Рождество: Богословие и духовно-аскетические выводы

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Протоиерей Алексий, 6 янв 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Моя лекция, прочитанная в Храме Всецарицы в г. Донецке 6.01.14
    Лекция на Царские часы Рождества. 6.01.2014.


    Для того, чтобы нам знать самим и рассказывать нашим ближним о событиях Рождества своим родным, в Церкви накануне Рождества установлено особый день – Сочельник. Во время богослужений этого дня прочитывается все евангельское повествование о Рождестве, с пророческими и апостольскими комментариями на эти события. Это происходит во время особой вечерни и литургии, и предшествующих им Царских часах.
    Наполнить свой ум этими поучениями важно, чтобы нам, вместо народных колядок, смысл которых поэтичен, но содержит мало Евангелия, ясно рассказать о Рождестве нашим детям.

    Во время Царских часов прочитывается всё евангельское сказание о Рождестве, с пророческими и апостольскими комментариями на эти события.

    Что такое Царские Часы?
    Каждый день в храме, когда совершается литургия, перед нею происходит богослужение: «Часы». Их четыре. Они названы по именам четырех страж: «первый, третий, шестой и девятый». Это были в первую названия череды храмовой стражи в иерусалимском храме и в царском дворце. Эти четыре стражи стали прообразом особых священнодействий, в каждой их которых присутствует свой смысл.

    В Час первый вспоминается суд над Христом перед еврейским синедрионом.
    В Третий – сошествие Святого Духа на апостолов, в Шестой – распятие Христово, в Девятый – смерть Христа на Кресте.

    Три раза в году (пред Рождеством, Богоявлением и Пасхой) эти часы имеют особое наполнение, где в Рождестве и в Богоявлении (по образу Великой Пятницы) предвозвещается Крестная Жертва Христова.

    На Первом часе Рождества читается вторая половина 1-й главы Евангелия от Матфея. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матф.1:18-25).
    Евангелие напоминает нам, что Христос был зачат чудесным образом, без семени, от Божественного Духа.

    Почему это место установлено именно для Первого Часа? Мы видим в нем, что Христос еще не родился, а уже совершается над Ним суд. Судья этот – муж Марии, престарелый Иосиф. Евангелие называет его праведным, и мы видим, как сильно его суд отличился от суда синедриона.

    Как совершался суд?
    Иосиф знал, что он как муж-супруг не прикасался к Марии, однако он видит Ее непраздной, то есть беременной. За это он посчитал Ее блудницей. Это действие ветхой праведности. Но подлинная праведность смиряет человека, делает его послушным Богу, в отличие от праведности лицемерной. Ветхая праведность слепа, как Лия, жена Иакова, о которой говорит Библия, что «Лия (первая жена Иакова) была слаба глазами» (Быт.29:17), и поэтому не понимает действия благодати. Андрей Критский в Лии и Рахили видит два образа праведности: деятельной и созерцательной.
    Здесь для нас нравственный урок подготовки к Рождеству: чтобы не встать на путь синедриона богоубийц, нужно хранить праведность души, как Иосиф, в первую очередь, учась кротости. Поэтому в этом месте Евангелия мы видим указание на – кротость: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Матф.1:19). Подлинный праведник поступает не по заповеди, которая дана нам иногда по нашему жестокосердию (Матф.19:8). По заповеди Иосиф должен был огласить Марию на площади своего города, и первым бросить в Нее камень. Он же, будучи праведен, отпускает Ее, даже не укорив Ее.
    Здесь мы также видим и начало праведности Новозаветной: Мария полностью предает Себя в руки Божии, никак не защищается, но всю Свою защиту оставляет на волю Божию. Если мы хотим увидеть Рождество подобно Иосифу, нам нужно лечить свои душевные глаза кротостью и человеческой добротой, от чего уклонившись, Ирод и синедрион оказались вне праздника рождества.
     
    Просто Оксана нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы видим, как Божий Промысел приходит на помощь к святым. Ангел Божий приходит к Иосифу, чтобы исправить его мысли. Из этого нам нужно понять, что главное действие Промысла – это наше вечное благо. Подобно и нам необходимо прилагать главное усердие к исправлению настроения души нашей. Нам нужно научиться помогать Богу в нашем исправлении, укрепляя свое произволение к добру уклонением от источников зла и насаждением в себе источников добра.

    Иосиф и Мария показывает нам пример кротости и преданности в руки Божии. Нам, подобно Марии, для входа в Рождественские дни, нужно научиться делу, описанному словами: «Сами себе и друг друга Христу Богу предадим». Да предадим Богу свои болезни, материальные трудности, проблемы в семье и на работе.

    Суд Первого часа завершается: Откровением, принесенным Ангелом, что «родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Матф.1:20).
    В Рождестве мы видим действие всей Пресвятой Троицы. Все лица Пресвятой Троицы участвуют в Воплощении. Рождение Сына происходит от Отца по природе, а не по воле, как творение мира. Природа Отца, Сына и Святого Духа одна. Поэтому Сын рождается от Отца, но воплощается и Отцом и Духом Святым. Сам Сын участвует в Воплощении так же, как и Святой Дух, «изволением», а не так, как происходит с младенцами.
    Этому посвящено читаемое на Первом часе апостольское поучение: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:1-12).
    В утробе Девы Марии – Человек.
    От Матери Он стал Сыном Человеческим, но не от Отца.
    Его зачатие бессеменное. Как человек Он называется на Первом часе апостолом «образ ипостаси» (Евр.1:3) Отца, как и Адам.

    Христос – Сын Человеческий, но зачатие Его чудесно. В этом зачатии нет того, о чем говорит Давид «в беззакониих зачат есмь, и во грeсeх роди мя мати моя» (Пс.50:6). Теперь апостол может сказать о Христе: «Он греха не сотворил». Теперь Креститель может сказать, что вся правда исполнена. Нет на Нем греха. Даже нет Первородного греха. Все скорби, принятые Им, в отличие от наших, не есть следствие грехов Его. Он принимает на Себя все последствия падения, но падения в Нем Самом нет.
    Здесь же, в слове Первого Часа младенец называется Христом, Помазанником, Мессией: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» (Евр.1:9).
    Как Христос-Мессия-Помазанник - Иисус Царь. Да исполним Его заповеди. Иисус Мессия - Пророк, да послушаем Его слов и уверуем Ему. Иисус Мессия - Священник, да примем из Его рук Причастие.

    Апостол также говорит о божественном достоинстве младенца, что Он, Воплотившийся, сотворил мир, и что Он по Своей природе выше ангелов . «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих» (Евр.1:10).
    «Столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:4)
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Младенец, лежащий в утробе Марии, на Первом часе назван Тем, Кто держит мир в Своей руке, Всемогущий Промыслитель: «Держа все словом силы Своей» (Евр.1:3).
    Здесь проповедано наше спасение, которое приходит через Христа не через обряд или ритуал, ни даже через внешнее участие в Таинствах, но через «очищение грехов наших» Им, через прикосновение к Его Божеству, через очищение от страстей, как виноградная ветвь, приживляется к Живой Лозе (Иоан.15:5).
    Не случайно на Первом Часе воспомянуто творение мира: в Своем воплощении Бог возобновляет мир (Евр.1:1-11).

    Это также Откровение имени «Иисус», того Божественного Имени, молитва которым дает нам исполнение всех наших прошений: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан.14:13,14).
    Это имя предсказано Божественным Откровением еще в глубокой древности: «Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев» (Ис.12:2-6). Этот Младенец назван Спасителем и Господом (Иеговой).
    Что же сделал Спаситель? Он пришел, да «спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).
    Грех – это смерть. Смерть – это всегда разложение. Грех – это разложение человеческой природы: отделение человека от Бога. Христос приходит в мир с именем Еммануил, которое провозглашается на Первом Часе, чтобы напомнить: человек теперь не один, но с ним Бог.
    В грехе душа человеческая лишается своего сердца – Святого Духа. Это подлинная смерть.
    Средством спасения Господь избирает Свои человеческие дух, душу и тело.
    Иисус - подлинный Сын Человеческий. Он входит во Вселенную, как человек, который имеет заповедь возделывать сад Эдемский.
    Да умолкнут те, кто укоряет Бога в том, что после Его при-шествия войн и болезней не стало меньше, что изменение душ коснулось людей не достаточно: ведь Бог пришел избавить нас от большего, чем скорби, и от человека зависит мера прикосновения ко спасению и сила этого прикосновения, как говорит апостол: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:41)
    Если бы только от Бога зависело бы наше спасение, то все бы спаслись, но не все пожелали стать «людьми Его».

    В первом Часе содержится учение о Божией Матери. Показано, что Она не случайный человек, вопреки тому, что хульно говорят о Ней сектанты.
    Ее имя настолько превосходит имя всякого человека, как превосходнее Ее плод.
    Богородица - «честнее херувим и славнее серафим».
    Зачем нам нужно знать об этом? Чтобы знать достоинство нашей Заступницы перед Богом, знать, что Она подлинная Всецарица, что молитва к Ней могущественна.

    В Первый Час читается пророчество пророка Михея о месте Рождества:
    «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих.5:2-4)
    В этом пророчестве говорится о рождении нашего Господа в Вифлееме, и о том, что Он рождается прежде начала времени, и что Рождество Его неизъяснимо для людей, и что Он идет дать благодатный мир земле, начать время благоприятное для всей земли. Это удивительное пророчество называет новорожденного младенца Предвечным Владыкой Народа Божия и Пастырем. Для нас важно указание на древнее название Вифлеема – Ефрафа (Дом Хлеба), что является предсказанием будущей Литургии – Таинства Хлеба, сошедшего с Небес
     
    Просто Оксана нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Час третий посвящен обновлению человечества схождением Духа Святого. На нем читается вторая глава Евангелия от Луки.
    «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лук.2:1-20).
    Перед нами Вифлеем, пещера, ясли, пастухи и служение Ангелов.
    Нам повествуется о рождении Христа в вертепе, о том, как Иосиф, житель Назарета, во время переписи оказался в Вифлееме, в котором пророк Михей предсказал Рождество Спасителя.
    Это показывает невидимое основание мирской истории. Людям кажется, что цари господствуют над народами, а на самом деле, Господь ведет мир туда, куда хочет, и ни один волосок не упадет с головы человека без воли Божией. В этом мире все, как кесарева перепись, служит нашему благу, во всем благоволение Христово.

    Вифлеем пророки называют «Бет-Лахэм» или «Ефрафа» – Дом Хлеба. В Третьем часе мы видим, почему Вифлеем так называется.
    Пророк и патриарх Иаков за несколько тысяч лет до Рождества видел месте, где в последствии появился Вифлеем и где сегодня рождается Христос, лестницу между Небом и землей, по которой сходил на землю Бог. Мы видим в Рождестве осуществление этого пророчества: Хлеб Небесный сходит с Неба, и все, кто Его ест, принимают в себя Жизнь
    Время Новое и благодатное проповедуется Небом: являются ангелы и возвещают пастухам.
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Третий Час – это всегда предсказание Сошествия Святого Духа на людей. Предсказание Пятидесятницы в событиях Рождества произошло в словах Ангела: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук.2:10,11). Это так же слышно в славословии: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:14).
    Это благоволение Бога к людям называется «Евангелием». Бог так возлюбил мир, всех нас, что Он, Бог, «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). Закончилось время, которое было наказанием людям, и началось время благоприятное. Нет больше горя и казни для людей, но есть одна только Любовь, превосходящая человеческое разумение. До момента Рождества Христова вся история человечества была историей Блудного сына, который избрал себе Страну далекую со свиньями, голодом и рожками.
    Но, ободрись все человечество, ты не смогло прийти на Небо, сегодня Небо пришло к тебе. Сегодня время свиней и рожков заканчивается. Хлеб Небесный нам дается, Телец упитанный готовится, да вернутся на наши руки печать Образа Божия, на наши ноги сила топтать демонов, и одежда благодати чистая.
    «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
    Наибольшее благо указано Господом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лук.11:13). Здесь указание на сошествие Святого Духа в Третий час.
    Мы также можем стать участниками этого события: Божественная литургия – Царство Пресвятой Троицы на земле. Источник нашего блага – Отец. Принесено к нам это Небесное благо в Плоти Христовой. Но причащением этой плоти мы исполняемся Духом Святым.
    Совершается вершина христианской жизни, стяжание Духа Святого. Человек становится храмом не только живущего в нем Духа Святого, но вся Троица «обитель в нем сотворяет».

    В этом же часе читается окончание третьей главы послания к Галатам: «до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:23-29).
    В этих словах апостола говорится о том, что наследие Христово, то есть Царство Божие, благодать Святого Духа, принадлежит всем верующим, что все верующие – избранный народ Божий, то есть мы все призваны присоединиться к пастухам и Ангелам, апостолам и праведникам.

    На Третьем Часе читаются пророчества Варуха, ученика пророка Иеремии: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 3:36-38; 4:1-4)
    Этот пророк говорит, указывая на Новорожденного Христа и на Евангелие – «книгу Заповедей Божиих».
    Ко всем верным пророк обращается с тем, чтобы они не потеряли своего высокого предназначения быть Народом Божиим (продолжая в этом сказанное апостолом Павлом). Быть народом Божиим означает стяжать Святого Духа, для чего важно исполнять Евангелие. Варух говорит о том, что людей спасти идет истинный Бог, что только Богу по силам совершить это. Это наше спасение совершает Бог не вне нас, а внутри нас, поэтому Бог становится Человеком и Рождается, как Младенец.

    В Третий Час перед нами показано жестокосердие жителей вифлеемских. Немилосердие к бедным, лишило их возможности видеть в своем доме Рождество. «Не было … места в гостинице (для Рождающегося Христа)» (Лук.2:7). Блаженны милостивые и чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чтобы увидеть Рождество, нужно очищать свое сердце, чтобы вместо Рождества не встретить шумный и веселый зимний праздник, с елкой, застольем, колядками. А Христа не приметить. Чистые умом, как голуби, пастухи узнают о Рождестве. Они-то и становятся вместе с Ангелами первыми совершителями Рождественского богослужения.
    Иной суд Божий, иной суд фарисейский. О таких, как эти пастухи, простецах, «воцерковленные» мудрецы говорят: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49).
    Отсутствие чистоты сердца и простоты ума мешает фарисеям праздновать вместе с нами праздник Рождества.

    В Третьем часе показан важный образ: Христос вошел в вертеп и ясли. Иоанн Златоуст в этом видит: в вертепе - тело, а в яслях - душу человека, который причащается Тела и Крови Христовых. Об этом мы говорим, читая Вторая молитва ко причастию.
    Нам необходимо очищать себя от страстей, чтобы не оказаться вне Рождества. Бог открывает себя не богословам, но чистым сердцам. Причастие – повторение Рождества.
     
    Просто Оксана нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Шестой час – время распятия Христа на Голгофе. В рождественском Шестом Часе показана репетиция Голгофы. Мы слышим начало 2-й главы Евангелия от Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Матф.2:1-12)
    Мы видим в роли Пилата – Ирода, в роли Анны и Каиафы безымянных сионских мудрецов: первосвященников и книжников народных (Матф.2:4).

    Но прежде этой рождественской Голгофы, хотелось бы сказать несколько слов о Рождественской Звезде.
    В книге Бытия повествуется о сотворении звезд. Звезды по слову пророка даны людям как огромный календарь и часовой циферблат. По звездам определялись дни года и часы суток. Так было раньше. Сейчас люди плохо разбираются в движениях звезд. У нас теперь есть часы и календарь, а расписание богослужений весит на двери храма.
    Звезда показала наступление определенного времени. Как это совершилось, существует несколько мнений. Златоуст говорит, что волхвам явился Ангел Божий. Но есть и другое мнение.
    Мы видим, что в повествовании о Звезде и Волхвах, эта звезда показывает в первую очередь год Рождества, а не день и место. Мы видим, что звезда указала путь жителям Восточной страны. По одному преданию эти волхвы не были согражданами, но происходили из разных племен. По другому преданию, они происходили из Вавилона. В последнем случае для нас важно то, что в таком случае они приходят из страны, в котоой длительное время жил и проповедовал пророк Даниил. Пророк Даниил известен тем, что он с точностью до года предсказал год рождении Христова. Поэтому не исключено, что звезда, явившаяся волхвам, была обычной Новогодней Звездой – Сириусом, которая сообщала всей Персидской стране начало новолетия. А уже книга пророка Даниила, которая на половину написана на арамейском языке, сообщила волхвам сведения об этом новолетии, как о годе Пришествия в мир Мессии.
    На этом Шестом Часе читается поучение из послания апостола Павла к Евреям: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]» (Евр. 1:10-14; 2:1-3).
    В апостольском комментарии, кроме прославления Родившегося, как Творца, есть указание на ангельское дело: «все … они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Ангелы то в виде звезды, то во сне, то наставляя через Писания ведут волхвов, которым надлежало принять спасение из рук Иисуса.

    Смотря на этих волхвов, мы познаем, что Причастие и Спасение уготовано для всех. Смотря на этих волхвов, нам нужно учиться смирению, ведь кто так мало воцерковлен, как эти волхвы? А они опережают в своем поклонении великих богословов того времени.
    Смотря на события, которые вспоминаются в Шестом часе, мы должны понимать, что оно постоянно повторяется в наше время: Агнец Божий, Хлеб Небесный, ныне на Престоле храма. Сегодня нас призывает в храм уже не звезда и не Ангел. Сегодня нас призывает в храм: совесть, колокол, календарь, будильник и многое другое. Но самое главное, нас на причастие зовет Сам Господь. Он говорит: «Примите, ешьте, примите – пейте». Ангелы и звезды умолкли, когда заговорил Их Владыка. Почему же в храме так мало причастников? Почему практически все, кто находится в храме, должны покидать храм во время возгласа: «оглашенные изыдите…», как не достойные сегодня причащаться? Многие даже ко храму не подходят в такой день.
    На Шестом Часе звучит апостольский приговор о слушателях евангелия: «посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]» (Евр.2:1-3). Те волхвы послушались ангелов, как же нам не слушаться Господа Ангелов? Почему же мы встаем в число оглашенных и отделяем себя от причастников и не идем к Воплощенному, чтобы наследовать спасение?

    Когда в Иерусалим пришли волхвы, они с собою принесли Евангельскую весть о Рождестве Христовом. Но что Иерусалим? Этот город довольствуется званием столицы Святой Земли. Ему достаточно звания, но содержание имени уже давно утрачено – насилие и похоть, сребролюбие и плотолюбие извратили души горожан. Поэтому вместо радости о давнем обетовании, они приходят в смущение и тревожатся.
    В этом мы видим страшную проблему народов и городов, которые получают наименования «святые», например, «Святая Русь». В них иногда название не соответствует реальному содержанию.
     
    Просто Оксана нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Рождественский Пост совершается для того, чтобы исправить в наших душах наши злые навыки, чтобы нам не повторить судьбы этих сионских старейшин и горожан. Они испугались так, как боятся обыватели «конца света». Они испугались Суда Божия. Безумие тех фарисеев превзошло безумие последующих. Они решили избавиться от своего Царя.
    Ирод вопрошает их о Мессии. Любой житель Иудеи знал, что представлял собой Ирод. Всем было понятно, зачем этот тиран ищет младенца. Но сионские мудрецы уже готовы. «Распни, распни Его» уже в устах их. Они посылают убийцу к своему Царю.
    Волхвы – обличение всем «воцерковленным» людям. Кроме праведников – Семиона, Анны Фануиловой, пастухов, Иосифа и Иакова больше никто из Израиля не увидел Мессии. Волхвы, праведные человеческой совестью, – увидели Его и поклонились. В этом месте Евангелия говорится о звезде, радости волхвов, и дарах волхвов . Волхвы принесли Христу золото, как Царю, ладан, как Богу, смирну, как смертному человеку. Это указание на три стороны веры во Христа: исполнение Его заповедей, принятие из Его рук Таинств, вера в Его пророчества. Также мы можем приносить дары от трех частей нашего естества: тела, души и духа.

    События этого места рождественского богослужения учит нас бороться со страстями, как единственный способ избежать участи сионских мудрецов, а также не унижать ни в уме, ни в сердце людей, которые невежественны в вере.

    На Шестом Часе читается пророчество Исаии о Младенце. «Продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, - и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 7:10-16; 8:1-4, 8:8-10)
    В первую очередь пророк говорит о славе Рожденного и Родившей Его Приснодеве. В этом месте мы слышим о том, что Младенец, Который родится от Девы особенный. В Нем произойдет встреча с Богом, вот что означает имя «Еммануил». В Младенце Человечество встречается с Богом, в Младенце человеческая природа встречается с Божественной, в Младенце мы, причащаясь, встречаемся с Богом. Поэтому давайте еще раз прочтем о плоде встречи с Богом: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!». Здесь народами названы демоны и страсти, которые восстают на христианина. Но христианин смеется над ними, потому что «С нами Бог». Конечно, можно к значению этих народов добавить еще и скорби и болезни.
    Но сочетание этого пророчества с Шестым Часом связано с появлением в нем безумного идолопоклонника Ахаза, перед лицом которого произносится пророчество.
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Девятый час – время смерти Христа на Кресте. Здесь мы видим репетицию голгофского богоубийства. Здесь читается окончание 2- главы Евангелия от Матфея: «Когда же (волхвы) отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Матф.2:13-23)
    Диавол ищет убить Мессию, как он постарается сделать то в день последней Пасхи. Но Плод нашего спасания еще не созрел, плод жизни, Агнец еще не готов. Агнец должен сознательно взойти на Крест. Как человеку, Христу надлежит достичь человеческого совершенства, «усовершиться» в произвольном подвиге: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9)
    Поэтому вместо Христа предаются смерти младенцы Вифлеемские, а Христос бежит в Египет, в образ языческого мира, повторяя Ветхозаветную Пасху.

    Гнев Ирода – это богоубийственная страсть, которая делает человека далеким от Рождества. Гнев, небрежность о владычестве в нас страстей, делает человека врагом Рождества. Да не обнаружится этого в душах наших.
    Здесь же вспоминается об уклонении Христа от жестокосердного сына Ирода, Архелая, чтобы мы помнили: ни колдуны, ни демоны не способны удалить от нас Бога, Который помогает нам жить, но только наше жестокосердие. Да приготовим себя к Рождеству борьбой с этой грязью.
    Убийство младенцев хорошо объясняет апостольский комментарий: «освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:11-18).
    Дети вефлеемские, потомки Иуды, сына Иакова, братья Христовы из одного с Ним колена. Они вифлеемляне, происходят из родового города Давида: они давидовы внуки, как Христос Сын Давидов. Их телесная чистота сделала их подобными Новорожденному Христу – отчего диавол и ошибся.
    Девятый час показывает нам удивительное учение - Христос только родился, а на земле уже есть люди, которые от Него неотличимы. Они, эти младенцы, икона Христова. Здесь перед нами встает Библейское учение об образе Божием в человеке.
    Некоторые люди говорят, что ничто человеческое им не чуждо, поэтому они пьют, гуляют, курят. Но в Девятом часе Рождества мы узнаем, что святость, невинность, чистота младенцев – вот что человеческое в нас нормально. Оно так сильно приближает нас к образу подлинного Сына Человеческого, что даже Диавол ошибся, и не смог отличить.
    Человек – это икона Христова не из красок и дерева, а из тончайшего праха земного. Она написана не красками, а Духом Святым. Грехопадение заключилось в повреждении этого образа Божия в человеке. Как будто диавол и сатана, взяв молоток, разбил эту нерукотворную икону. Но демоны не только разбивают икону, но еще перемалывают ее с изображениями демонов и скотов. Поэтому возобновить икону трудно. Два средства направлены на это: держать всегда перед собой образ Христов, который в Евангелии, и Причащаться Тела и Крови Христовых, ведь причащаясь Его человеческой природы, мы не только прикасаемся к Его божеству, но и вносим в себя закваску природы человеческой, но чистой и святой, врачуя свое повреждение.
    Не случайно на девятом часе в Евангелии читается пророчество о плаче в Раме Галилейской. Те дети, о которых говорит Иеремия, уходили в плен смерти. Сегодня же из Евангелия звучит объяснение того, о чем говорит пророк: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер.31:16,17). Эти младенцы не просто воскреснут, они среди тех, кого Иоанн Богослов видел в Откровении в белых ризах (Откр.6:11), они те о ком сказано: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9). Они живы и в месте святом пребывает. Эти кроткие младенцы будут наследовать землю.
    Их подобие становится источником вечного блага – Таинства Причастия: «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, Посему Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр.2:14-18). Этой смертью мы все исцелились . Это прямое указание на Таинство Причастия. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5).
     
    Просто Оксана нравится это.
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    На Девятом часе читается пророчество Исаии: «младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9:6,7). Здесь, с одной стороны прославляется Младенец, а с другой стороны, именую Христа младенцем, пророк показывает причину ошибки диавола, ищущего убить Христа. Это последнее ведет к нас к мысли об образе и подобии Божием в человеке. Совершенное богоподобие человека называется «преподобием или бесстрастием».
    Исаия показывает нам свойства Младенца: «владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века».
     
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Это изложение Библейского учения о Рождестве. Мы его вспоминаем на каждой литургии, готовясь ко причастию, каждый день, читая Символ Веры, и тогда, когда совершаем Богородичное правило, или хотя бы просто возглашаем Богородичную песнь, читая канон, стихиру или другую какую молитву к Богородице.
    Донести эту проповедь нам нужно, во-первых, до своего ума, потом - своим близким. Среди них очень важно это сделать детям. Уяснить себе это событие важно, понять, что это не просто радостное событие и радостный праздник, но часть, и даже основа всей МОЕЙ жизни.

    В Ветхом Завете на Синае Господь повелел Своему народу всегда тщательно готовиться к праздникам. Особенно тщательная подготовка происходила перед Пасхою. Накануне каждой субботы имелся День приготовления, который назывался «параскеви» - «день приготовления к субботе», а мы называем его «пятница».
    Точно так же и мы, во время Нового завета, готовимся к праздникам так, чтобы, когда они придут, мы были готовы их встретить не за наполненным яствами столами, и даже не в чисто украшенной квартире, но с умом и сердцем, подготовленным принять ту истину, которая сообщается в святом празднике. Поэтому все Двунадесятые праздники имеют период предпразднства – время подготовки. Праздник праздников, Пасха, подготавливается в течение 11-ти недель. На втором месте по продолжительности предпразднства стоит праздник Рождества Христова.
    40 дней Рождественского поста - это время подготовки ко встрече Бога, во плоти пришедшего к людям. Храм, Дом молитвы для всех народов начал строится с того, что в течение многих десятилетий Давид готовил строительные материалы для его постройки, поэтому Соломону нужно было только сложить здание из всего готового. Подобно этому в Рождественский пост не только празднуется память пророков, которые предсказали рождение Мессии, но вспоминается их учение, чтобы мы, услышав слова: «Сын Давидов, сын Авраамов» могли тут же вспомнить и понять все великие обетования, которые к Этому Сыну относились, точно так же, как из камней собрать готовое здание Храма.
    Духовная брань, воздержание, телесный и душевный подвиг в период Рождественского поста предназначены для очищения наших умов и сердец, чтобы в день Рождества нам не оказаться среди людей, не узнавших рождающегося Христа.

    Отчего так много времени отводится на эту подготовку? Потому, что в Рождестве раскрывается Евангелие, Благая весть, – щит и меч на диавола, о котором говорит апостол Павел: «возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого … и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:16,17).
    Каждая мысль, которая раскрыта в Рождестве, а их много, - это яркий солнечный луч. Готовясь к Рождеству, мы тщательно рассматриваем каждый из них. Но их сила открывается тогда, когда эти лучи соединяются в одну точку в нашем сердце. Когда же это происходит? Во время подготовки к Причастию. Весь святоотеческий опыт подготовки к причастию начинается с мысли о Воплощении Бога. Начало Причастия – Проскомидия, то есть воспоминание Рождества Христова.
    Каждый день мы все читаем Символ веры, где в Третьем его члене мы провозглашаем Воплощение Бога Слова.
    Особая форма непрестанного возглашения Рождества – Богородичное правило, то есть многократное прославление: «Богородице Дево, радуйся … яко Спаса родила еси душ наших». Совершение этого правила строит в нашей душе «дивеевскую канавку», через которую в душу человека не войдет печать Антихриста. Преподобный Серафим Саровский говорит и о том, что такое делание приносит много пользы земной жизни человека, но главное благо от нее – это очищение человеческого ума от действия демонов, хранение истины уме, от которого не может коснуться его зло
     
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    За две недели до Рождества совершается празднование, которое называется Неделя Праотец, где указывается на пришествие Света в просвещение всех народов во время Вечера таинственного Седьмого дня, начавшегося после сотворения Адама, и который завершится Днем Воскресения мертвых. В тот же день называются званными все потомки Адама, то есть и мы с вами.
    В ближайшую к Рождеству Неделю вспоминаются Отцы, то есть предки, Христа по плоти, чтобы напомнить, что в Рождестве родился подлинный человек, без всякого недостатка, а не какое-то приведение.

    Какова цель такого продолжительного, с обильным чтением Писаний Нового и Ветхого завета, богослужения перед Рождеством? Христос дал нам заповедь: «идите, научите все народы» (Матф.28:19). Быть христианами означает быть Христовыми «свидетелями … даже до края земли» (Деян.1:8). Свидетельство Христово должно совершаться, конечно, в первую очередь, жизнью, которая была бы выражением внутреннего духовного мира, но нам также необходимо свидетельствовать и словом. В первую очередь необходимо свидетельствовать, то есть проповедовать Евангелие, память о Рождестве, в своих семьях, своим детям, родне. Хорошо было бы это делать и вне своего дома, но проповедь в своем доме – важная Божья заповедь. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Иначе Рождество обрастает суевериями, народными традициями, и постепенно само превращается в фольклор, с вечерями, двенадцатью блюдами, колядками, козой, ряженными, посиделками, санта-клаусами и многим другим, что от христианства очень далеко.

    Да построим Дом Молитвы в нашей душе из исполнения заповедей Господних и богооткровенных истин о Рождестве Спасителя. Да пребудет Бог в доме этом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Паремии на Рождество

    1. Первая паремия.
    В начале читается повествование о сотворении мира из книги Бытия . Его читают потому, что рождается Тот, Кто мир сотворил. Христос приходит в мир как Всемогущий Творец и Промыслитель этого мира для того, чтобы мир обновить.

    «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1:1-13).
    В Евангелии Иисусу Христу усваивается имя - «Свет».
    Свет – это одно из свойств Божества, которое Евангелие переносит и на Сына Человеческого, Сына Марии, Младенца, Рождество Которого мы празднуем. В первой паремии мы видим, как сотворенный свет, то есть отражение славы Рожденного Младенца, в начале творения засиял в мире. То же происходит и во время пришествия в мир, когда Иисус родился в Вифлееме, когда Господь пришел исцелить мир от повреждения тьмою.
    Когда мы видим Христа, Которого не принимают вифлеемские богачи, Которого гонит Ирод, нам нужно держать в свое уме великую Его славу – Творца и Промыслителя мира.


    2. Второе пророческое чтение – это пророчество Валаама о пришествии в мир Льва, побеждающего Своею смертью смерть. Он видится Валаамом как Звезда, которая побеждает всякое зло на земле и в человеческой плоти

    «Взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу [свою]». (Чис.24: 2,3, 5-9,17,18)



    3. Третье чтение вспоминает пророчество Михея. В нем говорится о месте рождения нашего Господа в Вифлееме, и о том, что Иисус рождается прежде начала времени от Отца без матери, и что рождество это Его Рождество неизъяснимо, и что Он рождается дать мир земле, начать время благоприятное для всей земли. Это удивительное пророчество называет новорожденного Младенца Предвечным Владыкой Народа Божия и Пастырем.
    «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих.4:6,7; 5:2-4)


    5. Четвертое чтение - это пророчество Исаии о свойствах рождаемого Младенца, о его божественном могуществе и нравственной силе и мудрости:

    «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря» (Ис.11:1-11)
    Кроме того, здесь говорится о начале мира на земле. Исполнение этого пророчества разделяется на две части. Первая часть началась с Рождества: Бог дает возможность примириться людям, что происходит в Его Церкви. Отчасти исполнение этого пророчество совершается внутри человеческой души, когда силы, помыслы и страсти перестают бороться внутри человека. Но это последнее справедливо только для святых. Окончательное исполнение этого пророчества произойдет тогда, когда Христос придет на землю вторично, и когда наступит День Восьмой – Бесконечное Царство Божие. Здесь замыкается пророчество, так как Рождество, начало нашего спасения, напоминает нам об окончательном воздаянии.
     
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    5. Пятое чтение – это пророчество ученика пророка Иеремии, Варуха, где говорится о том, что людей спасти идет Сам истинный Бог, что только Богу по силам совершить это спасение. Однако спасение наше совершает Бог не вне нас, а внутри нас, поэтому Бог становится Человеком и Рождается, как Младенец.
    «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар.3:36-38; 4:1-4). Эти слова пророк произносит, указывая на Новорожденного Младенца, и на Евангелие – «книгу Заповедей Божиих». Ко всем верным пророк обращается с тем, чтобы они, уклонившись от Евангелия, не потеряли своего высокого предназначения - стяжания Святого Духа.

    6. Шестое чтение – это пророчество Даниила о судьбах мира и основании на земле Царства Божия от Сына Человеческого, рожденного чудесным образом

    «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан.2:31-36,44,45). В том пророчестве символически изображены четыре, сменяющие одна другую, империи, покрывающие всю землю. В конце времен произойдет чудо: гора – образ Богородицы, Камень – Христос. То, что камень сошел с горы без человеческих рук – образ бессеменного зачатия. После Рождества Христова начинается Царство Христово на земле. Это Царство уже здесь и сейчас. Оно называется Церковью, а его сердце Литургия. Особенность нынешнего состояние этого Царства то, что двери в него не закрыты, и все люди могут войти в него. После окончания истории мира только в этом произойдет изменение.


    7. Седьмое чтение - это пророчество Исаии о божественном и Царском достоинстве Младенца
    «Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9:6,7)

    8. Восьмое чтение - это пророчество Исаии о непорочном зачатии Христовом, о Приснодевстве Богородицы, и о том, что к нам в Рождестве пришел Сам Бог

    «Продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и За-харию, сына Варахиина, - и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 7:10-16; 8:1-4, 8-10)
     
  14.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Спаси Вас Господь, отец Алексий!
     
  15.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным" (Матф.10:32).
    Исповедовать, в Евангелии = "омологЕо" означает "говорить также", как и Христос, обещать, признавать, возносить хвалу.
    Исповедание = вера.
    Ответ на Ваш вопрос содержится в притче о трех мерах муки. Три меры собой означают три части человеческой природы. Закваска благодати, и закваска исповедания должно проникнуть все: тело, душу и дух. Тело - поступки и слова, душа - противление страсти, дух - мысль, желание и чувство. Если христианство прикасается только к части человека (плоть, язык или ум), тогда мы не имеем права говорить о христианстве.
    Повествование о пяти друзьях (один расслабленный и четыре несущих носилки) - символ внутриличностного взаимодействия сил человеческой ипостаси. Нечсто в человеке более целое, нечто менее. Самое здоровое в человеке ("несущие") тело и ум. Наименее - "кровь" и сердце ("несомый" "расслабленный"). Вот почему христианство начинается с врачевания ума и упорядочения внешней жизни (телесные подвиги, правильное поведение, правильные слова). Но это только начало. Если человек останавливается на пороге, он не достигнет цели. Если человек не подошел к порогу - он не достигнет цели.

    Поэтому вопрос о жизни или словах - это абстракция, потому что в человеке эти вещи отделяются от личности только в абстракции. Мы имеем в виду целостное существо - ипостась. Поэтому в христианстве имеет цену все, любая мелочь (бабкино благочестие и ситцевые платочки), но не что не имеет цены, если "не вскиснет все".
     
  17.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, очень полезная, нужная информация.
     
  18.  
    Любовь Гн
    Оффлайн

    Любовь Гн Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо
     
  19.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    издеваетесь? Это печать моего тщеславия. Чтобы люди не думали, что я скачал из сети...
     
  20.  
    протоиерей Алексий Носач
    Оффлайн

    протоиерей Алексий Носач Правдоруб форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    516
    Симпатии:
    109
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
Загрузка...