Так будет при кончине века

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Кат, 5 апр 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот более "интересный" вопрос: как быть с людоедами и съедеными ими "завтраками"? Или ассимиляции - тело-гной-растение-пища-другое тело.
     
  2.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Учение о мытарствах не оценивается Церковью как догматически истинное. Насколько я понимаю, это классический теологумен.
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я высоко ценю описание мытарств прп. Феодоры в изложении Димитрия Ростовского.
    Мое отношение объясняет Осипов: "когда я был маленький, я спросил у мамы, откуда я взялся. Она ответила - купила в магазине, все вопросы были сняты". В рассказе о магазине правды больше, чем кажется. Просто, маленький человек не способен понять глубины проблем пола. А купля-продажа - это уже понятно (вопросы отношений в семье так описаны во многих культурах древнего мира). В житии Василия Нового прекрасно описан супермаркет, где меня купили (точнее, куда я пойду после смерти). Самое главное сказано: в моем рождении участвовали по своему выбору мои родители, и им прошлось затирать на это силы (точнее, за каждое праздное слово я воздам ответ).
    В мытарствах Феодоры изложено достаточно важных для меня сведений, которые, не углубляясь в форму изложения, более чем важны для спасения.
    Мне достаточно того, что к мытарствам Феодоры серьезно относился Игнатий Брянчанинов.
    Учение о мытарствах, хоть и не догматизировано, но является составной частью православного учения. Это описание суда после смерти, частного суда. Ну а форма изложения?... Так, что делать, если я больше супермаркета в жизни ничего не видел?
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Прах - это «начальные пылинки вселенной» (Прит.8:26). Это - материя. Тончайшие составные части материи. Что за пылинки, я не знаю. Это может быть тоньше элементарных частиц. Ну, в принципе, это не важно.
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    У догмата есть четыре свойства. Например, церковность. Поэтому формально учение о сотворении человека Богом тоже не является догматом, хотя это несомненнейшая истина.
    По мытарствам человек идет с всю свою жизнь (Матф.7). После смерти происходит только обнаружение того пути, который человек себе произвольно избрал. Первое указание на "мытарей" здесь - Быт.3:24. Падший херувим (Иез.28) стоит между мною и раем с момента грехопадения. Место стояние херувим-мытаря - земля, поднебесная, место ниже тверди небесной: Откр.12 и Быт.1
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я так понял, сверхдолжные заслуги - это золото из мешка? Для чистого, все чисто. Я, например, решил, что здесь речь о молитве за умерших, и милостыне, которой совершают в память о них.
    А то, что духовная жизнь ближних имеет значения в посмертной жизни их сродников, я читал здесь: "как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим.12:4,5), "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1Пет.4:10). Особенно здесь: "страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор.12:26). Я согласен с Осиповым. Часто повтряю это на проповедях. Вы свет мира! когда в одном углу свет, тогда освещается и другой угол. Сострадать своим умершим можно ли? А они с нами могут радоваться? Когда, например, мы причащаемся (борьба со страстями и покаяние - основная часть подготовки к причастию). Мы Церковь: "тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:16). Связь между родственниками друзьями - это как связь между двумя пальцами, а с прочими людьми, как пятки и уха. Почему сверхдолжные заслуги?
     
  7.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да.
    Ну, Вы знаете, согласно католическому учению, каждому человеку необходимо сотворить N-ную сумму добрых дел на земле, дабы потом не было "лишних вопросов". Ну, у святых, естественно, этих дел целый вагон и после фактического спасения ещё куча остается. Вот и в "мытарствах блаж. Феодоры" помним, что в критические моменты ангелы расплачивались золотом преподобного Василия: "...но они, для покрытия найденных грехов, указали на мои добрые дела, а недостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобного Василия и тем выкупили из этого мытарства....", который в самом начале истории сказал: "...я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами...."
     
  8.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    здОрово, что Вы это так принимаете.
    Я (то ли к счастью, то ли к сожалению) очень расстроился когда-то, прочитав "мытарства Феодоры", т.к увидел кучу несостыковок и вопиющих несоответствий (например, что это за инокиня такая, у которой оказались нераскаянные грехи блуда, утаенные на исповеди???) и очень обрадовался, когда узнал, что в ПЦ это учение не является догматом и можно смело не принимать его без опасений за ярлык "еретик". Да и многие древние Отцы вообще ничего не писали никогда ни о каких мытарствах, ставили акцент на том, что, в первую очередь, нужно иметь страх Божий (а не страх за то, что у бесов, видите ли, на скрижалях чё-то там написано)
    При этом я уважаю мнение защитников этой теории - безусловно, это отличный педагогический ход: чёткая структуризация грехов и устрашение особо впечатлительных. Если это кому-то идет на пользу и служит дополнительным поводом к исправлению жизни - то хвала Богу, оно того стоит.
     
  9.  
    Кат
    Оффлайн

    Кат Активный пользователь

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    И все же почему-то сложилось так, что в России хоронят, а не кремируют. Значит ли это, что это есть правило?

    Или если после кремирования сделать для праха такую же могилку, посещать ее, то это нормально?
     
  10.  
    Кат
    Оффлайн

    Кат Активный пользователь

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный

    так интересно читать Вас..
    Без обьяснений не решаюсь читать-боюсь не понять или не так понять, а с пояснениями много нового узнаю.
    Спасибо!
     
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    А как Вам мое вИдение? Не позволяет примирить с Феодорой?
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Бывает и не такое. Я тут недавно маленький шок перенес, когда один человек (православный) утверждал, что его сексуальная связь с некоей знакомой не является блудом, так как он и она не состояли в браке с третьими лицами.
    Человек способен в глубь своей души из памяти вытеснять все, что ему страшно, или за что ему стыдно. Вы удивитесь, как легко человек способен себя обольщать, обманывать, забывать, выдумывать прошлое, которого не было. Полный психоанализ. А тут время окончания обольщения, когда белое -белое, а блуд -блуд.
     
  13.  
    Vano
    Оффлайн

    Vano Пользователь

    Сообщения:
    274
    Симпатии:
    20
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Если не поленитесь, то прочтите про Страшный Суд Христа по этой ссылке. http://www.diveevo.ru/530/ Хорошо отрезвляет.
     
  14.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    думаю, я понял Ваше восприятие этой истории. И всё-таки одно дело - учение о мытарствах души как таковое, другое - именно книга о Феодоре.
    Также, возвращаясь к разговору о "золоте", не могу согласиться с Вашими мнением: "Я, например, решил, что здесь речь о молитве за умерших, и милостыне, которой совершают в память о них". Было бы очень здорово, если бы в той книге так и было написано - вот, мол, мешочек с молитвами и милостыней. Все вопросы были бы сняты. Но там речь именно о том, что преподобный Василий сумел заработать за жизнь очень много этого самого золота (личные подвиги), так что потом, когда Феодоре не хватало своего, использовались его. Ну лажа ведь! (простите, католические братья и сёстры, ничего личного).
    В целом моя главная претензия к книге (и поверьте, она была ещё задолго до того, как я услышал лекцию Кураева) - где Бог? Да и с какого перепугу бесы предъявляют какие-то претензии душе? Ведь у них самих, мягко говоря, большие неприятности - уготованный Богом вечный огонь. А во всем нашем "православном" фольклоре чаще всего бесы выступают в роли работников ада. Парадокс... Это что, простите, такое? Откуда это взялось? Мы же все читали последнюю книгу Нового Завета - там написано, что так, мол, и так, поставит Бог одних по одну сторону, других - по другую, и всё. Таков Суд. При этом ярые сторонники идеи осуществления суда бесами всегда указывают на следующие общеизвестные цитаты: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12), "вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф.2,2), строя на них свою сложную теорию о всей этой мегаконструкции (в воздухе? прям вот в буквальном понимании? ахаха) из 20 "блокпостов", сплошь из злобных демонов с записями о грехах. Весьма странно, учитывая, что многие поколения христиан никогда не имели подобного учения (полностью оно сформировалось только в веке 10-м, наверное) и слыхом не слыхивали ни о каких мытарствах и "воздушных стражах", как сейчас принято говорить.
    Более того, это формирует весьма примитивный стереотип мышления о том, что когда душа разлучается с телом, она (неужели кто-то всерьёз так думает?) прямо вот летит куда-то там вверх. По всей видимости, к городу на облаках. Или падает вниз, под землю в огненное озеро.
    Нет, простите, отец, не примириться мне ни с Феодорой, ни с понятием о мытарствах вообще.
    П.С. а слова свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать»
    я помню)
     
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мое мнение согласно с книгой Игнатия Брянчанинова "Слово о смерти".

    О мытарствах и бесах - "сотрудниках геенны". Я к этому отношусь более чем серьезно. По мытарствам мы идем с момента (могу ошибиться) крещения. Мы постоянно находимся в состоянии нашего праотца у Дерева познания НАШЕГО добра и зла. У этого "дерева" всегда стоит змий-мытарь, который предлагает нам: прилоги, страсти, помыслы, образы ... Если я не устоял, со мной происходит история блудного сына: в моей душе раскрывается геенна - страна далекая с голодом великим, где жители страны той, их свиньи и рожки вполне соответствуют котлам, сковородам и кочергам. Мой голод великий - это тьма кромешная и огонь адский. После смерти я их только смогу лицезреть. Ничего нового не произойдет. Бог НИКОГО не отправляет в ад. Он в нас уже горит с момента греха. А демоны в этом "разжигании" участвуют вполне реально.

    Повествование о Феодоре??? А Вы Библию читали? Как Вы считаете: у Бога есть руки, ноги, гнев, уста, глаза? Зачем было идти в Содом и Гоморру "глядеть на грехи"? Почему Он забыл в Египте евреев? Лично у меня, больших проблем не возникает. Если так, давайте уточним, как понимать символы этой книги по православному. Юнг целое учение о символах составил. Мы что, хуже? Если уж так строго буквально относится ко всему, так нужно сразу Нюрнбергский процесс над преступлениями Ветхого завета провести. Да и буквальное прочтение Библии - любимое занятие атеистов. Это основа "Забавной Библии" - не советую читать, но ее логика вполне кураевская. Прочтение многих мест Ветхого завета в буквальном смысле выглядит хуже, чем мешок с золотом в руках Василия.
     
  16.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Хорошо, образы и символы. Пусть.
    Но давайте сейчас войдем в любой храм и спросим первых 10 человек о мытарствах. Сколько из них скажет: "Ну, это всё очень непросто.. Нельзя понимать буквально, тут сложная система образов"..? У подавляющего большинства мнение основывается на "откровениях" N-ских "старцев" и "посмертных приключениях" (такие историйки ооочень уж популярны в наших церковных кругах) разных не совсем адекватных людей, которые явно указывают на буквальное понимание предмета нашей дискуссии.
    Вот что печально.
    Не могу забыть, как однажды в одном монастыре перед исповедью какая-то женщина говорила, что, мол, надо исповедоваться очень-очень внимательно, чтобы точно стереть все грехи со скрижалей у бесов (тогда им нечего будет предъявить нам при прохождении мытарств). И если с первой частью нельзя не согласиться, то вторая - классическая подмена понятий, базовых для любого христианина. Ведь не бесов нужно бояться, а Бога уважать, верно? Это главный мотив к удалению от всего плохого в жизни. А учение о мытарствах в буквальном понимании часто приводит к уродливому искривлению этого утверждения и влечет за собой возрастание суеверий, "бабьих басен", а также подмену страха Божия страхом перед демонами и их "претензиями" к нашей жизни.
    ПС Я, безусловно, не богослов, но искренне удивляюсь одной вещи: в Священном Писании и трудах Отцов слово "небо" единогласно трактуется как "невидимый духовный мир", а указанный Вами свт.Игнатий и, например, тот же иером.Серафим (Роуз) в своих трудах при описании мытарств всегда используют слова "небо" и "воздух" из других трудов как видимое нами, вот прямо это, что сейчас над головой, небо и воздух. Почему так?
     
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не разделяю Вашей печали. Есть разные формы психической деятельности. Эмоционально-конкретная, предметная... Это все, обычно, этапы развития, но некоторые люди в этом застревают. А некоторые и развиваются так. Нет в этом ничего страшного. Люди не обязательно думают так, как говорят. Вы с этой женщиной говорите об одном и том же, только на разных языках.
    Ее даже не нужно переубеждать. Достаточно рассказать все так, как излагает православная церковь в своих догматах. Кроме Брянчанинова мне нравится Осипов. Я бы ей рассказал все по Осипову и Брнчанинову. Эта женщина - типичный кинестатик. У них все мышление "осязаемое", "прилипшее", "тактильное". Это форма мышления, а не интеллектуальный дефект.
     
    Последнее редактирование: 12 апр 2013
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Нет, не так. Мытарства происходят именно на том небе, которое над головой. Есть Небо (духовный мир). Есть Земля (материя). Между ними - твердь. Часть Земли, которая ниже неба - Поднебесная. Это космос и атмосфера. Через поднебесную идет человек на Небо. В поднебесной находятся мытари. Они свержены с Неба (Откровение про дракона и великий его гнев на земле). Вот в этой злобе дракон и лютует на Земле (например, в воздухе - по Павлу, то есть в Поднебесной, где мытарства).
     
  19.  
    Daffodil
    Оффлайн

    Daffodil Новичок

    Сообщения:
    202
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Хм.. первое из них, начинается, наверное, в тропосфере, а последнее заканчивается уже в экзосфере? А за ним сразу рай? Эх..

    Извините, отец Алексей, не понял: как это душа идет на Небо, в невидимый духовный мир, через совершенно видимые и абсолютно материальные атмосферу и космос? На основании чего так считается?
    А если я верю, что душе не нужно, простите, лететь через космос, чтобы попасть, куда нужно (или куда там доведется), выходит ли это за рамки догматов? Мне просто очень близка мысль некоторых Отцов, что рай и ад - скорее, не место, а состояние души.
     
  20.  
    Кат
    Оффлайн

    Кат Активный пользователь

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я почитала вот это http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad01.htm
    и могу сказать, что узнала много нового. В том числе разьяснены противоречия, и даны ответы критикам (даже есть такая глава).

    Так вот там написано, что

    "Мнение критика о "внетелесных" опытах категорично: "Это просто невозможно". В подкрепление этого утверждения он не приводит никакого свидетельства, кроме своего мнения, что все многочисленные православные тексты, где рассматриваются эти вопросы – это аллегории и "нравоучительные басни". Согласно ему, небо, рай и ад – не "места", а только "состояния"; "душа не может действовать сама по себе, а только посредством тела", и поэтому не только не может быть ни в каком месте после смерти, но вообще не может действовать; предполагать, что за пределами упокоения находится эта сложная сфера – откровенное безумие.

    Но возможно ли, действительно, чтобы душа сама по себе была не чем иным, как "духовной сущностью" и "покоем", и не имела какого-то "внешнего" аспекта, не имела бы "места", где ей действовать? Православный христианин с несомненностью верит в это учение, – по мнению же критика, требуется радикальное перетолкование и даже пересмотр святоотеческих и агиографических текстов, описывающих деятельность души в явно "внешних" формах – душу как знающую, видящую, общающуюся и т. д.

    Одно дело говорить (как неизменно говорят православные авторитеты, рассматривавшие эти вопросы), что не следует слишком буквально, приземленно читать православные тексты о загробном мире и загробной жизни, потому что эта реальность сильно отличается во многих очевидных отношениях от реальности земной; но совсем другое дело отмахиваться от этих текстов и отрицать, что они вообще относятся к чему-то внешнему, заявляя, что они являются просто "аллегориями" и "баснями". Православная литература по этому вопросу дает довольно точные описания, изображающие дело так, как оно виделось человеку, имевшему такой опыт, а Православная Церковь и верные всегда принимали эти описания как правильно отражающие реальность, даже если при этом и делалась оговорка об особой, потусторонней природе этой реальности."
     
Загрузка...