Таинство на троих, или Кому каемся? Наболевший вопрос об исповеди

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Просто Оксана, 17 дек 2013.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Перед исповедью священник читает молитву со словами: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое".
    Я, разумеется, осознаю умом, что мое исповедание принимает Христос, но общаться/обращаться в процессе исповеди мне приходится все равно к человеку, стоящему рядом со мною, т.е. к священнику. Одновременно исповедоваться и читать про себя молитву еще не научилась, увы.

    Когда была совсем уж новоначальной, то сильно смущало, что священники (исповедаться пыталась в монастыре) молчат (молчание воспринимала как осуждение). Сейчас периодически смущают случаи, когда батюшка, напротив, слишком разговорчив, причем разговорчивость по какому-то странному неведомому для меня закону возникает тогда, когда я пытаюсь описать (не оправдать) грех, но вижу, что священник спешит в умозаключениях и неправильно меня понимает.

    У меня во время смущения сильно страдают речевые способности и очень сложно объяснить батюшке (а иногда и себе самой) в "режиме реального времени" свое восприятие действительности. Плюс становится больно от своей немощи и чужого непонимания и хочется плакать уже отнюдь не покаянными слезами, что еще сильнее затрудняет возможность говорить.

    Как вести себя в смущающих ситуациях, связанных с коммуникацией на исповеди? Как аккуратно намекнуть священнику на то, что он не вполне верно понял мои слова? Как при этом не прогневать Бога и не обидеть батюшку? И как правильно соотносить покаяние Богу на исповеди и необходимость речевой коммуникации не с Ним, а со священником?

    Вопросы не только к священникам, но ко всем, кто встречался со сходными проблемами и благополучно их разрешал.

    P.S. Я знаю, что чрезмерное смущение для христианина является греховным следствием отсутствия смирения и твердой веры. Умом знаю. Много пришлось читать об этом. Тем не менее, заданный вопрос для меня все равно очень актуален.

     
    Последнее редактирование: 17 дек 2013
  2.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Агница и пастырь Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.077
    Симпатии:
    7.037
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    Просто пишу на листе, если понимаю, что всё сходу на исповеди не осмыслю, как в домашней обстановке.
     
    Сергей нравится это.
  3.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Я тоже пишу (без бумажки удалось обойтись всего пару раз, когда сильно душило соделанное, оттого не боялась забыть и не задумывалась обо всем, что написала выше).

    Но одно дело - назвать грех по имени (например - маловерие или гордыня), другое - описать его проявления. Когда называю по имени, получается сухо и для священника не всегда понятно. Оттого иногда в процессе исповеди помимо бумажки тянет чуть-чуть расшифровать смысл и ситуацию, которую я вкладывала в название.

    Вопросы правда были не об этом :)
     
    Последнее редактирование: 17 дек 2013
  4.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    664
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Здается мне, что проблемы с коммуникацией не у Вас.
     
  5.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Алексей (я правильно имя назвала?), не исключено, что проблемы не только у меня, но верно диагностировать и решать чужие проблемы я пока не научилась. Поэтому интересует ответ на вопрос, что именно в подобных ситуациях могу сделать я и как мне воспринимать подобные ситуации.
     
  6.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.932
    Симпатии:
    2.231
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Может, сменить духовника?

    Там еще важные слова: "... аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне..."
     
  7.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Да не в одном батюшке дело! Я проблемы в качестве примера привела (они реальные, но я не хочу на них особо зацикливаться и возникают они не регулярно).

    Мои вопросы ниже, они выделены жирным шрифтом. Повторюсь:

    Ну, это уже ближе к теме вопросов. Только ведь разговаривать все равно приходится точию со свидетелем. Или вообще не разговаривать по возможности, а стараться молча принимать и запоминать исходящую информацию в "режиме реального времени", а уже потом обдумывать как информацию, так и ответную реакцию. А если принимать молча, то как не задеть этим человека?
     
  8.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.067
    Симпатии:
    1.578
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Лучше способа намекнуть батюшке о том что он неправильно понял Ваши слова чем сказать ему, - Вы неправильно поняли мои слова, - НЕТ.
     
  9.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    664
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Сомневаюсь, что могу хоть как-то Вам в этом вопросе помочь. В реальности я вижу две крайности что касается исповеди. В православии из-за того, что исповедь ввели в обязательное правило, она утратила суть таинства и стала чемто обыденным. Не для всех конечно, но думаю, для большинства исповедующихся. В протестантизме учения об исповеди как такового не существует, разве что в некоторых церквях кто-то как-то это практикует.

    Мое личное понимание (если оно здесь уместно) я основываю на Евангелии, где написано - "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться". Какие выводы можно сделать исходя из этого отрывка СП?
    1. Писание говорит - "друг перед другом", тоесть даже не перед священником.
    2. Мы исповедуемся перед Богом, но в присутствии человека. Это обязательно.
    3. Единственное желание которое должно появится у того человека после нашей исповеди - молится. "Признавайтесь... и молитесь...".
    4. Перед кем исповедоваться? Конечно же лучше перед священником который способен проявить участие в нашей проблеме. Но, как по мне, то лучше выбрать для такой роли простого, но искреннего человека, который также как и мы борется с каким-то грехами, разница лишь в том (из проповеди Осипова), что у него рог слева, а у меня справа. Но он не осудит и не посмеётся, а искренне от души помолится.
    5. Когда мы начинаем исповедывать свой грех, это очень сильный удар по нашей гордости, разрушается твердыня самооправдания.

    А что касается Вашего вопроса, подождите, может кто-то из присутсвующих здесь священников ответит как Вам поступить в рамках православного учения, может действительно духовника поменять если их у вас много.
     
  10.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.257
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Лучший ответ
    Мы каемся не на исповеди, а до того как подойти ко священнику. Это уже более свидетельство в своём покаянии, и стало быть, мы об этих грехах уже просили прощение у Бога пред самой исповедью. Понятно, что Бог прощает всякий грех, в котором человек кается, до самой исповеди, но мы об этом узнаем только чрез Его Церковь, где дана власть священству отпускать грехи. Церковь, как богочеловеческий организм, пульсирует жизнью, где члены заботятся друг о друге, и каждому члену дана особое служение для других, одному так, другому иначе, но все в одном Теле, одним Духом. Когда священник разрешает от грехов, то понятно, что это прощение Божие человеку, явлено в материальном мире, физическим свидетельством. Потому, если Вы покаялись в том грехе, который исповедуете, и священник Вас не совсем понял и даёт наставление, как бы не то, то просто слушайте его внимательно, со смирением, возможно это Вас предупредит от ещё не сделанного греха. Ведь не от того зависит прощение греха, понял нас священник правильно или нет, а от внутреннего нашего покаяния в этом грехе.
    У меня бывает, на исповеди, батюшка, вообще говорит не понятно о чём. С богословской точки зрения, какой то набор словес, абсолютно бессвязных. В другом месте, в другое время, я бы дал критическую оценку в слух, но тут я молчу и слушаю внимательно каждое слово и собираю с них, как пазлы, картину полезную для моей души. И удаётся, как не странно, и открываю всегда что-то новое и полезное. Возможно, надо учится слушать внимательно, а откроется ещё больше чем хотели получить.
     
    Ольга просф. и Лариса Т. нравится это.
  11.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Согласна.
    Тогда вопрос уже лично к Вам, отец Павел:

    Кающийся грешник заявляет Вам, что Вы его неправильно поняли. Но как понимать его правильно, он уже не сможет Вам толком объяснить, поскольку тут же разволнуется и утратит способность связно говорить. Вы о внутренней стороне проблемы с речью у кающегося знать не будете. Не воспримете ли слова грешника о непонимании как его попытку оправдаться или повод для своего ответного оправдания перед ним на исповеди? Что будете делать с грешником? Ваша реакция?
     
    Последнее редактирование: 18 дек 2013
  12.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    :ay: Спаси Бог! Очень хороший ответ, Сергей. Я попробую.
    О паззле и предупреждении от еще не совершенных грехов - ценно очень.
     
    Последнее редактирование: 18 дек 2013
  13.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.556
    Симпатии:
    5.584
    Лучшие ответы:
    16
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну, за других не знаю, но я серьезно отношусь и именно как к Таинству, в котором помимо разрешения от греха и соединения с Церковью, подается благодать для борьбы с грехом.

    Согласна. Но это - идеал (я не о разрешительной молитве, которую священник и так читает после исповеди, а о желании души). К тому же - в чужую душу заглядывать не умею. А может священник и вправду молится, а я выпендриваюсь и обращаю внимание на второстепенное.

    Тоже согласна. Но иногда приходится выбирать лучших из имеющихся в наличии. Как говорили в давней телерекламе: "При всем богатстве выбора, другой альтернативы нет". Не самая дурная ситуация, впрочем. Сергей Фудель в книге "У стен Церкви" вообще описывал очень интересный случай из советских времен, который захотелось процитировать на ночь глядя:

     
    Последнее редактирование: 18 дек 2013
  14.  
    Елена-Жасмин
    Оффлайн

    Елена-Жасмин Активный пользователь

    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    105
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень хороший совет*GOOD**GOOD**GOOD*
     
Загрузка...