Св. Иосиф Волоцкий и его слово против еретиков

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Анечка, 9 мар 2015.

  1.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Анечка. Если я смотрю на женщину с вожделением, я прелюбодействую?
    А если я никого не убивал, но мыслил в сердце, или тем более призывал убить. Кто я, не убийца ли?

    Мы все грешны и не идеальны. Идеален только Бог. Мы ошибаемся, каемся, опять ошибаемся, учимся. Кто то крепнет в вере кто то достигает святости, кто то слабеет. Мы люди. Люди со свободной волей. Так пожелал Господь Бог. И еще Бог пожелал, чтобы наша воля не противоречила воле Божией. Люди по немощи своей не могут исполнить волю Божию, поэтому и просят (в молитве "Отче наш") ..Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли..
    Когда мы говорим: на все воля Божия. Надо добавлять: да будет. Мы этого хотим, мы на это уповаем. Мы хотим следовать Его воле.

    Воля Божия есть на все, но нам ее еще предстоит исполнить. На все - значит на добро. Согласно заповедей.
    А если я споткнулся и упал рожей в грязь. Потом встал и отряхнувшись говорю: на все воля Божия. То наверно я вообще не о том думаю.. =) Нет в этом Его воли.
     
    Лариса Т. нравится это.
  2.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.274
    Симпатии:
    3.859
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    Честно говоря, я не вижу большой разницы между убийством отроковицы и призыванием к убийству. И то, и то грех. Может во втором случае после призывов было убито даже больше людей. Я не считаю призыв к убийству кого бы то ни было - праведным гневом. Я считаю это грехом!

    Мне достаточно того, что Иосиф Волоцкий прославлен в лике святых. А как он каялся, плакал ли при этом, меня это по большому не касается. Это тайна его Исповеди.

    Я читала про Николая Угодника. Но я также знаю, что бить людей плохо, поэтому у меня нет уверенности в правильности конкретно этого поступка, что совершенно не умаляет святости святителя Николая в моих глазах.

    Вот, когда спасают других людей от неминуемой гибели или человек погибает мучеником, это однозначный правильный поступок в моем понимании.
     
    Сергей Д. нравится это.
  3.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Решили в этой теме по перемывать кости святому человеку? Ну-ну. Только без меня. Вы уже достаточно моих комментариев скопировали сюда чтобы ещё что-то добавлять.
    добавлено: 17 мар 2015
    Может хоть это немного вразумит вас. Кого вы судить изволили, даже тему открыли чтобы благими намерениями в итоге осудить то что говорил святой человек. Господи прости меня грешную, что я вообще имя это великого святого упомянула на этом форуме мнящих себя православными. Спаси вас Господи. И Николай Угодник от рождения был свят и Иосиф Волоцкий с детства был угодным Господу. Почитайте о нем и подумайте о себе, кто вы чтобы судить о том что он говорил, не знаете не время в которое он жил, ни законы того времени, ни то страшное влияние ереси которое было в то время. Не знаете и не можете знать ничего о том времени как и что было. И не можете знать угодны Господу были слова праведника, но судите, мнения свои высказываете тем самым занимаетесь поруганием памяти Св. Иосифа Волоцкого. Призываю модераторов форума не допускать подобных тем если конечно у вас еще есть совесть. Считаю и буду считать,что такового обсуждения правильности или неправильности сказанного святым человеком быть не должно, по тому что не по Сеньке шапка и чтобы не было греха всем участвующим. Прочитайте о Св. Иосифе Волоцком, какие родители у него были:
    " Он имел жену, любящую Бога, жившую в благоговении, и в воздержании, и в молитвах, именем Марину. И молились они о детях Богу, чтобы дал им детей для наследования роду своему. И услышал Бог молитву их: родила сына и назвали Иваном (именем отца его), о котором следует рассказ. И когда было мальчику семь лет, родители его отдали на обучение грамоте в обитель Воздвижения Драгоценного Креста Господня, старцу почтенному, по имени Арсений, по прозвищу Леженко.
    Этот же мальчик, не достигнув полноты возраста плотского, божественным возрос страхом, учился с разумом и всех сверстников превзошел: за один год изучил псалмы Давидовы и за второй год все Божественное Писание прошел, и во святой церкви чтец был и певец. Люди же, видя как он молод и какой совершенный разум имеет в таком возрасте, не присоединяясь к сверстникам, когда они, по обычаю детского возраста, играют, но со вниманием учась Божественному Писанию, говорили: «Кем будет этот ребенок?!» — ибо благодать Божия была на нем."
    Тропарь:

    Яко постников удобрение и отцев красоту,
    милости подателя,
    рассуждения светильника,
    вси вернии, сошедшеся, восхвалим
    кротости учителя
    и ересей посрамителя,
    премудраго Иосифа, Российскую звезду,
    молящася Господу помиловатися душам нашим.
    [2]

    Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения.
    Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
    Обличитель ереси жидовствующих, автор книги «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, дискутируя с другим подвижником — Нилом Сорским доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
    Канонизован в 1579 году.
    СЛОВО надгробное преподобному игумену Иосифу Волоколамскому
    (краткое житие его)

    Составлено учеником и сродником преп. Иосифа,
    иноком Досифеем Топорковым.
    [​IMG] Перевод со славянского языка
    Скопировала не все, все слово можете прочесть на сайте Иосифо-Волоцкого монастыря..


    Преподобный Иосиф после утреннего славословия и своего обычного правила раньше всех являлся в черную келию для этого дела. Один инок из другой обители, принятый отцом2), увидев его мелющим, удивился, почел бесчестием для него это дело и попросил переменить его. Преподобный Иосиф уступил ему. На другой день этот инок опять нашел его мелющим и со страхом сказал ему: «что делаешь отец? Уступи мне», и снова переменил его. Много раз поступал так инок и вышел из обители говоря: «не перемолоть мне этого игумена». Построив более необходимое для обители, преподобный Иосиф начал строить каменную церковь. Вместе с своими учениками он обтесывал камни, носил их на стену и, подобно великому Афанасию Афонскому, сам клал стены. Основание церкви он положил в 1485 г. и через четыре года окончил ее, расписал стенною живописью, украсил священными иконами лучших живописцев: Феодосия, имя которого означает дар Божий, его отца и других их помощников, трудившихся безвозмездно. О величии обители, о ее разных украшениях нет нужды писать: она стоит пред глазами. Хотя она основана после всех, но многие превзошла, сравнялась с великими. Что же случилось после этого? Вселукавый сатана воздвиг на Церковь бурю новгородских еретиков, которых прельстили исчадия ехидны – богоборные жиды. Они, как овечьею шкурою, прикрываясь христианством, во многие души излили жидовский яд. Отец же3) услышав об этом, болел душею и терзался сердцем. Он начал обличать богоборную ересь: писал послания к самодержцам4), к архиереям, к важнейшим лицам из боярского совета и ко всем христианам: в посланиях он внушал не дозволять распространяться богопротивной ереси, но восстать на еретиков, обличать их и ссылать в заточение. И те семена злочестия, какие они сеяли, он искоренял своими сочинениями. Он написал против них книгу, обличая их учение. Между прочим, он писал и к Новгородскому архиепископу Геннадию и возбудил в нем ревность по Боге.
    Геннадий, пылая ревностью по Христе Боге Вседержителе, как Илия вооружился против еретиков. Он распорядился посадить еретиков на неоседланных лошадей лицом к хвосту и водить по всему городу, а народу приказал плевать на них и говорить: «это враги Сына Божия и Пречистой Богородицы», и обо всем этом известил отца1). Злочестивая ересь таким образом была обличена. Преподобный Иосиф, между тем, не переставал рассылать послания к великим князьям Иоанну и сыну его Василию и ко всем благочестивым князьям, убеждая их единодушно подняться против безбожных еретиков; и таким образом всех побудил бороться против их безбожного учения. Самодержавный же, благочестивый великий князь всероссийский Иоанн Васильевич и его сын великий всероссийский князь Василий Иоаннович обличали их злочестие и прокляли их на соборе. Одних из них на торговой площади кнутом казнили, а других сослали в заточение. С этих пор все начали ненавидеть злочестивых еретиков, как врагов истины: стали обличать их и удаляться от них. Такова была сила мудрости слова блаженного отца Иосифа, что все покорялись его мудрости. Он усердно, насколько возможно, подражал великому Иоанну Златоустому в милостыне, в борьбе с еретиками и в проповеди покаяния. Не только в своей обители он научил многих иноков покаянию и добродетельной жизни, и привел ко Христу, но многих и из мирян.
    Приходившие к нему грешники врачевались от него и делались добродетельными. Если кого угнетали и огорчали страсти и таковой после беседы с преподобным Иосифом освобождался не только от скорби, но и от страсти. Преподобный Иосиф был красноречив, снисходителен к немощным, для всех был все2) . От его учения и опытности все получали пользу. Приходивший к нему, был ли поражен душевною или телесною болезнью, побеседовав с ним, не уходил от него печальный. Один философ, посетивши его, побеседовал с ним, выходя от него, сказал своим спутникам: «поистине этот отец подобен древним ораторам и великому Златоусту». Те из его учеников, которые по непокорности и непослушанию оставляли обитель, и потом поносили хулами своего отца, если они не чувствовали своей вины и не раскаивались пред отцом, были вразумляемы Богом.
    Когда даже из других обителей возбуждали против отца нападки и хулили, то и тогда Бог сохранял его от всего, враги же были побеждаемы.
    Когда умер преподобный отец, его враги нашли удобным воспользоваться его смертью и снова начали поносить его хулами и задумали собрать и сжечь те книги, которые он написал против еретиков; но они не вспомнили написанного: «праведники по веки живут1) , и умер праведный, осудит нечестивых, живых2) , что, будучи живым, он не может сделать того, что может сделать после смерти.
    На начальника3) их напал страх: клеветники испугались государя Великого князя; смутившись духом, не известив государя, они возвратили книги ученикам его4) . Ученики же, взяв книги, носили их над головою, показывая победу отца. Узнав об этом, великий князь весьма разгневался на них5) и сказал им: сначала вы говорили, что книги вредны и должны быть уничтожены, теперь вы сами себя посрамили, потому что оклеветали старца и его сочинения. Только усердными мольбами о помиловании они утолили грозу княжеского гнева на них.
    И когда был жив, терпел от злословящих и хулящих: по смерти же его через многие скорби, по воле Божией, сделал их молитвенниками своими. И умер, победив живых, восставших на него, как было при Златоусте отце, который при жизни перенес много бедствия.
    По кончине же его, оскорбителей его постигли многие скорби.


    Да вразумит нас Господь не предаваться пересудам и своим мнениям по поводу высказываний Св. Отцов, угодность которых Самим Господом подтверждена. (прим. мое)
     
  4.  
    Анонимно
    Онлайн

    Анонимно Гость

    ПРОСВЕТИТЕЛЬ
    Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
    1994

    ..." Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. С тех пор как, по свидетельству “Повести временных лет”, равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, “великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород”, — пишет в “Просветителе” преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые бесчинства, со скорбью описанные преподобным Иосифом в “Просветителе”.
    Но Бог поругаем не бывает, и события, направляемые врагом рода человеческого к погибели, оборачиваются ко славе Божией и ко спасению. О неизреченной премудрости и благости Божьего Промысла, о “Божественной хитрости” пишет преподобный Иосиф в 4-м Слове “Просветителя”; эта сила Божьего Промысла была явлена и в истории России в победе над ересью жидовствующих, — победе, вдохновленной Духом Божиим и возглавленной двумя светильниками Русской Церкви: святителем Геннадием Новгородским († 1505, память 4 декабря) и преподобным Иосифом Волоцким.
    Изложим суть и основные вехи этой борьбы и этой победы.
    В 1470 году новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича († 1482 г.). В княжеской свите из Киева прибыл и еврей Схария. “И был он орудием дьявола, — пишет преподобный Иосиф, — был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии”.
    Пользуясь слабостью веры некоторых клириков, Схария, а точнее сказать, его руками сам сатана, взялся за насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Миссия Схарии имела успех, тем более что вскоре на помощь ему из Литвы подоспели еще несколько иудеев.
    Прельстительная опасность губительной ереси заключалась в ее потаенном характере: это не было открытым насаждением и проповедью иудейской религии; превращение выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства, происходило постепенно и незаметно.
    Среди первых же приверженцев Схарии и его учения оказались священники, через которых ересь распространялась особенно губительно и страшно. Первым из них был поп Дионисий, затем новгородский протопоп Алексий и некоторые другие. Эти священники и совращенные ими клирики и миряне, как свидетельствует преподобный Иосиф, “совершили такие беззакония, каких не совершали и древние еретики”.
    На внешний взгляд приверженцы ереси оставались православными христианами и сохраняли наружное благочестие. Перед людьми, твердыми в вере, они являлись строгими ревнителями Православия, обличали и проклинали лжеучения. Втайне же они совершали свои сквернодействия.
    Они начинали с того, что возбуждали в малодушных и слабоверных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими “отреченных”, т. е. осужденных Церковью книг — пособий по тайным наукам и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства, чтобы обольстить неопытные души. Шаг за шагом обольщенный приходил к полноте еретического учения.
     
  5.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Продолжение:
    Жидовствующие отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению; не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.
    Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели и хулили они монашество.
    Жидовствующие ругались над Честным Крестом, святыми иконами и мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной Руси. По свидетельству “Просветителя”, глумясь над святынями, они говорили: “Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом”.
    Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную Литургию наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам преподобного Иосифа, “нельзя и написать”.
    Ересь жидовства была непримиримым и в то же время потаенным отрицанием основ христианства. Это отрицание и было ее смыслом и содержанием. Поэтому-то в ней легко обнаружить не только ясно читаемую иудейскую основу, но и многочисленные переклички с самыми разнообразными противоцерковными и антихристианскими учениями.
    В строгом смысле — и это особенно подчеркивает преподобный Иосиф — “ересь жидовствующих” была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством — совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему; то, что это отрицание не декларировалось ясно и открыто, лишь усугубляло опасность.
    Когда жиды, насадители ереси, убедились, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращенных стало на прочное основание, они удалились из Русской земли. Ученики же их продолжали свое преступное дело. В 1480 г. великий князь Иван III посетил Великий Новгород, где прослышал о “благочестии и мудрости” двух главных еретиков, Дионисия и Алексия; в результате оба были взяты на священническое служение в Московский Кремль: Алексий — протопопом в Успенский собор, а Дионисий — священником в Архангельский. Так ересь проникла в сердце русского православия. Отсюда оба попа, представлявшиеся на людях кроткими, праведными, воздержанными, широко распространили пагубное лжеучение и приобрели усердных единомышленников и сообщников среди ближайшего окружения великого князя. В числе их были: особо приближенный к великому князю думный дьяк Федор Курицын и брат его Волк, невестка Иоанна III молдаванка Елена, архимандрит Симонова монастыря Зосима и многие другие. Более благоприятных условий для распространения ереси невозможно было и вообразить.
    Губительное лжеучение, быстро распространяясь, в то же время долго оставалось сокрытым от духовных и мирских властей: ведь тайный характер исповедания, ложные клятвы, запирательство, лицемерие были принципиальными методами еретиков.
    Божиим Промыслом еретическое нечестие обнаружилось лишь тогда, когда на святительской кафедре Великого Новгорода, ставшего колыбелью ереси, Господь воздвиг великого поборника Православия — преосвященного Геннадия (поставлен во архиепископы Великого Новгорода 12 декабря 1484 г.).
    В 1487 г., 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, обнаружили этим перед православными свое нечестие. Архиепископ Геннадий учинил розыск и, уличив нескольких еретиков, донес о них и о новой ереси великому князю; вскоре еретики бежали в Москву, где у них имелись могущественные покровители. Благодаря стараниям святителя Геннадия беглецы все же были найдены и подвергнуты наказанию — биты кнутом. Святитель Геннадий ревностно занялся розысками еретиков и искоренением ереси. Новонайденных жидовствующих, если они приносили покаяние, он подвергал епитимьи, упорствующих же отсылал для наказания к гражданским властям. В борьбе с ересью святитель Геннадий искал совета ученых старцев — преподобного Нила Сорского († 1508, память 7 апреля) и Паисия Ярославова (позже, в 1490 г., они участвовали в Соборе на еретиков), разыскивал по монастырям книги, нужные для борьбы с жидовством, распространял в обществе сочинения, защищающие Православную веру и Церковь от нападений еретиков (Многие документы, относящиеся к ереси жидовствующих, в том числе послания святителя Геннадия, опубликованы в книге: Н. А. Казакова, Я. С. Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.-Л., 1955.).
    В Новгороде еретики присмирели; однако просьбы об окончательном осуждении жидовствующих, посылаемые святителем в Москву, не находили отклика: еретики по-прежнему находили там покровительство. В 1490 г., после смерти митрополита Геронтия († 1489 г.), на первосвятительскую кафедру был поставлен симоновский архимандрит Зосима, тайный последователь жидовствующих. Теперь во главе Русской Церкви стоял еретик. Опасность для Руси была смертельной.
    В октябре 1490 года святитель Геннадий направил антиеретическое послание к митрополиту, а затем — послание к Ростовскому, Суздальскому, Тверскому и Пермскому архиереям, убеждая их требовать безотлагательного созыва Собора и самого строгого суда над еретиками: “Наказание им не должно быть равным с явными еретиками: явного еретика люди опасаются, а от этих как убережешься? Ведь они называют себя христианами и не обличат себя пред разумным, а вот глупого — съедят. За это им подобает двойная казнь и проклятье. О вере же нам заповедано ни прибавлять, ни убавлять, по апостолу: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 8). Да и люди у нас простые, не умеют и об обычных книгах рассуждать — так что лучше не плодить с ними никаких прений о вере. Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков — жечь и вешать! Ведь еретики мне приносили полное покаяние, брали епитимью — и, оставя все то, сбежали. И надо у них основательно дознаться, кого они прельстили, — а иначе, хотя их и искоренят, отрасли останутся. Да не плошайте, станьте крепко, чтоб не обратился на нас Божий гнев как на человекоугодников, предающих Христа вместе с Иудой! Ведь они иконы колют, режут, ругаются над Христом — а мы им угождаем да действуем по их воле. Однозначно требуется их наказать и проклясть”.
    Вскоре, в том же месяце, по общему требованию духовенства Собор открылся. Еретики были осуждены и прокляты, некоторых сослали в заточение, а других для наказания отправили в Новгород к архиепископу Геннадию (наказание, которому те были подвергнуты, описано в “Просветителе”). Однако этим ересь не была сломлена и продолжала распространяться: ведь на русском первосвятительском престоле находился еретик, а при великокняжеском дворе жидовствующие сохраняли прежние позиции.
    Дерзость еретиков особенно усилилась в конце седьмого тысячелетия от сотворения мира (1492 г.), когда многие по суеверию ожидали конца времен.
     
  6.  
    Анонимно
    Онлайн

    Анонимно Гость

    Продолжение:
    Жидовствующие стали глумиться над православными: “Семь тысяч лет прошло и ваша пасхалия закончилась, отчего же Христос не явился во славе, по вашим ожиданиям?” Чтобы внести успокоение в умы, Собор 1492 г. постановил написать пасхалию на восьмую тысячу лет, что и было сделано святителем Геннадием.
    В это время (около 1493 г.) по призыву Новгородского святителя на борьбу с жидовством со всей силой пламенной веры и ревности о Господе встал преподобный Иосиф Волоцкий. Он видел, что призывы святителя Геннадия к верховной власти об искоренении ереси не достигают результатов, и пошел по иному пути: обращался к епископам, монахам, благочестивым мирянам с воззванием противостать злоумышленникам, “за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу”. К Суздальскому епископу Нифонту, именуя его “главой всем”, так как еретика Зосиму он не мог считать главой Русской Церкви, преподобный Иосиф пишет: “...На престоле чудотворцев Петра и Алексия и иных великих православных святителей ныне сидит скверный злобесный волк, облекшийся в пастырскую одежду, чином святитель, а делами Иуда предатель, бесам причастник... какого и среди древних еретиков и отступников не бывало... Если не искоренится этот второй Иуда — мало-помалу отступничество овладеет и всеми людьми...”
    Голос преподобного Иосифа не остался одиноким, епископ Нифонт и другие архипастыри поддержали его, и 17 мая 1494 г. Зосима вынужден был оставить первосвятительский престол. Но, несмотря на это, влияние жидовствующих по-прежнему пронизывало все слои придворной знати.
    Между тем святитель Геннадий много сил отдавал заботам о просвещении паствы; задача эта приобретала особую важность в связи с растлевающим воздействием жидовствующих на умы. Для борьбы с ересями и для утверждения Православия нужны были просвещенные пастыри, и Новгородский святитель первым начал говорить о необходимости устроения училищ для духовенства. Но главным просветительским подвигом святителя Геннадия, безусловно, явилось вдохновленное им создание первого полного русского перевода библейских книг, оставшегося в истории русской культуры под именем “Геннадиевской Библии”(Публикация Геннадиевской Библии 1499 г. начата Издательским Отделом Московского Патриархата.). До этого на Руси не существовало полного свода книг Священного Писания, между тем, как отмечает святитель Геннадий в послании к Иоасафу Ростовскому, жидовствующие использовали искаженные списки. Несомненно, что в совершении грандиозного труда — сведении воедино исправных списков Священного Писания и переводе недостающих книг Библии на церковнославянский язык с древних неповрежденных текстов — промыслительную роль сыграла именно борьба с ересью жидовствующих.
    Другой плод той же борьбы, сохраняющий и доныне немеркнущее значение для Русской Церкви и русской культуры — труд преподобного Иосифа Волоцкого, позже получивший навсегда закрепившееся за ним и удивительно точное название “Просветитель”. Как некогда святые отцы и учители древней Вселенской Церкви, противостоя ересям и ограждая паству от растлительного влияния богоборческих сил, изложили догматы Православия, — так святому Иосифу было возвещено Богом противостать лжеучению новых христоненавистников-жидовствующих и составить первый русский свод православного богословия. Опровергая жидовствующих, преподобный Иосиф коснулся всех важнейших сторон вероучения. “Просветитель” собрал в единое целое, подчиненное общей полемической задаче, фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви. Долгая жизнь “Просветителя”, который никогда не становился “забытой книгой” и дошел до нас во множестве любовно выполненных списков, свидетельствует о правоте автора, убежденного, что в этой книге “каждый, с помощью Божией благодати, без труда найдет все необходимое для обличения еретиков”; этой цели служил “Просветитель” на протяжении почти пятисот лет, ей может служить и теперь, в новом русском переводе.
    Непреклонное мужество, стойкость, верность догматам Православия, проявленные святителем Геннадием, преподобным Иосифом, верными архипастырями, пастырями, иноками и мирянами Русской Церкви в сражении с жидовствующими еретиками, принесли свои плоды. Торжество еретиков, по милости Божией, продлилось недолго. Политическая расстановка сил изменилась после охлаждения великого князя к невестке Елене Стефановне и внуку Димитрию, замешанным в ереси, примирения его с женой Софьей Фоминичной в 1499 г. и удаления с политической сцены после 1500 г. Федора Курицына, который, занимая важный государственный пост, усыплял бдительность государя уверениями о том, что никакого жидовства нет, а есть лишь “невинное” угадывание судьбы по звездам. В 1503 г. Иоанн III покаялся в прежней слабости к еретикам и просил у духовных лиц прощения. В послании к андрониковскому архимандриту Митрофану преподобный Иосиф рассказывает, как он отвечал на просьбу великого князя о прощении: “Государь! Мне ли тебя прощать?.. Если ты подвигнешься на нынешних еретиков, то Бог простит тебя и за прежних”.
    В конце 1504 г. был созван новый собор против еретиков. Преподобный Иосиф был главным их обличителем. Пламенное, проникнутое силой Слова Божия и святоотеческих писаний слово святого полностью обличило и опровергло жидовствующих. Великие князья — Иоанн III и сын его Василий Иоаннович — “с отцом своим митрополитом Симоном обыскали еретиков и повелели злых казнить смертною казнию”.
    Собор 1504 года определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия. В чиноположении Недели Православия Троицкой книги из Кремлевского Успенского собора (XV — XVIII вв.) имеется такое проклятие: “Новии еретицы, не верующие в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в Пречистую Богородицу, и похулившеи всю седмь Соборов святых отец, Касьян архимандрит Юрьева монастыря, Ивашко Максимов, Некрас Рукавов, Волк Курицын, Митя Коноплев и их ересеначальствовавшии в русстей земли, и вси их поборници и единомысленници, и развратници православной вере христианстей, да будут прокляты”.
    Церковь наша, тревожимая ныне еретиками и раздираемая раскольниками, нуждается в твердом против них оружии. Таким оружием и является слово преподобного Иосифа Волоцкого, который в своем “Просветителе” не только разоблачил конкретную ересь XV века, но, защищая православие, дал образец подхода к любому неправославному учению, — будут ли это латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление “нового религиозного сознания”.
    В заключение приведем отрывки из рукописных предисловий к “Просветителю” XVII века: “Толика многа учения сей преподобный в книзе сей предложи, яко источник поистинне благодатей духовных наполнися даже до излития и яко пища потом напояет нас от своих учений... Яко богословия и догматы прежних святых отец седми вселенских собор испытно и опасно возвести и вся ереси довольне обличи и искорени и вся еретики мечем духовным посече, еже есть словом Божиим, и пречудная и душеполезная многая нравоучения предложи”. “...И аще кто со вниманием прочтет, много имать пользоватися, зело бо приятны суть, понеже в них изъявится истинна от божественных писаний пророческих и евангельских и изобличится вся прелесть жидовская и всех безбожных еретик суесловия”.
    Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!
     
  7.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень прошу вас братья и сестры прочесть вышеприведенный текст, потому что он на многое происходящее в то время открывает глаза.
    добавлено: 17 мар 2015
    Прошу модераторов закрыть мой профиль, т.к. под моим именем создали тему, создание которой я не желала. Я эту тему не создавала, поэтому раз кто-то сделал это за меня, то пусть модераторы закроют мой профиль, чтобы тем от Анечки на этом форуме больше не было. Всем желаю спастись. Прощайте.
     
  8.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.274
    Симпатии:
    3.859
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    Анечка, спасибо за подробный материал!

    Я его изучила, а также дополнительный материал в интернет-источниках, которым я доверяю. Вот, что я нашла. Тоже Вас прошу, прочитайте, пожалуйста.

    7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, по просьбе Экспертного совета "Экономика и этика" при Святейшем Патриархе небесным покровителем православного предпринимательства был объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец.

    Известно неоднозначное отношение наших современников к этому волоколамскому чудотворцу, главному опоненту преп. Нила Сорского в споре "нестяжателей" и "иосифлян", пламенному борцу с так называемой "ересью жидовствующих" (крупнейшей русской ересью XV века , по сути модернистским новгородским религиозным движением, чьи сторонники отрицали монашество, духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, троичность Божества и божественность Христа). Известно, что преп. Иосиф настаивал на казни еретиков, в то время, как первые соборы осудившие ересь ограничивались исключительно проклятием и отлучением от церковного общения адептов еретического учения.

    За комментарием мы обратились к известному церковному историку, профессору Санкт Петербургской православной духовной академии протоиерею Георгию Митрофанову, настоятелю храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического образования: "Что касается казни еретиков, то тут преподобный Иосиф просто оказался человеком своего времени, -- объясняет отец Георгий. -- К сожалению, не каждый может подняться над своим временем, и святые тоже не безгрешны, у них тоже бывают свои слабости. Как и все люди того времени, Иосиф Волоцкий считал смертную казнь возможной. Кроме того он хорошо знал, что ересь "жидовствующих" может погубить формирующуюся богословскую традицию Русской Церкви, которая тогда не имела систематического богословского образования. Он считал, что в таких случаях как ересь -- священноначалие может прибегать к помощи государства, с его государственными методами, в том числе и смертной казнью. В данном случае он не поднялся над своим временем, как должно христианину, но его действия можно объяснить в первую очередь заботой о Церкви.

    В любом случае главное, за что церковь прославила его в лике святых -- совсем не борьба с еретиками. Он был монахом и выдающимся подвижником. Все обычно помнят, что он призывал к обогащению монастырей, но ведь богатства, которые меценаты жаловали монастырю, как считал преп. Иосиф Волоцкий, принадлежат не монахам, не является собственностью монахов как таковых: они пожертвованы Богу. Для Иосифа Волоцкого эти монастырские вотчины были эдаким "фондом общего потребления". Государство тогда не заботилось об униженных и оскорбленных, и всю помощь голодающим оказывала Церковь. Монастырские владения в первую очередь были финансовой основой церковной благотворительности. Кроме того, чтобы Церковь могла быть независимой от государства, она должна была обладать достаточным имуществом, опираться на какую-то силу. Это сочетание личной аскетичности со способностью трудиться на благо ближних и было отличительной чертой его подвига. Кроме того, он был одним из немногих русских иерархов, способных обличать власть, что не так часто встречается в истории Православной Церкви. Он не боялся критиковать Иоанна III, и не только за его Судебник попытавшийся отнять у церкви земли, но и за увлечение царя той же ересью "жидовствующих".


    Иосиф Волоцкий стал покровителем предпринимателей | Милосердие.ru
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2015
  9.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Лариса я не могу согласится со словами даже протоиерея Георгия Митрофанова, потому что считаю вообще не позволительным обсуждать слова Св. Иосифа Волоцкого и оценивать их.мне, вам, современникам. Вы видели моё прошлое сообщение о том что я с форума ухожу, т.к. очень
    была удивлена тем, что эту тему "создала я". Если возможно создать тему от моего имени, то можно и писать все что ни попадя и представляется кем угодно. Я в этом лукавстве больше не желаю участвовать. Вы вольны думать как вам хочется, а я буду думать и относится к словам Св. Отцов с уважением не делая своих выводов по этому поводу. Спаси вас Господи, прощайте. Надеюсь мой профиль все таки закроют.
     
  10.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.274
    Симпатии:
    3.859
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень жаль. Мне многие Ваши сообщения были интересны.

    Я ни в коем случае не прошу Вас отказаться от своего мнения. Просто прошу понять на чем основано мое. Предлагаю, просто каждому остаться при своем мнении и с уважением относиться к чужому.

    Как говорится, "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь"

    Что касается технических моментов.

    Тема о Св. Иосифе Волоцком была логически выделена из темы про "волю божью". Сделано это было для удобства пользователей. То, что тема создана от Вашего имени - это от ограниченной функциональности форума. Форум-то православный, существует только на пожертвования. Функционально можно создать тему сделав автором того человека, чье сообщение первое в теме. Это не лукавый умысел, это техническое ограничение.

    Простите нас за нашу ограниченность, недостаточность любви, доброты, понимания

    Мне Вас будет не хватать! Но любое Ваше решение уйти или остаться я буду уважать!
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2015
  11.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Именно поэтому мне лучше уйти, т.к. хотела как лучше, а получилось как всегда. Мужа надо слушать было. Он против, ограниченность форума - это понятно, но вины с меня не снимает за болтовню. Простите меня.
     
  12.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.274
    Симпатии:
    3.859
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    *KISSING*
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2015
Загрузка...