Смерть, суд, ад и рай

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Протоиерей Алексий, 11 авг 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Священное Писание называет человек существом, которое имеет тело, взятое из праха земного, и невещественную часть – «дыхание жизни», которая пришла к человеку из уст Божиих, и не разрушается даже после смерти тела. Эта часть после смерти продолжает свое существование без всякого изменения, оставаясь тем же, что была и до смерти, со всеми грехами и добродетелями. Эта часть называется душой.
    Прах земной, из которого образуется тело человека, пророк Соломон называет начальными пылинками вселенной, а душу называет сердцем человека и его жизнью. О реальности этой невещественной части человеческого естества говорят посмертные опыты людей, которые пережили клиническую смерть. Человек после смерти видит свое тело, как снятую одежду. Тогда впервые он осознает, что «Я» не равняется телу, и что тело для нашей личности является тем же, что и волосы для головы: значительная и важная часть, но часть меньшая.
    В Евангелии Господь говорит, что после смерти происходит суд, который называется частным, или судом на мытарствах.
    Этот суд начинается с того, что к человеку идет мира князь, чтобы искать в человеке то, что этим князем было посеяно.
    Сын Человеческий даже о Себе говорит перед смертью: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30). Всю нашу земную жизнь этот князь мира сего сеет в наши человеческие души то, что принадлежит ему, как плевелы в землю, тогда, когда наши души находятся в беспечности как во сне. Это очень ясно описано в притче о плевелах (Матф.13:24-30). В этой притче ясно указано, что одно из толкований образа плевел – это не только те, кто делают беззаконие, но и «все соблазны» (Матф.13:41). Следовательно, в этом сеянии плевел демоны ищут в первую очередь изменения человеческих душ, чтобы, изгнав из них благодать, превратить человеческие души в то, о чем говорит Павел: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр.6:7,8).
    Когда приходит смертный час, начинается смертная болезнь. Она описывается в евангелии как муки рождения. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан.16:21).
    Образ этого рождения-перехода из жизнь в жизнь показан в начале Евангелия, где рождением названо только зачатие. Следовательно, все последующие события, когда наша жизнь изменяется: рождение от матери, смерть тела и воскресение из мертвых – это только переходы из одной жизни к другой.
    Но такое блаженное состояние радости, о котором говорит Христос Апостолам, удел не всех, но тех, кто узким и тесным путем очищал свою душу от плевел демонских.
    Вот почему время смерти – самое страшное время нашей жизни. Но страшен не сам процесс умирания, а открытие в нашей душе того, что мы сами в душу положили своей деятельностью.
    Средством борьбы с семенами смерти в наших душах называется подвигом. Об этом говорит Павел: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:25-27). Одним из таких подвигов является терпение страданий и скорбей, которые Господь по Своей Любви и Премудрости подает человеку, как мы видим на примере благоразумного разбойника.
    В час смерти ничего нового с человеком не происходит, но обнаруживается то, что в нем было прежде смерти.
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Эта фрагмент моей лекции для воскресной школы

    Умирание человека происходит как болезнь, в которой рвется связь между душой и телом. Это самое неприродное состояние. Ведь Библия говорит: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.Сол.1:13-16).
    Для человека смерть равнозначна тому, чтобы солнце стало черным. Смерть человеку противоестественна. Но человек изменил себя в первородном повреждении, внеся в свою природу смерть, а мы все унаследовали эту поврежденную природу от своих родителей. Грех и страсти разрушают корень нашего существования, отчего наше тело под действием стихий разлагается в течении всей жизни с рождения. Мы стареем, болеем. Прах, из которого состоит наше тело, под ударами стихий и времени постепенно разъединяется. Жизненная сила нашей души теряет способность держать этот прах в едином целом. И, когда разрушаются жизненно важные части нашего тела, тогда душа уже не может соединяться с телом. Тогда происходит их разлучение, как разлучаются плацента и ребенок в день, когда младенец покидает лоно матери.
    Пока мы живем на земле и имеем тела, тогда мы имеем состояние души, которое пророк Моисей назвал «кожаными ризами» на нашей душе-сердце. Из-за этих кожаных риз мы многое не видим. Мы не видим ни Бога, ни огня страстей, который горит в нашей душе, испепеляя наше блаженство. Из-за этой слепоты мы можем свободно выбирать свой путь: уклоняться от зла и творить благо, или наоборот избирать зло и творить грех. То есть, пока мы имеем тело и эти кожаные ризы, мы свободно избираем путь широкий или узкий. Из-за этих риз мы не видим ангелов, демонов и души умерших людей.
    После смерти все меняется. Путь, по которому мы идем в земной жизни, после смерти перестает быть путем, а становится постоянным состоянием вечной жизни или вечной смерти.
    В этом ужас и страх. Глаза человека открываются часто во время агонии.
    С этого начинается суд над человеком. О нем говорит Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Этот суд называется частным, или судом на мытарствах. Его начало Павел описывает так: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:13-15). Об этом суде говорит Господь: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36).

    Что же это за огонь?
    Как для тела жизнь в душе, так для всего человека жизнь - Бог. Когда душа покидает тело, оно обращается в прах и гной. Когда человек отделяется от Бога, а Бог есть Свет, человек заполняется тьмою. Эта тьма называется тьмой кромешной или адом. Кромешная тьма - это отсутствие света. Не солнце исчезает с неба, когда мы от него прячемся, но мы сами, прячемся от солнца. Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Образ жизни Бога называется Любовью и Бог есть Любовь. Что такое Любовь? Человеку в состоянии падения это не совсем известно, хотя две тысячи лет назад эта Любовь явилась в мире воплощенной. Любовь - это закон жизни всего человека и его блаженства (счастья) то есть гармонии внутренних сил и гармонии с внешним миром и Богом.
    Грех есть беззаконие. Грех - это то, когда мы вступаем в конфликт с законом, по которому созданы. Любовь открывается любящим. Бог открывает эти законы, потому что это не доступно нашему чувственному опыту. Эти законы - грани закона нашего естества. Эти грани называются заповедями. Заповедь - это не произвол небесного барина, но мольба любящего нас Отца, показывающего нам путь счастья, света и гармонии.
    Одни грехи более опасные для человека, другие менее. Святые отцы говорят о форме изменения души вследствие того или другого явления. Смертные грехи перечисляются в послании апостола Павла к Римлянам (в первой главе), и в послании к Галатам (в пятой главе). Смертные грехи страшны по силе, с которой они отдаляют человека от Света. Грех наполняет человека страстью и превращается в навык, который, по словам отцов, хуже беснования. Бог никого не наказывает и никого не отправляет в ад, но человек своей жизнью раскрывает ад в себе самом. При жизни эта кромешная тьма называется страстью, а по смерти - адским пламенем.
    Никто не может обвинить Бога в том, что Он виновен в какой-то страсти, но все страсти человек сам разжигает в себе. То есть всякий сам разжигает в себе пламя геенны, которая мучает его уже на земле, в половину мучает - после смерти, и в полной мере ее действие раскроется только после воскресения мертвых.
    Реальный объективный характер адских мучений - это святоотеческое и библейское учение.
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Моя лекция фрагмент №3

    Бог есть Любовь, и Он никого не мучает, ни на земле, ни после смерти. Каждый сам впускает в себя похоть, а с похотью мучение. Некоторые скорби мы наследуем как наследственные болезни, но они не мучения от Бога, но лекарства во врачевании наших душевных болезней, которые мы унаследовали от предков. Такие скорби – лекарства, оболочка для хрустального сосуда (то есть средство удаления от грехов) и повод приобретения венцов небесных.
    Бог как любящий Отец, указывает нам, что есть яды более опасные, а есть менее опасные. Например, съев зеленые абрикосы, ослушник окажется на горшке, а вот выпив стакан белизны - на столе в морге.
    Почему нам нужно обвинять Отца в Его заботе? Или обвинять белизну с абрикосом? Или кого-то обвинять в том, что белизна ядовитей абрикоса? Мы, совершая большие и меньшие грехи и страсти, наполняем свою душу большей или меньшей тьмою и болью. Самое обидное то, что обыватели легко прощают себе самые страшные грехи, которые Бог открывает нам как источник вечных мучений. Мы часто говорим: «Бог обязательно мне то или то простит, ведь Он же добрый», не понимая, что Бог нас и не обвиняет, но всю нашу боль и казнь мы вносим в себя сами.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    моя лекция фрагмент №4

    После смерти человеческая душа в сопровождении Ангелов проходит сквозь пространство мира, которое лежит между землей и небом. Это пространство называется Поднебесной. Человек проходит сквозь мытарства, на которых происходит последнее искушение и начало посмертного самопознания человека.
    Искушение заключается в том, что бесы предлагают человеку свои соблазны, пытаясь его обольстить. Например, на первом мытарстве человеку предлагается ложная картина рая. Например, все буддисты и мусульмане увидят тот рай, который рисуют им их учителя. Если буддист или мусульманин вместо мозгов и чистой совести имеет мертвую доктрину своей религии, то он обязательно окажется в раю, который ему пообещали его учителя, но он этому не порадуется тогда, когда обольщение развеется. Что бывает тогда, когда буддист или мусульманин, имеет доброе сердце, Священное Писание умалчивает. Современные богословы говорят, что их преодоление мытарств такое же, как и спасение человека, выпавшего из самолета на большой высоте: теоретически - возможно, но практически - не вероятно.
    Православным на мытарствах не менее сложно. Они напоминают людей, прыгающих из самолета с парашютом. Большинство православных всю жизнь живут так, что даже не представляют, как этим парашютом пользоваться, отчего их участь после смерти бывает не самая лучшая. Дело в том, что жизнь после смерти – это продолжение жизни земной. И если человек жил только радостями тела, жил только страстями и телом, тогда после смерти его участь плачевна: все его имение расхищается вором – смертью.
    Искушение на мытарствах сопровождается раскрытием человеком самого себя. То есть не демоны спорят с ангелами, куда пойдет человек после смерти, но человек узнает, что он собой представляет. Это начало ясного самопознания человека, в котором может родиться запоздалое раскаяние. Это раскаяние Исаак Сирин называет мукой геенны. Это раскаяние описано в Третьей Книге Ездры как посмертная мука человека, который осознал, что он мог приобрести в своей душе, и что он потерял, живя греховно. При этом речь идет не о материальных выгодах, а о духовных. Человек видит свою душу, замученной и пустой, полной злых навыков. При этом эти злые навыки действуют. Человек видит свое прошлое, а в этом прошлом миллиарды секунд, когда Господь подавал лекарства: в заповедях и скорбях, Таинствах и духовном подвиге. И здесь человек начинает осознавать, что все лекарства были им самим отвергнуты. Человек осознает, что из двух путей он сам избрал путь губительный. Раскаяние в этом по книге Ездры и есть мучение после смерти.
    Окончание частного суда показано в притче о богаче и Лазаре. После суда на мытарствах душа водворяется в одно из двух мест. Одно место называется раем, а другое - адом. В этом месте человек будет находиться до дня воскресения мертвых, когда он станет наследником ада или рая, уже имея тело.
    Ад и рай имеют две стороны: внешнюю (физическую) и духовную (внутреннюю). Ад и рай вполне реальны. Но что эта реальность означает, нам не совсем понятно, так как наши представления о реальных предметах основаны на чувственном опыте. Реальность же жизни после смерти, как говорит Павел, превосходит наш земной опыт. Поэтому рассказ о внешних свойствах рая и ада правильнее всего оборвать на словах, что они существуют как некие места: рай вверху, на востоке, выше тверди небесной и космоса, а ад внизу, под землей. Хотя когда речь идет о земле, в виду имеется картина трехслойного состава мира, где ад, земля и Небо – три слоя. Поэтому геологические изыскания не помогут нам уточнить месторасположения ада. Этот вопрос потому слабо освещен в Откровении, потому что его объяснение ничего не дает нам полезного для спасения, а Библия написана не для того, чтобы питать человеческое любопытство, особенно в вопросах, которые выше понимания чело¬века-младенца.
    Павел говорит: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:11,12). Поэтому точно мы знаем, что рай и ад есть, они реальны, в раю хорошо, а в аду плохо. Многие рассказы об этом часто являются попыткой взрослых людей рассказать младенцам о сложностях и радостях семейной жизни.
    Но есть духовное учение о рае и аде, которое в Библии более обширное и нам важнее. Рай и ад – это состояния человеческого сердца, которое начинается уже сейчас, когда мы ходим по земле, а в жизни после смерти, оно только обнаруживается.
    Бог сотворил нас по образу и подобию Своему. Одно из свойств Божиих: блаженство. Никто не благ, как один Господь. Слово «блаженство» - славянское. По-русски оно звучит как «счастье». Это блаженство-счастье укоренено в природе блаженного суще-ства. Если любовь – главный закон жизни всего сотворенного, то блаженство является внутренним проявлением любви.
    Когда человек уклоняется от закона любви, то он этим повреждает себя. Не Бог, и даже не демоны делают это. Грех есть беззаконие, говорит апостол Иоанн Богослов – грех есть нарушение природы человека и разрушение в человеке его счастья-блаженства. Если человек прыгает с высокой горы, то этим нарушается закон Всемирного тяготения. Это заканчивается сломанными костями и размозжением органов, без которых невозможно жить. Так происходит и в духовной жизни. Повреждение любви, то есть главного закона нашей жизни, называется самолюбием и гордостью. Самолюбие и гордость – это огонь, который мы сами влагаем в себя. Это огонь, который лишает нас счастья и жжет нашу душу. У этого огня восемь пламенных языков. Мы их называем страстями. Этот огонь темный и мрачный. Тьма этого огня называется в Евангелии тьмой кромешной. Впустить в себя эту кромешную тьму и уничтожить в себе свое блаженство – это произвольный выбор человека, а не произвол безжалостного Бога, наказывающего человека как нашкодившую собачонку адом, как плеткой.
    Небесный наш Отец любит нас. Поэтому Он умоляет нас не делать греха. «Не вносите в свою душу огня, не убивайте, не гневайтесь, не осуждайте, будьте смиренны, не гордитесь, любите своих ближних, храните целомудрие». Когда Бог дает нам заповедь, Он не делает это ни как тиран, который хочет нас чем-то отяготить, а как любящий Отец и врач, который не хочет, чтобы мы мучились. Мучение мы сами вносим в свою душу, когда сами вносим в свою душу огонь страстей.
    Если бы мы ощущали бы ясно действие наших страстей, то наша жизнь уже на земле превратилась бы в геенну. Кожаные ризы, сердечное нечувствие, не позволяют нам ощутить этого огня. Из-за этого люди не боятся делать грех. Люди видят, что грешники часто более успешны в земной жизни, чем праведники, что люди, которые легко грешат, имеют и здоровье, и долголетие, а людей, которые стараются жить по заповедям, часто этого не имеют. Но люди не понимают, что наказание за грех не приходит к нам от Бога, и не проявляется в земных несчастьях. Единственный наш палач – это мы сами. Единственная казнь: огонь наших страстей. Когда к нам приходят от Бога скорби, то это не казнь за грех, это - лекарство от страстей.
    Воля Божия – наше счастье. Когда мы совершаем грех, когда мы растим в себе страсть, тогда мы уклоняемся от своего счастья. Вот, что такое геенна. После смерти все язвы человеческой души обнажаются, чувства очищаются, и человек видит себя таким, какой он есть на самом деле, и это зрелище – страшное мучение.
    Причина мучений после смерти не наказание Божие, не воля Божия, а воля человеческая.
    Воля – это сила человеческой души. Когда воля человека – зло, это и есть геенна.
    Причина мучений после смерти: страсти, которые стали частью нашей природы, и которые после смерти человек не способен угасить. Пламя этих страстей - это огонь геенны. Запоздалое раскаяние в грехах – это холод тартара.
    В земной жизни мы имеем возможность в Таинствах, духовной брани и жизни по евангельским заповедям выбрать путь узкий и спасительный. Эти три средства – средства, которыми человек изгоняет из своей души страсти. Если человек этого не делает, если он только формально числится христианином: со страстями не борется, то это состояние сохраняется в нем после смерти, превращаясь в бесконечное страдание.
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Моя лекция фрагмент №5

    Что означают наши сны, когда нам снятся наши умершие?
    В житиях святых описаны некоторые случаи явления во снах умерших. Эти случаи узнаются по плоду таких снов. Господь подобными сновидениями показывает живым, что Церковь земная и Небесная – едины, что мы участвуем в жизни друг друга.
    Случаи явления умерших во снах, имеют на себе печать чудесного Откровения, и поэтому никогда не касаются каких-то бытовых проблем, обычных человеческих отношений или любопытных сведений. Такие явления никогда не противоречат Священному Писанию, догматам и духовному опыту Церкви. Кроме того, такие явления никогда не дублируют те сведения, которыми Церковь и так владеет. Зачем посылать умерших во снах, с приказом живым молиться о них, если Церковь и так велит это делать? Или зачем учить людей тайнам жизни после смерти во сне, если Церковь излагает это учение достаточно ясно? Разве могут умершие доказать существование жизни после смерти людям, которые не верят Богу?
    Поэтому издревле существует церковное правило – никогда не доверять снам и сонным видениям. Иоанн Златоуст говорит, что такими видениями чаще всего пользуются демоны. Так же и Иоанн Лествичник ясно указывает на демоническое происхождение явление «святых» во снах.
    Случаи же истинного явления святых настолько редки, что за два тысячелетия существования Церкви они были единичны и всегда внимательно исследовались опытными духовниками. Легкость в принятии сонных видений за истину – признак духовной незрелости. Такие люди находятся в большой опасности.
    Люди в жизни после смерти не имеют свободы перемещаться из одного места в другое. Особенно те, кто оказался в аду. Люди из рая, то есть святые, не преступают воли Господа, и поэтому им нет необходимости прийти во сне, чтобы рассказать какую-то смутную ахинею или продублировать Священное Писание. Златоуст говорит, что это было бы с их стороны в высшей степени нескромно – считать свои слова более важными и достойными веры, чем Евангелие.
    Но есть особая связь между живыми и умершими. Даже после смерти мы остаемся единым целым. Поэтому мы способны воспринимать настроение один другого. Когда наш умерший ближний сорбит, то иногда некоторая тревога появляется в нас. Эта тревога часто воплощается в образ во время сна. Есть еще и обычная психологическая работа, когда наш ум, рассуждая во сне, дорисовывает в своих мыслях образ кого-то из наших ближних. Но доверять подобным видениям опасно. Хотя психиатры много могут узнать о психологической жизни человека по его снам, доверять снам вредно. Сны – это область фантазии и воображения, а поэтому сны – это всегда область, в которой демоны действуют беспредельно. Увлекаясь психологическими играми, символами и анализом мы можем незаметно для себя погрузиться в область магического мышления и повредить свою душу.

    Итак, давайте, пока продолжается время земной жизни, будем упорно бороться со страстями, чтобы они после смерти не стали нашими мучителями. Давайте постараемся узнавать из учения Церкви те средства, которыми мы смогли бы облегчить нашим ближним жизнь, которая начинается после смерти. Потому что действует заповедь: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как мы сейчас утешает скорби наших ближних, так и однажды наши скорби будут утешены другими людьми. Аминь
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Хотелось бы добавить: в первые три дня человек проходит сквозь мытарства, где он познает себя пред лицом страстей.
    С 3 по 9-й день он "обозревает красоты рая" - то есть происходит самопознание пред лицом добродетели.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Лоно Авраама и некрещенные

    Лоно Авраама - это место пребывания умерших людей, рожденных от Адама. По Священному Писанию оно стало одним из "селений райских" только после Великой Субботы. До этого оно называлось "шеолом", "преисподней", некоей части ада.

    На лоно Авраам восходят некрещенные младенцы. О том, восходят ли на него души праведников совести (некрещенных), является открытым. Лично я согласен с Осиповом, что восходят.

    Праведность совести - это следование праведности Адама. Макарий Великий говорит, что грехопадение не повредило до конца первозданный свет, который был в Адаме при сотворении. Из этого первозданного света образуется совесть, которая равно действует во всех людях, всех религий.

    Не означает ли что пришествие Христа не было нужно? Никак, состояние лона Авраамова ниже состояния, которое рождается от даров Христовых.

    Человек после смерти способен изменяться. Об этом говорит церковное правило о молитве об умерших. Если человек следовал убеждениям своей совести, то он приобретает сродство к Евангелию, и после смерти Евангелие может изменить его настолько, что он не будет чужд лона Авраамова.

    Пример такого изменения в тех мучениках, которые не были крещены и в благоразумном разбойнике. В этом месте показано, что Таинста и Откровение - это не само спасение, но средство ко спасению. Главным же средством является изменение человеческого духа.

    Но в этом смысле никто из людей не может сказать: в каком состоянии человек умирает. Смерть человека происходит всегда медленно. Бог сотворл мир для человека (каждого из нас). Поэтому, когда человек умирает, тогда время останавливается. Мы по медицинской философии изучали множество примеров об "остановки времени" во время смерти человека: человек, под ноги которого упала бомба, видит, как медленно по ее поверхности начинают бежать трещинки, вырывается пламень, начинается медленный разлет осколков. Человек это видит медленно, хотя в реальности это происходит в считанные микросекунды.


    Жизнь человека заканчивается терминальным периодом: преагонией, агонией и клинической смертью. Терминальный период для человека всегда является Голгофским крестом. ДЛЯ ВСЕХ. Даже если человек, как будто умер мгновенно, такая смерть ВСЕГДА ГОЛГОФА и у человек ВСЕГДА повторяет одного из двух разбойников. При этом тот выбор, который в конце концов будет сделан, станет явным только в тот день, когда исполнится "что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях" (Лук.12:3) на Страшном Суде. Поэтому я не хочу спешить с отправкой всех некрещенных людей в ад.
     
    Тамара нравится это.
  8.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    СильнО!!!
    В душу проникают все слова проповеди, после прочтения всей подборки, сразу вернулась к проповеди о капернаумских слепцах, потому как хочется :
    "Что же нам делать для того, чтобы избавиться от этой тьмы?
    В 9-й главе Матфея есть на это прямое указание. Капернаумские слепцы неотступно шли за Христом, крича: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Это прошение сейчас несколько дополнилось: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилай мя грешного». Оно называется Иисусовой молитвой.
    Это молитва человека, который видит тьму, которая заполняет его душу.
    Если в нас нет радости, если мы не чувствуем Бога в своих страданиях, если Христа нет рядом с нами, если нам страшно и тоскливо, значит, наша душа повреждена. Если в нас есть свет Христовой благодати, тогда мы увидим все свои греховные язвы, и тогда молитва «помилуй мя грешного» в нас потечет легко. Но если мы не видим своих грехов в себе, тогда нам необходимо повторять сегодняшних слепцов, но оплакивать уже не свои грехи, а свою слепоту, тьму и уныние, которые делают нас вполне незнакомыми со своим внутренним миром.
    Молитва, которую мы сегодня слышим от слепцов, о том, чтобы тьма покинула нашу душу, и о том, чтобы в наш ум и сердце вошло Евангелие. "
     
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну, а некоторые говорят, что Иисусова молитва для монахов. Я не монах, но локти кусать иногда хочется. А Иисусова молитва - они и есть плач от боли, а результат в капернаумских слепцах. Тьма=смерть=слепота. Отсутствие молитвы=немота=отсутствие радости (благодарности, доверия).
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы нас тогда не так поняли :) Именно о таком состоянии мы и писали, что оно главное и предраспологает к этой молитве, т.е. первым должно быть покаяние , которое и рождает плач и эту молитву. А без этого будет не молитва, а обычное чтение, хоть 200 раз повтори:(

    Батюшка, а можно еще вопрос немного не по теме . Вы в таком месте служите, что сталкиваетесь с этим постоянно. Слышала как-то что Гсподь всех хочет спасти, поэтому почти все тяжелобольные люди перед смертью получают облегчение, чтобы если есть у них желание, могли принести покаяние и приняли Тело и Кровь Христовы.
    Вроде замечала в тех случаях о которых знаю, что человеку перед смертью всегда становится легче, он приходит в себя, к нему возвращается на время ясность мысли.
    Или это просто совпадение ?
     
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    По разному бывает. На моих руках мало кто умер. А за несколько часов до смерти всякое бывает. Иногда наблюдаешь нарастание отчаяние, при этом часто у верующих. РАк срывает с человека все маски.

    Ну, а о причастии... аж плакать хочется, зовут часто к человеку, который уже в коме или в сопоре, а он не разу в жизни не причащался. Обычные люди могут "на автомате" исповедоваться и причащаться. Молодец Сергей Д, люди с такими навыками могут причащаться даже в коматозном состоянии (я не разу так не делал, а вот рассказывали про одного священника: на вопрос о причастии он слегка сжал руку в знак согласия, а так, он был полностью "без сознания", ну, и проглотил Кровь. Когда человек знает чего хочет, его можно причащать и в таком состоянии. Хвалю Сергея, хотя наш спор об этом предмете еще впереди.

    Не, не 200 - постоянно. Как слепцы. Пока не услышит. Пока не исполнит.
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Умирать страшно.. Ведь не даром мы в каноне к Причастию постоянно повторяем " прежде смерти дай мне покаяние " :( Может от этого и отчаяние ..
     
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Человек всю свою жизнь собирает себе сокровище: Царство Небесное, прах земной (тело, карьера и тд) и сокровища глубин адских. Когда приходит смерть, она отбирает у него прах земной, и подводит черту под собирания ЦН, и открывает в человеке сокровища глубин сатаниных. Вот тогда рождается плод всей жизни: что собирал. Православие или "православие", прах или Небо. И тогда рождается отчаяние. Оно многоступенчатое. Из-за него люди заболевают раком (потеря карьеры,семьи, молодости), а потом некоторое время перемешивается с отрицанием. Но когда приходит смертный час (спаси на, Господи). Все наши скорби - тренировка этого Голгофского креста с которого нам придется сойти в рай или ад.

    Страшна не смерть: страшна потеря праха, прекращение избрания и начало воздаяния. Смерть тела=рождению. Ее нужно перетерпеть
     
    Тамара нравится это.
  14.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я про воздаяние и писала . В том плане что становится страшно за все что ты совершал и как со всем этим предстать перед Господом ? :(
    Я у кого-то слышала, что как бы как такового суда и не будет ( в том виде как мы привыкли), что мы сами себя тут в земной жизни судим своими поступками и определяем свою участь, а там нам только результат огласят :(

    Часто человек все откладывает на завтра , а потом раз и понимаешь что завтра то уже и нет, и не будет , и ты уже не в силах что-то изменить. И снова надежда только на милость и Иисусова молитва :( Кажется подобное состояние в притче о богатом и Лазаре ( кроме молитвы ).
     
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Ой, о суде я много написал.

    Страшно атеисту терять то, ради чего он жил. Для него это конец света. Весь мир - материя. Материя для него - бог. Высшая форма материи - ЕГО сознание. Он умирает. Сознание исчезает. Материя ЕГО мира распадается. Это страшно.

    Многие атеисты вполне православны. Ходят в храм. Молитвы читают. Причащаются. Но все для того, чтобы ИХ МАТЕРИЯ жила вечно. Вот я и боюсь советов: чтобы родился ребеночек, нужно столько-то акафистов прочитать.
     
    Тамара нравится это.
  16.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну это часто встречается, мне кажется все через это проходят. И это возможно от незнания и непонимания . Я раньше тоже так думала и разделяла жизнь на 2 части, тут я одна, а там та же жизнь но уже в другом теле что-ли. , и разделителем была смерть . Ты как бы просто переходил из одной комнаты в другую. Такое себе чем-то языческое восприятие.
    Потом у кого-то из святых прочитала ( возможно это было толкование на Евангелие ), что Царство Божие оно не где-то там, это не мифические райские сады , а оно внутри нас, это состояние нашей души что-ли ( не могу точно слов правильно богословских подобрать).

    Удивительная вещь получается, чем больше думаешь и говоришь о смерти, тем сильнее желание прочитать Иисусову молитву :)
     
  17.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Угу, вся лекция фрагмент №4 .

    Просто Ваши проповеди я не могу сразу быстро все читать, я по чуть-чуть, обдумывая :) .
     
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    не увлекайтесь. так понравится, что семейная жизнь закончится
     
    Тамара нравится это.
  19.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Не, мне такое не грозит - зайти далеко.. :) Я ж в миру живу.
    Тут хоть бы чуток чего удержать в сердце и не забывать об этом .
    Видеть сразу многие свои грехи -это страшно, можно и умом двинуться :( Лучше по чуть-чуть идти , а Господь управит как надо.
     
  20.  
    Надежда
    Оффлайн

    Надежда Кулинар форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.588
    Симпатии:
    279
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексей, огромное спасибо за лекции. Читать не перечитать. Хочу даже папе распечатать.
    Свет, я тоже на примере своих бабушек замечала. Бабушка Анна умерла на операционном столе при операции на суставе-процент смертности мизерный, никто о нем и не говорил. Так перед операцией она со мной попрощалась, как будто сознание очистилось и она что то чувствовала.
    Бабушка Надежда перед смертью много болела, была очень слаба, глуха, но сына приехавшего из далека узнала и на день! стала как бы здоровой/, всех узнавала, помнила, сидела. Потом стало опять очень плохо, но во время чтения молитв, складывала руки, хоть ничего не должна была слышать.
    Присоединяюсь к вашему вопросу.
     
Похожие темы
  1. novichok
    Ответов:
    12
    Просмотров:
    3.078
Загрузка...
Загрузка...