Протоиерей Вячеслав Рубский --== О СОБИРАТЕЛЬНОМ РАСТОЧИТЕЛЬСТВЕ ==--

Тема в разделе "Проповеди", создана пользователем Иерей Игорь Бурдейный, 3 янв 2015.

  1.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    По прочтении притчи о неверном домоправителе у людей часто возникает вопрос: «Как быть? Христос проповедует нам заведомо неправедного человека. Он прокрутил очевидную афёру». В довершение всего, господин ещё и хвалит его, причём именно за ловкое жульничество. «Молодец, - говорит, - как ты всё лихо вывернул! Ещё и друзей приобрёл своими коррупционными схемами. Молодец!». Христиане сидят и думают: «Чего-то Христос такого наговорил, что мы и не знаем, как толковать».
    Такое смятение немного странно, потому что у Бога всегда всякого рода негодяи в тузах оказываются. Взять притчу «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне», взять разбойника на кресте, который был не выдуманным, а реальным плохишом. Нам Христос часто даёт отрицательный пример в качестве образцового.
    Большинство толкований этой притчи сводятся к комбинации нескольких вариантов.

    - Христос учит нас ловкости в сложных житейских обстоятельствах. Что-то вроде «Не тормозите, сыны Света, учитесь у людей, которые знают, где жилку найти». Это толкование, конечно, хорошо, но подражать людям мира сего, пусть даже и перенося их проворство в духовную плоскость – не совсем комфортно. Дело в том, что оно ставит нас на второй план, дескать, то, что делают люди успешно в своей области, вы делайте в своей.

    - Гладков, Буткевич, Лопухин и некоторые другие толкуют эту притчу несколько иначе. Домоправитель всё-таки провернул коррупционную схему, но другого плана. Он не то, чтобы ограбил хозяина, а просто накинул на его цену проценты, а потом взял эту наценку, да и отменил, чтобы хозяин не догадался, что домоправитель наваривает на его имуществе. Хозяин же, узнав о махинации, обрадовался, потому что, оказывается, на его капитале можно зарабатывать гораздо больше. Согласиться с этой версией тяжело, потому что её цель – не толковать притчу, а непременно оправдать Христа, который говорит что-то неудобовразумительное: привёл домоправителя в качестве отрицательного героя, который выходит положительным.

    - Некоторые толкователи объясняют притчу через то, что всё, что мы с вами имеем, как-то: умения, деньги, здоровье, таланты, возможности – это всё не наше, а Божье и он просто это нам на время дал. Теперь мы должны с помощью всего этого приобрести себе друзей, направить во благо. Есть у тебя умение – помоги человеку, есть у тебя деньги – заплати за брата.

    - Ещё одна версия толкования наиболее приближена к нам. Дескать, пользуйтесь всем, что имеете для того, чтобы приобрести людей, потому что, когда вы умрёте (в тексте – «обнищаете»), когда у вас уже ничего этого не будет, ваши друзья примут вас в свои обители. То есть, они будут вам поручителями о том, что вы – хороший человек. Сие толкование очень хорошее, под ним вполне можно подписаться. В том плане, что оно очень практичное. Оно побуждает делать добрые дела, в надежде на будущее. И люди мира сего здесь приводятся в качестве примера. Смотрите, мол, как они думают о будущем. Домоправитель подсуетился немного – и у него теперь есть друзья, которые пригодятся ему, кода он будет немощен. Так и мы должны беспокоиться о времени своей немощи, сделать инвестицию в будущее.

    У нас же есть более православное толкование, которое растёт непосредственно из контекста. Давайте вспомним, о чём идёт речь в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, ведь разделение на главы произошло только в 13 веке. Читаем: «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». Далее Христос рассказывает притчу во всю главу о блудном сыне, показывая, что Он, как и Бог, грешников любит, в чём и обвиняли Иисуса. Эта притча служит ответом на обвинения Христа в том, что он слишком легкомысленно раздаёт благоволение Божие. Он слишком легко раздаёт спасение, прощение, он расточительный. И вот, Христос рассказывает притчу о неверном домоправителе, где неверный домоправитель – ЭТО ОН САМ! Он говорит: «Да, я неверный домоправитель. Я тот, кого Бог поставил управлять своим домом. И я раздаю Божии благодеяния налево и направо. Ты сколько должен Богу? Сто покаяний? Пиши – пятьдесят. Ты должен восемьдесят – напиши двадцать». Очень легко с уст Христа слетают помилования. Вот и блудный сын – сходил, всё растратил, что в иудейском контексте гораздо хуже, чем если бы он просто где-то сблудил, а ему – перстень с брульянтом, сапоги неношеные, бычка тучного. Как так? Это же неправильно, нехорошо! Как может БОГ так поступать? А Христос выступал именно с той позиции, что это Бог так поступает. Ему говорят: «Да кто ты такой, что ты так легко за Бога расписываешься?». А Он им притчу: «Я-то всех милую, зато у Меня друзья есть. А вы, фарисеи – чопорные индюки. Глаз, как у орла, а толку нет. Вас никто не любит». Только, вот, почитают все. Палец в рот не клади – откусят по локоть.

    А Христос приобретал людей неправедно. Да, Он соглашается с тем, что выглядит это не вполне законно. Оправдать правильность Он уже пытался. Он пытался сказать людям, что Богу важен сам момент перехода, момент покаяния, переосмысления себя, ощущения себя между двумя глыбами, перешагивания какой-то внутренней грани. Поэтому Ему интересен не старший сын, который всегда был хорошим, а младший, который СТАНОВИТСЯ хорошим. Потому мытари и грешники дороже Христу, что они СТАНОВЯТСЯ. Причём, становятся на ступень гораздо ниже фарисейской. Если бы они так думали о стране своей, о Родине своей, о религии своей, как думали фарисеи, они бы сами распяли Христа. Но они не думали ни о стране, ни о Родине, ни о религии, поэтому им было по барабану, что Христос в перспективе развалит весь иудаизм. А фарисеи – люди чуткие – почувствовали, что с такими тезисами Он скоро придёт к тому, что все они – идиоты. А народу – всё равно. Давай побольше исцелений и иже с ними.

    Так о чём же говорит нам эта притча? А говорит она о том, что Христос оправдывает себя через то, что говорит: «Да, пусть я поступаю неправедно, как вы считаете, но эта неправедность приносит реальные плоды – благоволение людей. Люди Меня любят. Меня окружает любовь». К слову, Христос вообще помешан на любви. Центральная идея Христа Иисуса, явившегося на земле – помешанность на любви. Причём, именно помешанность, потому что мы не можем её понять, как нормативное поведение. Оно выходит за рамки норматива.

    Вывод из притчи: Лк. 16:9 «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Другими словами: мы тоже должны подписываться за Бога и миловать за Него легко и непринуждённо. Мы должны сказать своему соседу: «Сосед, ты куришь? Бог прощает тебе!». А теперь помоги мне вытащить машину! Шутка. И вот, мы получили друга. Так и в Мф 18:18 сказано: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». А если мы будем цедить комаров, прощает ли его Бог, или нет, чем мы лучше фарисеев? Нужно проще относиться к благодеяниям Божиим, если это сделает человека нашим другом, если это сделает человека нашим братом. Другое дело, что впоследствии, когда он уже стал нашим другом и когда он стал нашим братом, мы можем сказать ему нечто более серьёзное. В протестантизме, скажем, не делается разница между тем, как мы легко раздаём благословения Божии вначале и тем, что мы с ними делаем потом.

    Далее по тексту притчи идёт интересное речение: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Что здесь непонятно? А кто, собственно, верен в малом? Неверный домоправитель, который пытался охмурить, обдурить всех? Его назвать «верным» ну никак нельзя. Можно сделать предположение, что здесь пропущен участок текста, говорящий о том, что верность Богу – это расточение его благости. Быть верным Богу – это верно раздавать его благоволения. Нужно подарить человеку Бога, но так, чтобы он понял, что это истина. Спросит у тебя сосед: «Можно ли в Новый Год есть жаркое?». А ты ему: «Да, когда ты будешь есть жаркое и скажешь «слава Богу», то Бог благословит тебя, потому что он тоже любит жаркое, что мы видим из совместных трапез Христа и апостолов. То есть, вкусы у вас почти одинаковые. И когда ты будешь есть это жаркое – позови Его. Ведь Он же звал своих учеников на жаренную рыбку». Мы таким нехитрым образом дали Бога человеку. Бог стал для него доступен. Он не стал прятаться за полками богословских книг, за семью вселенскими соборами, за многочисленными поучениями пиджачных пастырей, или бородатых батюшек. Свой пост – посох путешественника – мы оставили себе. Что мы здесь сделали? Почти ничего. И за эту малую верность нам будет дано несравненно больше.
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Владимир Х
    Оффлайн

    Владимир Х Пользователь

    Сообщения:
    65
    Симпатии:
    67
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Курящий христианин предатель бога если он знает о том что это поклонение лукавому и продолжает курить=)))Лучше так сказать соседу если он конечно верующий))=)
     
    Иерей Игорь Бурдейный нравится это.
  3.  
    Natasha_1
    Оффлайн

    Natasha_1 Постоянный пользователь

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    376
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    ...я эту притчу примерно так всегда понимала: "Если ты находишься в ситуации, где можешь помочь другим - делай это, потому что сегодня у тебя это есть (имение - тут подразумевается любое: мат. блага, знания, силы, любовь), а завтра - может не быть. Как-то так. Ну, как во второй и третьей версии. В более шир. смысле - приобретайте друзей богатством неправедным, т.е иллюзорным, земным
    Слышала, что это самая спорная притча в НЗ,
    Но параллель Христос - домоправитель...тогда, выходит, богатый - это Отец? Хм.*SCRATCH*
     
    Протоиерей Алексий нравится это.
  4.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы домоправители. Хозяин Господин всего тварного.
     
    Сергей и Тамара нравится это.
Загрузка...