меры привязанности к материальному миру. И никто не может избежать этих испытаний. Сатана трясет людей, как зерно, в решете земных дел и смотрит – кто провалится. И здесь, в какой-то мере, и выковывается духовный лик человека. Правильно выстроенный человек на первое место все-таки ставит то, что более важно – отношения между людьми.

    А зачем я буду враждовать? Да, лучше я получу меньше, но я буду жить с чистой совестью, я не хочу становиться врагом брату или сестре. Пусть какая-то часть моего имущества перейдет к нему, лишь бы только не начинать войну. Человек настроенный духовно будет рассуждать именно так, здесь и выявляется что-то настоящее, какое-то подлинно христианское отношение к жизни. Да, мне жалко имущества, но я как-нибудь проживу, Бог меня не оставит. Я уступлю, потому что у меня, например, двое детей, а у него трое. И хотя по правде доля должна быть равная на всех, но я уступлю, потому что брату тяжелей. А я, слава Богу, имею свой хлеб.

    — А все-таки, если не родственники у меня отнимают, а незнакомые люди? Причем это не мое, а принадлежит моей семье?

    — У нас на приходе так и получилось. Я строю дом, по договору он строится на те накопления, которые я на приходе собрал за пять лет — деньги и материал. А потом строители, когда дом уже был готов, вдруг говорят, что мы должны им еще 4 миллиона. Я говорю, – а за что же? Договор был на 12 миллионов, я вам уже 14 заплатил. Потом вы увеличили до 16, потом до 18. Я опять заплатил и думал, ну теперь то все. И теперь я еще должен? —А скрытые расходы? —Какие скрытые, если я каждый день с вами на стройке толкался вместе с архитектором и конструктором? —Нет, вы нам должны. —Знаете, я понимаю, что вы человек светский и работаете по своим стандартам и с большими бюджетами, выделяемыми городом. Но городской бюджет это когда город дал много денег, и вы можете производить невероятные накрутки. Ты только лопатой копнул, и уже включился счетчик, пошли деньги крутиться. А мы в Церкви строим своим хозподрядом, денежки с трудом накопили, и на них строим. Так что я вам ничего не должен, и ничего платить не буду. Четыре миллиона — это накладно для прихода, мне нечем будет платить зарплату сотрудникам. – Нет, плати. А не будешь платить, я пойду жаловаться в Патриархию. А если они не помогут, я в арбитражный суд напишу. А я то знаю, что никаких документов, подтверждающих его претензии, у него нет. Но потом я вспомнил слова «не судитесь» и «не судите». Ну ладно, хорошо, я вам могу выплачивать поэтапно, и за три-четыре года я вам все выплачу. Но я же тем самым подставил свой приход, мы каждый месяц выплачиваем по 300 тысяч просто ни за что. Бросаем деньги в пасть этому крокодилу, который хотел нас скушать, приходские деньги. Почему? Потому что настолько обострились отношения, человек ради этих денег был готов на все. Хотя я мог на это пойти, и в Патриархии и суде мы бы доказали, что этот человек не имеет права требовать с нас ничего. Но мы, скрепя сердце, все равно ему платим.


    ...................

    — Когда уступить будет грехом?

    — Древний подвижник авва Агафон вел святую жизнь. К нему пришла братия и решила его искусить. —Ты, Агафон, блудник. — Да, я блудник, я каюсь. —Ты невоздержанный обжора! — Да, говорит Агафон, я действительно не строго пощусь, надо бы лучше поститься. А когда дошло дело до обвинений в ереси, то он говорит: нет, душе моей чужд это порок. Нельзя уступать в вопросах правильной веры и Бога. На охране этой области человек должен стоять очень строго, как страж.

    ................................

    Есть и другие вещи, в которых обычно нельзя уступать, это то, что затрагивает вопросы совести, чести, семьи, жены, человеческого достоинства. Но и тут тоже надо оговориться, что это нельзя доводить до дуэлей, как это раньше было. Ты меня оскорбил, а я тебя на дуэль. За этой дуэлью стоит какое-то глубоко-глубоко недуховное отношение. Когда идет накал до такой степени, что встает вопрос о жизни и смерти, то все аргументы надо откладывать в сторону. Пусть ты оскорбил меня, есть заповедь прощать и любить врагов. Да, это вопрос чести, но эта честь может быть чисто мирская. Я может просто не хочу себя, свою тщеславную гордость, потерять в глазах друзей, приятелей и общества, чтобы они не подумали, что я трус, потому что человек оскорбил меня или мою жену, а я в ответ промолчал. Если посмотришь, что за этим на самом деле стоИт, то страшно становится. Это ведь убийство человека, убийство одного человека другим. И что после этого? Так что если мы христиане, мы понимаем, что здесь все эти недомыслия, все порывы личного, надо отложить. По крайней мере, преодолеть их каким-то высшим судом правосудия Божия, чтобы не совершить самого страшного.

    ПОЛНОСТЬЮ
    http://www.nsad.ru/articles/protoierej-georgij-breev-dolzhen-li-hristianin-ustupat-nespravedlivosti?fb_action_ids=494883867262929&fb_action_types=og.likes

    Так вот, приведу часть полемики в ФБ по этому поводу :

    Руслан Остров Отец Георгий правильно сказал о вере, правильно о защите чести и достоинства - надо защищать. Но что касается его, да и в общем то общепринятой позиции о том, что нужно уступать тем лихоимцам, что хотят у человека отобрать что то - я, КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН ! Зачем же народу советовать уступать рейдерам ? Пусть эти рейдеры - родственники ? А если не родственники - тем более - зачем поощрять творящих неправду ? Это конечно форма блаженства, но немногие имеют на неё право. Нет - категорически не согласен.

    Кирилл Миловидов Я так подозреваю, что духовник Москвы немного в курсе -- чему учит Спаситель. А некоторые о. Георгия считают человеком святой жизни. Так что соглашаться с ним, да и со Христом, конечно очень неудобно, это сумасшествие и вообще противно миру. Но Царство -- не от мира.

    Руслан Остров Отец Георгий может быть человеком святой жизни, и духовником и Москвы и всего что рядом. Но вопросы имущественных споров - это важный вопрос вообще в экономической безопасности либо отдельного человека, либо государства, либо нации, либо церкви или всех вместе. Разве православный олигарх или любой состоятельный бизнесмен, да хоть и не состоятельный будет так поступать, когда у него будут отбирать имущество лихоимством ? - конечно нет. Любой здравый человек так не поступит. Тогда кто так поступит ? А поступят так бабушки "божьи-одуванчики", люди со слабой волей, те кому негде просить защиты - правильно ли их учить тому, что они должны быть лёгкой добычей для волков-лихоимцев ? Вы не видите как это учение воздействует на православное общество в целом, не видите множества аспектов и проблем этих вопросов и позволяете себе легкомысленно принимать всё, что Вам кладут в рот. А надо как следует пережевать хотя бы. Вот на основе этой "идеологии непротивления злу" и были на улицу выброшены тысячи и тысячи жертв чёрного риэлторства, например, и они сейчас - БОМЖИ. Потому что в связи с этой идеологией до них никому нет дела, и до преступников тоже. Если воспитывать ОВЕЦ, то НУЖНО их ПАСТИ, а не предоставлять волкам их резать прямо среди белого дня и в стаде !!! Пасти надо - заниматься основами образования в обществе православной экономической этики. А не отпускать всё на самотёк
    Воспитать православного у которого нет ни малейшего инстинкта, ни рефлекса самозащиты - не вопрос. Только после того, как таких православных вырежут всех экономически (а возможно и хирургически) - кому наши батюшки потом свои проповеди читать будут ?


    Что Вы, уважаемые форумчане, думаете по этому поводу ?
     
  2.  
    Serg
    Оффлайн

    Serg Фотогуру Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.600
    Симпатии:
    243
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Я вот для себя этот вопрос полностью не решил. Т.к. пока не нашел ответа на такой вопрос - как быть с тем, что мы попустительствуем вору?
    Мне было было очень интересно услышать ответ от этого священника, его мысли.
    В частности по такому поводу:
    - священник понимает, что строитель их обманывает, но помогает ему в этом. Т.е. он осознает, что это воровство и вымогательство, но все равно идет на это. Пока для меня это выглядит как попустительство и сотрудничество в злых делах.
    - как быть с тем, что священник берет деньги, отдаваемые прихожанами на Церковь и отдает человеку, которого считает обманщиком?
    - я не понимаю в чем здесь любовь и духовная помощь строителю-вору? Без священника он бы себе эти деньги не присвоил, а теперь вот висит еще на нем этот грех.

    Вот на эти вопросы хотелось бы услышать ответ. Если кто-то ответит как он смотрит на эти стороны такой ситуации, буду благодарен.
     
  3.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.950
    Симпатии:
    6.762
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    У отцов пишется, что уступать мы должны в духовном смысле и подставлять щеку. А в материальном мире законы для всех равны. Оставаться человеку без домашнего очага, без оружия защищающего твой дом, отчизну или прощать своим бездействием обидчиков - христианство давно бы себя дискредитировало как религию добра и достойно бы заслужило неуважение народов.
    Другое дело, что у нас перебарщивают и дискредитируют в другом смысле.
     
  4.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    671
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Для меня характерен пример из романа "Отверженные", где епископ Бьенвеню приказывает отпустить Жана Вальжана и говорит, что подарил ему (украденные на самом деле) вещи...

    Он просто не мог поступить по другому - прикажи он снова отправить какого то бродягу на каторгу доверяли бы ему как священнику ?
    Но это вопрос немного в другой плоскости.

    Что касается описываемого, как пример" случая то я тоже полагаю, что о.Георгий просто не мог поступить по другому и как духовный человек и как официальное лицо церкви - потому что в данном случае гораздо проще переплатить несколько больше, чем пожинать плоды скандала, склоки и вражды.
    Да ещё представим, что в это дело вмешались СМИ.

    Поэтому в этом есть тоже проблема - церкви вынуждены иногда переплачивать проходимцам т.к. они могут просто потерять репутацию церкви.
    Хотя бывает по разному.

    В этой линии защиты много прорех и со мною не согласятся, но вот в этом о.Георгия можно понять с мирской точки зрения.

    Но совсем другое - рекомендовать всем такой путь.
    Это может быть подвигом, блаженством, но это сопряжено с материальным и физическим страданием.

    Предположим на среднюю семью православных фермеров наехала некая банда, как это обычно - "предъявить претензии" и вместо того, чтобы оказать все возможные виды нормального разрешения спора ( в суде или иным путём) - отец и мать принимают решение отдать всё бандитам - дом, сбережения, прочее и с детьми пойти по миру...

    Скажите это вариант ?
    А такие варианты в жизни бывают.

    И в этом случае - правильно ли уступить, бросить в нищету себя и детей ?

    Духовно ли это с христианской точки зрения ?
     
    Просто Оксана нравится это.
  5.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.767
    Симпатии:
    5.839
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    В продолжение темы о рейдерстве и не только.
    добавлено: 8 май 2020
    Не знаю точно, в эту тему или нет стоило ролик размещать. Там о построении крепкой сети общин и взаимопомощи на уровне благочиний и епархий как о методе противостояния церковному рейдерству. Мне понравилось слова о том, чтоб сделать захваты невыгодными для захватчиков.
    Но вот косвенно очень уважаемый мной архиерей тоже говорит: в том, чтоб защищать имущество, нет греха. Нет греха встать на защиту. В грех это превращается при определенном настрое сердца, что ли. При внутренем ожесточении, желании любой ценой добиться своего, нечестной и озлобляющей информационной политике (впрочем, это уже я от себя, в видео об этом нет).

    И да, вечная память прот. Георгию Брееву, о котором в первых сообщениях темы...
     
Загрузка...