со-вечнось мира Богу

Тема в разделе "Основы православного вероучения", создана пользователем antonin, 7 июл 2014.

  1.  
    antonin
    Оффлайн

    antonin Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне не понятен вопрос, Бог знал, что делает когда творил мир. Если знал, значит мир уже существовал в какой то другой форме. Или нет.
     
  2.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Надо определиться с понятием существования. Божий замысел о мире вечен. Пространство и время (как формы существования тварного мира) не совечны Богу.

    Подробнее об этом пишет, например, о.Олег Давыденков (см. его "Догматическое богословие"):

    "Логика заставляет признать, что этот замысел (Божий, о мире - прим. мое) является вечным, поскольку мысль о сотворении мира не могла в Боге возникнуть внезапно. Свщ. Писание подтверждает такой вывод: "Ведому Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15, 18). "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11, 3). Т. е. творение — это переход от вечных Божественных предначертаний к действительному бытию мира. Св. Иоанн Дамаскин ("Защитительные слова против порицающих святые иконы") называет этот вечный замысел о мире предвечным и всегда неизменным Божиим советом. Он пишет, что "Бог созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя их в уме Своем и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением, мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план" ("Точное изложение...", кн.1).

    ...Согласно восточной патристике, Божественные идеи находятся вне тварного мира, это очевидно. Мир творится согласно с этими идеями, но сами идеи никогда не становятся тварными существами, дистанция между ними и тварными сущностями не исчезает. Как же таким образом мыслить отношения между Богом, тварным миром и идеями?

    Для Восточных отцов, идеи — это не более совершенные прообразы тварных вещей, и творение нельзя мыслить, как снятие копий, как некое размножение фотографий по негативу. Божественные идеи — не прообразы в обычном смысле, скорее это орудия, посредством которых Бог творит мир, извечные причины тварных существ, устанавливающие для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству, т. е. к обожению, ее образ приобщения Божественным энергиям. Отношение Божественных идей к миру и сотворение мира посредством идей правильнее мыслить не как отношение копий к совершенному образцу, а как соотношение между творческой идеей, существующей в сознании человека-художника, и тем художественным произведением, которое он создает в соответствии с этой идеей. Очевидно, что сама творческая идея и произведение как ее воплощение — вещи далеко не тождественные".
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2014
    Протоиерей Алексий нравится это.
  3.  
    antonin
    Оффлайн

    antonin Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    т.е мир существовал в форме идей со-вечно Богу?
     
    Наталья_* нравится это.
  4.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Мир не существовал.
    Имелся замысел о нем.
    Указанные мною источники отвечают на вопрос лучше, чем я.
     
  5.  
    antonin
    Оффлайн

    antonin Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    «Все от Бога имеет свое бытие
    и существование, и все прежде бытия
    находится в Его творческом Уме, –
    учит св. Симеон Новый Богослов, –
    первообразы всех вещей находятся там
    внутри».
    здесь говорится не о замыслах а об образах.
    а чем отличается это от неоплатонизма?
     
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я вузовский курс истории и теории философии изучала самостоятельно за пять дней. Лет так 11 назад. Училась заочно. Экзамен сдала на "четверку", но очень плохо помню про школы неоплатоников.
    Бог Библии - творческая свободная Личность, а не непроизвольно эманированный из Абсолюта Нус, в котором содержатся идеи.
    Вот Вам Лосский для выяснения отличий с платонизмом и неоплатонизмом. А я баиньки.
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Я Вам посоветую подождать несколько дней. 13 июля приедет Дмитрий Игоревич Макаров, ДФН, кафедра философии УГК, и Он сможет квалифицированно ответить на Ваш последний вопрос.
    добавлено: 8 июл 2014
    Я Вам могу сказать вот, что-то что было (если только возможно употребить "было" к понятию вечности) до сотворения мира, и что будет после событий изложенных в "Откровении Иоанна Богослова, мало открыто нам в откровении Бога. А зачем оно нам? Это знание поможет в спасении души?
    Спасший свою душу, становиться причастнмком всеведения Божия.
    Опять же написано:
    "9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
    10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
    11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
    12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
    13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. "-1-е. К коринфянам. 13
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Бог живет вне времени. Поэтому к Его идеям критерий времени не может относиться.
    Мир сотворен из Божественной Радости. Она еще называется "блаженством" - счастье в бесконечной степени. Мир сотворен таким образом, чтобы причастность к этой радости была совершенной для творения.
    Центр творения - Человек. Все сотворено вокруг Человека так, что вещественный мир является продолжением человеческого тела (по закону единосущия). Поэтому Человек-бриллиант - образ и подобие Того, Кто есть вне времени. А оправа к бриллианту комплементарна бриллианту. А сам образ - комплиментарен Богу (я врач, мне очень понятно это из теории ДНК, хотя пропасть онтологической разницы - реальность, но есть грани единства, из чего выходят учение о Царстве Божием, которое внутрь нас есть, о стяжании Святого Духа и Евхаристии)
    Не происходит некоей матриализации мира, который был вечно в виде информации или чертежа, а творение из совершенного небытия ("экс нихиль" - выражение Библии) образа Божия - Царя, Священника и Пророка ("прорекающего истину"). Все прочее в мире - это как создание здорового микроклимата - для него - Храм, Дворец и Мир-Область проповеди (возделывания Едема - воплощения Истины).

    Неоплатонизм - хорошая вещь. Есть интересные параллели. Мне понравились лекции Осипова по этому вопросу. Однако, лишившись духа, неоплатонизм превращается в гностицизм и оккультизм, питая эзотерику и магию.

    В конечном виде схема творения принимает полностью логичный вид в Новом Адаме. Вся же тварь входит в Литургию (общее дело) с Ним.
    добавлено: 8 июл 2014
    antonin, Ваше имя происходит от папы Марка Аврелия? Вы хотите перегреть наши нейроны? (не это ли изображает Ваша аватарка?) Широта (антонин = лат. пространный) Ваших взглядов и познаний не разорвет ли нас, скудоумных? После вопроса Шевалье о месте смерти в истории мира мне, не приходилось так напрягать мозги. А вы из апологетики переместились в догматику, и опять же, в апологетику.
    В наше время мало кто знает, что такое "неоплатонизм". Уж не заставите ли Вы нас открыть книжки по апологетике первых веков и вспомнить гностиков?
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2014
  9.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Антонин! Христианское учение о творении отличается от неоплатонизма тем (в частности), что бытие логосов (замыслов-энергий) Божиих о мире не равно бытию вещей. Как пишет Г.И. БЕневич со ссылкой на преп. Максима Исповедника, логос вещи - это замысел Божий о ней, существующий в Боге от века, сообразно с которым (т.е. замыслом) Бог т ворит эту вещь в тот момент, когда это Ему угодно и когда ей наиболее подобает (быть сотворенной). ТР.е. здесь мы видим зазор между вечной и нетварной сущностью и нетварными логосами Божиими, с одной стороны, и бытием тварей, начинающимся во времени - с другой стороны. Флоровский тоже пишет ("Тварь и тварность"), что это - принципиальный вопрос (именно этим логосы и отличаются от идей Платона). См. "О трудностях у св. Григория и св. Дионисия" Максима Исповедника, Трудность (Амбигва) 7.
     
  10.  
    antonin
    Оффлайн

    antonin Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    В неоплатонизме образы тоже не равны чувственным вещам. Там иерархия Единое — Ум — Душа, переходящее одно в другое через эманацию.
    Если брать христианскую догматику, то действия Божественной природы можна интерпретировать как эманацию, а вот действия Его Воли нет. Здесь только отличие так как согласно неоплатонизму, переход ум - душа тоже происходит через эманацию.
     
  11.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Макаров в Турции. Ждите...
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    меня не заметили. я обиделся и ушел
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  13.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Простите нас!:[
     
    Тамара нравится это.
  14.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Библия слишком настойчиво настаивает на отсутствии эманации божественной природы, чтобы допустить возможность интерпретации.
     
  15.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    1. Действия Божественной природы нельзя отличать от действий Божественной воли: Бог - Триединая Личность и всё творит волей.

    2. В НЕОплатонизме каждая последующая ипостась менее совершенна, чем предыдущая (ср.хоть Plot., Enn. VI, 9, ГДЕ разъясняется, что ум ниже Единого, потому что ум неизбежно предполагает двойственность - самой мысли и предмета мысли, а Единое едино). В христианской догматике три Лица Св. Троицы соравночестны. Они творят мир единым актом свободной троической любви.

    3. Именно поэтому понятие эманации, как указывал тот же Флоровский, неприменимо к христианскому богословию в принципе. Эманация - это природный процесс: вода вытекает из чаши наземь, потому что чаша переполнена: вода не может не вытекать. В христианстве Бог творит свободно (мог и не творить, см. акты осуждения Оригена на 5 Вселенском Соборе), а потому всякое Его действие - акт Его разума и воли, которые неразрывно проникают друг в друга в силу перихорезы Лиц по сущности и энергии.
     
    Тамара нравится это.
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Отличить нельзя, потому что воля - это действие природы
     
    Тамара нравится это.
  17.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Разберёмся!*CRAZY**HOSPITAL*
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
  19.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Сейчас напугаю дочу)
     
    Тамара нравится это.
  20.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Ой не надо. Он же страшный почти как Вий. А написано, что Собакевич.
     
Загрузка...