Точные формулировки, определения терминов, используемых в религиозных текстах...

Тема в разделе "Основы православного вероучения", создана пользователем boris220, 21 авг 2015.

  1.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    На форуме часто сталкиваешься с тем, что участники бесед используют при аргументации совершенно противоположных мнений одни и те же термины "учение Церкви", "мнение Церкви", "Православное учение", "ересь", "еретик" и проч. Если всё это принимать не определившись точно в формулировках, то только в пределах этого форума мы получим несколько разных и часто противоречащих друг другу мнений Церкви, учений Церкви, с удивлением узнаем что учение Церкви может отличаться от православного учения (когда речь идёт о Церкви Православной)...

    Одновременно получить ответ на вопрос а что же такое Церковь, Её учение, что такое мнение Церкви и в каких случаях мы можем утверждать что та или иная мысль действительно является мнением Церкви, а не одним из мнений присутствующим в Церковном Предании, крайне сложно. Было бы очень полезно перед тем как учить слова, выучить буквы...Другими словами, прежде чем использовать такие громкие понятия, необходимо определится с их точными определениями, а не вольными трактовками.

    Предлагаю в этой теме соборно договорится о точных формулировках важнейших понятий и зафиксировав их, в дальнейшем ссылаться на эти определения в случаях злоупотреблений применения этих терминов.

    В первую очередь необходимо определить что такое:

    -Церковь
    -мнение Церкви по определённому вопросу
    -учение Церкви
    -ересь
    -еретик
    -св. Предание Церкви

    Подчеркну, что говоря Церковь мы, как православные христиане, имеем ввиду ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНУЮ Церковь, а говоря христианство, имеем ввиду ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНОЕ христианство...

    Как ТС, я предложу определения некоторых из этих понятий, и в случае несогласия с ними, жду обоснованных замечаний...

    -Церковь-единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати. (определение Хомякова, взято из Основ социальной концепции РПЦ)
    -мнение Церкви по определённому вопросу-есть единое мнение всех св. Отцов по этому вопросу.

    -ересь - сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.
    -еретик- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ереси

    -св. Предание Церкви-полученная от Бога истина, передаваемая из уст в уста от апостолов через святых отцов вплоть до нашего времени, сохраняющаяся живущим в Церкви Духом Святым. Источники св. Предания- постановления Вселенских и Поместных Соборов Церкви, А ТАК ЖЕ писания святых отцов, их жития и богослужебные песнопения. Точно определить Священное Предание в тех или иных конкретных случаях можно, обращаясь к упомянутым источникам и держа при этом в уме принцип, выраженный святым Викентием Лиринским: «То, во что верили ВСЕ, ВСЕГДА и ВСЮДУ в Православной Церкви». источник



    По мере необходимости, можно будет давать точные определения других важных религиозных терминов, а так же обсудить могут ли некоторые понятия противопоставляться один другому, или не могут...
     
    тимофей и Сергей нравится это.
  2.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.729
    Симпатии:
    13.037
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Мнение церкви в том или ином вопросе- это не только мнение Св. отцов но и закрепленные в решениях Соборов определенное понимание( как следует понимать правильно)
    Православное богословие на многие спорные и разномысленные вопросы дает так же конкретное понимание...
    Т.е что хотелось бы сказать? Если есть общецерковное мнение о чем либо, то обязательно бывает закреплено в каком-нибудь решении или постановлении. Это что касается важных аспектов христианства...
     
    Тамара, Сергей и boris220 нравится это.
  3.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Соглашусь, что о мнении ВСЕЙ Церкви нельзя говорить, когда оно не включает в том числе и решение Соборов. Спасибо Володя, это даёт возможность дать математическую точность в определениях. По этому вопросу, с учётом Вашего справедливого замечания, уточню:

    Есть понятие "решение Собора" (вселенского, поместного)-оно точно закреплено в решениях и постановлениях, которые можно открыть и прочитать.
    Решение Собора необходимое, но не достаточное условие, чтобы утверждать, что есть мнение Церкви.

    Есть понятие Предание Церкви, для которого не достаточно решений Соборов, которое учитывает помимо решений Собров ОПЫТ Церкви, её членов....которое включает в себя и решения Соборов и писания святых Отцов Церкви и то, что нигде не написано, но передавалось из уст в уста (кое что из устного, в конце концов по прошествии времени тоже было записано)...

    Есть православное богословие это мнение богословов, которое не всегда совпадает с мнениями ВСЕХ св. Отцов, да и сами богословы порой придерживаются различных мнений по одному и тому же вопросу.

    Именно поэтому следует опираться на точный термин. Если человек опирается на решение Собора, но среди св. Отцов по этому решению нет единого мнения, но есть как которые высказывались согласно этому решению, так и не согласно, и не были при этом анафемствованы или признаны еретиками, то так и нужно писать, что согласно решению такого то Собора.... Если опирается на мнение какого то богослова или учебника богословия определённого автора, то так и писат.. У нас же принято во всех этих случаях говорить: "согласно мнению Церкви", что есть НЕВЕРНО...

    Таким образом, когда нет ЕДИНОГО мнения всех св. Отцов, которое одновременно совпадает с решением Соборов, то мы не можем говорить о мнении ВСЕЙ Церкви, т.е. ВСЯ Церковь не имела ЕДИНОГО мнения по определённому вопросу. А вот когда и решение Собора и все св. Отцы дают совершенно однозначный ответ на вопрос, вот тогда можно утверждать что есть мнение ВСЕЙ Церкви по данному вопросу...

    P.S. К сож-ю не могу отредактировать своё первое сообщение, и исправить определение "мнение Церкви", если Вас Володя, не затруднит подправьте пож-та..
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2015
  4.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.729
    Симпатии:
    13.037
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Давайте подождем что думают другие участники форума… Может кто то точнее и правильнее выразит эту мысль. А потом уже и поправим... Согласны?
     
    boris220 и Тамара нравится это.
  5.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Да конечно...
     
  6.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.639
    Симпатии:
    3.763
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    *WALL* Это мое мнение.
     
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.267
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Чтобы писать пост с содержанием "святой В. -ский" говорил", нужно иметь очень серьезное богословское образование, а каждый пост писать, как часть магистерской работы. Проще сказать "учение Церкви" (если только "святого В. - ского" не предали анафеме, или если его этого конкретного мнение не осудили на соборе.


    ----шутка.



    НБ:
    Ну, Борис, Вам и клавиатура в руки. Если Вы сами исполните то, что предложили, то уровень Ваших постов значительно возрастет.
    Во избежании неприятностей, я буду приватизировать мнения святых отцов, и выдавать их за свои. Зато не нужно будет утверждать, что это не мнение "святого В. - ского", а не учение Церкви).
     
    Тамара нравится это.
  8.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    отец Алексий, а Вы не могли бы дать свою оценку тех определений, которые приведены? Они верны или нет, есть к ним замечания, помимо сказанного Володей?
    И если есть у Вас возможность, не могли бы Вы дать определение понятию "учение Церкви"?

    P.S. Возможно я не очень понял Вашу шутку, или я некорректно выразил цель создания этой темы...мне кажется что нет ничего проще, чем привести высказывание святого Отца, дав ссылку на источник...А для того, чтоб утверждать что что либо явл. мнением Церкви, необходимо хотя бы понимать что именно мы вкладываем в это понятие. А для этого необходимо дать определение этому понятию.
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2015
  9.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну раз ни у кого нет желания поделится, что именно он вкладывает в понятие "учение Церкви", предложу свой вариант:

    учение Церкви отражено совокупно в св. Писании и св. Предании Церкви... (в отличии от протестантизма, где Св. Писание провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения)...

    ещё один вопрос, на который рискую снова не получить ответ, но всё же задам его...Мне кажется, что любой человек не может называть другого еретиком? Вернее называть то он может, но насколько он имеет право судить является названный им человек еретиком или нет? Отсюда вопрос:

    -Есть ли в церковном праве, уполномоченные лица, процедура на которой человек может быть назван еретиком или этот вопрос никак не регламентируется и каждый может по собственному разумению, отталкиваясь от своего понимания учения Церкви, "награждать" этим "званием" любого человека?
     
  10.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.729
    Симпатии:
    13.037
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Если не ошибаюсь, ранее, кто то уже писал, что не Писание есть учение церкви, а на основе Св. Предания, частью которого является Св. Писание, церковь выработала правильное учение( православное вероучение). Т.е верное понимание Библии с соответствующими догматами и образом жизни и поведения...
     
    Тамара и boris220 нравится это.
  11.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну это же полностью совпадает с предлагаемой мной формулировкой, верно?
     
  12.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.256
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Что бы называть кого то еретиком, нужно знать то, по отношению к чему ересь. Если знания нет то конечно возникают вопросы подобного рода. Если камень красный, и все знают что он красный, то сказавший на этот камень "желтый" считается еретиком. Всё досатлчно просто. Конечно вопросы могут возникнуть, по какому признаку это можно определить, но эти вопросы задаст только дальтоник не понимающих в цветах, для него что красный что желтый, что синий не понятен, потому он не поймёт как может один человек, говорить на другого что тот еретик. А вот так. По знанию учения Церкви, кто говорит не так как говорит Церковь _ АНАФЕМА. Как говорит апостол, даже если это будет и ангел с неба, анафема и ему, если говорит не то чему учили апостолы.
     
    Игорь Войтехович нравится это.
  13.  
    boris220
    Оффлайн

    boris220 Мистер Одесса

    Сообщения:
    858
    Симпатии:
    1.106
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Серёжа, меня интересует то, как это отражено в Церковном праве - кто имеет право (любой человек или наделённый Церковью такими полномочиями) и есть ли при этом какая то процедура, отражённая в церковном праве. Если среди участников форума найдётся тот, кто владеет знаниями церковного права, было бы интересно услышать его ответ.

    Серёжа, скажите у Вас есть какие то замечания по тем формулировкам, что выше, что то нужно исправить?
     
  14.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.256
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    У меня есть замечания к Вам. Вселенские Соборы (и их постановления есть Предание Церкви), и уже мнение противоречащие этим постановлениям рассматриваются как еретические. Соборы Вселенские выше мнений отдельных отцов. Есть приоритетность: Писание-постановление Вселенских Соборов- Отцы Церкви. Как Вселенские Соборы не могут быть выше или ровным Писанию, так и мнение отцов (противоречащее) не может быть ровным постановлениям Вселенских Соборов.
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...