Суббота 34-й седмицы: лицемерие

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 6 фев 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Суббота 34-й седмицы. 7.2.15

    Лекция

    Накануне Недели о Блудном сыне в Церкви по уставу читается концовка 20-й главы и начало 21-й Евангелия от Луки.

    «Когда слушал весь народ (Иисуса), Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Лук.20:45-47; 21:1-4).


    Здесь Господь осуждает тщеславие книжников и фарисеев.

    Апостол Павел, защищая себя от обвинений, говорит о себе так: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Фесс.2:5,6).

    Поврежденная душа ищет корысти от окружающих, и эта корысть многоразлична. И здесь Апостол в первую очередь говорит о славе, как об особом виде корысти, ради которой человек готов отказаться даже от материальной выгоды. Ради славы человек готов изображать бескорыстие и любовь: раздать все имение свое людям и отдать тело свое на сожжение (1Кор.13:3). Ради такой славы человек готов на подвиги благочестия и милосердия. Желанию славы посвящена заповедь Евангелия: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Левая рука – это тщеславие, находящееся в человеке. Человек иногда готов на святые дела ради повышения своего самомнения, и для этого может совершать добрые дела втайне.

    В конце 20-й главы Господь показывает нам самый примитивный образ такого тщеславия, когда человек показывает свою непохожесть на грешников – одеждой и внешним поведением.

    Такое тщеславие наиболее грубое, и оно болезненно ищет похвалы от окружающих. Оно считает себя похвальным за то, что получает похвалу между людьми. Его питает то положение в обществе, которое оно само себе присвоило. Господь говорит, что за это положение оно получит бОльшее осуждение. «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48): кто ставит себя выше других, тот и будет испытан, как начальствующий.


    В первую очередь, эти слова адресованы к пастырям. Если пастыри отличаются от своих пасомых только одеждой, местом на богослужении и мелочами этикета, то для них это катастрофа.


    Но эти слова относятся и к нам всем. В них мы видим оценку всего того, что называется «воцерковленностью»: умением одеваться, говорить, ходить, «ставить свечи» по православному. Но одежда бывает не только из ниток. Она бывает из некоего образа, который мы на себя надеваем. Этот образ в первую очередь состоит из слов. Мы изображаем из себя христиан, потому что мы якобы приняли все догматы и правила веры, а также соблюдаем, хотя бы отчасти, те нормы, которые считаем важными. При этом очень часто относимся к этим нормам выборочно, принимая только то, что нам кажется более легким: одним хождение в храм, другим посты, третьим регулярное причастие, четвертым какие-то элементарные дела нравственности.

    И вот, смотря на тех, кого ныне осуждает Господь, давайте задумаемся о том, кем мы кажемся, и кем мы являемся на самом деле. Человека христианином делает не набор внешних признаков, иногда весьма важных, как, например, крещение, воцерковленность или богословскую подкованность. Человеком делает христианином следование за Христом.

    Само по себе это следование начинается с того, о чем говорит завтрашняя притча (о Блудном сыне), с истрезвления, с открытия в себе своего падения. Наша земная жизнь – это путь домой из страны Далекой, где лютый Голод великий, в Дом нашего Отца Небесного.

    К сожалению, внешние вещи: одежды, какие-то плотские атрибуты (знания, исправность в некотором роде дел), могут стать все теми же «рожками свиней», которыми нам так комфортно создавать иллюзию насыщения своего голода.

    Внешние вещи, этикет, порядок – полезны, но сами по себе они не имеют цены. Нам необходимо заботиться о том, чтобы одежды действительно покрывали живое тело, а не были красками поверх гроба, наполненного мертвым костями.




    В этот же день читается начало третьей главы Второго послания апостола Павла к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим.3:1-9).

    Это апостольское чтение продолжает начатое в евангельском поучении. Если в Евангелии мы слышали, что человека не делает христианином внешность, то в апостольском чтении мы читаем о тщедушном содержимом ложных христиан последних времен.


    Господь говорит, что в последние времена в мире воцарится Мерзость запустения там, где не должно. Эта мерзость будет в человеческих душах, и только оттуда она будет разливаться вовне. О том, насколько эта Мерзость изменит мир, говорят слова Апокалипсиса: люди «кусали языки свои от страдания» (Откр.16:11). Для нас важно заметить свойства этой мерзости внутри человека.

    Эта мерзость состоит из самолюбия, сребролюбия, гордости, надменности, злоречия, непокорности родителям, неблагодарности, нечестия, недружелюбия, непримиримости, клеветы, невоздержания, жестокости, предательства, дерзости, напыщенности, сластолюбия, лицемерия. При этом апостол говорит, что видимость, личина благочестия, сохранится. мерзость - внутренняя гниль, станет стержнем человека, и его бессилием.

    Мы должны помнить, что тайна беззакония, то есть сила этой мерзости, присутствует в мире со времен апостолов. Когда придет Конец истории – для нас тайна, но для нас важнее знать свою душу, чтобы удалять из нее то, что растлевает мир из нашей души. Нам важно в первую очередь не гадать о том, не появились ли в мире какие-то новые признаки окончания истории, а позаботиться о себе, дабы в нас не было причин такого окончания.


    Вся эта мерзость – Страна далекая и Голод великий. О них мы будем говорить завтра. Завтра же Церковь будет возглашать, что нам нужно оставить это зло. Решительно и бесповоротно.
    добавлено: 7 фев 2015
    Не знаю, как делать ссылку на аудиозапись.
    Протоиерей Алексий Боднар – 021 Суббота 34-я 07.02.15

    Вход | ВКонтакте
     
    Анечка, И-я, Наталья_А и 6 другим нравится это.
Похожие темы
  1. Александр ortodoks
    Ответов:
    25
    Просмотров:
    5.831
  2. levin
    Ответов:
    5
    Просмотров:
    8.710
  3. Протоиерей Алексий
    Ответов:
    2
    Просмотров:
    2.757
  4. Протоиерей Алексий
    Ответов:
    5
    Просмотров:
    1.699
  5. Протоиерей Алексий
    Ответов:
    44
    Просмотров:
    4.057
Загрузка...
Загрузка...