Успокоительное от ужасов Апокалипсиса

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем _Ольга_, 17 авг 2010.

  1.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Владимир, Митрополит Киевский
    и всея Украины​
    «ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ»
    Появление публикаций о пришествии антихриста весьма симптоматично для нашего смутного, полного тревожных ожиданий времени.
    Тема новозаветных апокалиптических пророчеств всегда занимала особое место в сознании верующих, привлекала к себе внимание таинственностью, необычностью, масштабностью грядущих событий в жизни Церкви и всего мира. Разброс в богословских мнениях и эмоционально-психологических отношениях к этим предсказаниям всегда был огромный. Достаточно вспомнить светлое и радостное ожидание второго пришествия Господа первыми христианами, засвидетельствованное апостолами Иоанном Богословом и Павлом: Ей, гряди, Господи Иисусе (Апок. 22,20)… потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5,9). И полное ужаса, парализующее здравый смысл ожидание, бегство в лес и самосожжение русских старообрядцев перед лицом якобы пришедшего антихриста. Сам антихрист на протяжении истории воспринимался то как конкретная историческая личность, противоборствующая Христу, то как персонализация духа времени, эпохи всеобщей безрелигиозности и безнравственности, отступления от Бога. Кого только не пророчили на роль антихриста: здесь и Нерон, и Магомет, и Наполеон, и Петр Великий, и Сталин и пр. На протяжении почти уже двух тысяч лет каждый век, каждый христианский народ стремится увидеть в современных ему грозных явлениях жизни исполнение ранее предвозвещённых Откровением пророчеств. Можно сказать, что люди постоянно пытаются проверить по апокалиптическому лекалу жизнь своего времени и, если находят точки совпадения, то это придаёт им уверенности, что время всеобщего конца близко или уже наступило. Особенно это настроения характерны для кризисного времени, для времени бурных религиозных, общественных, политических и экономических потрясений. Когда рушится привычный, устоявшийся уклад жизни, то, естественно меняются и общественное сознание и психология людей. В состоянии неустойчивости, распада старых форм жизни невольно начинает казаться, что само время сжимается, кончается, что продолжение жизни невозможно. Сейчас человечество переживает такое время.
    В связи с этим необходимо остановиться, по крайней мере, на двух очень важных и взаимосвязанных вопросах: об апокалиптических временах и сроках и о христианском православном отношении к проблеме «последнего времени».
    О чём повествует весь Апокалипсис, - только ли о «последних временах», или в нём весь мировой исторический процесс рассматривается как единое целое? Конечно, откровение Иоанну Богослову дано не только о том, что будет, но и о том, что было и есть. История есть богочеловеческий процесс, и Христос как Богочеловек есть и Начало, и Центр, и Конец этого прогресса. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Апок. 1, 8 и 19). Из этой основной онтологической предпосылки ясно вытекает, что все события, описанные в Апокалипсисе, в том числе и беды, катастрофы, противостояния Богу, лжепророки, антихристы и пр., были, есть и будут. Уже в первом веке апостол Иоанн пишет ученикам: Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов… Тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос, это – антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин. 2, 18 и 22). Но со времени написания этого послания прошло уже 20 столетий.
    В 24-й главе Евангелия от Матфея содержится так называемый малый апокалипсис – предсказание Иисуса о разрушении Иерусалимского храма и о кончине века. В сознании апостолов в то время разрушение храма, вероятно, ассоциировалось с разрушением всего мира, кончиной века. Господь, отвечая на вопрос апостолов: когда это будет, не говорит им о сроках исполнения пророчества, а указывает лишь на внутренние и внешние признаки их приближения: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, - говорит Господь в другом месте (Деян. 1, 7). Вместе с тем, Господь не говорит ясно и о промежутке времени, разделяющем оба события – разрушения храма и конец мира. Он как бы не касается вопроса времени, а переводит ответ в иную плоскость, в плоскость духовно-нравственного состояния мира, которое и определяет течение времени и близость конца. Дело в том, что оба события – разрушение храма и кончина видимого мира, разделённые неизвестным периодом времени, внутренне похожи, соизмеримы, аналогичны. Они принадлежат к одному событийному ряду и вызываются одними и теми же причинами. Мир можно рассматривать как огромный храм Божий, а храм – как малую копию мира. Поэтому их судьба и кончина похожи. Зависть, ложь, злоба, насилие, убийство Сына Божия, которые были духовной причиной разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х., и «охлаждение любви и умножение беззакония», которые могут привести к гибели мира, - явление одного порядка. Иными словами, время «конца», его приближение или отдаление зависит от духовно-нравственного состояния людей. Нет абсолютной константы времени, нет статичного ,фатального времени, объективно не зависящего от человека. Время, как и пространство, есть состояние человека. Время – величина переменная.
    Господь так милостив, что позволяет своему творению – человеку – участвовать и влиять на судьбу Церкви, мира, всей вселенной, на течение времени. Бог замыслил человека, заключающего в себе образ и подобие Божие, как царя всего мира, ответственного за всё мироздание, которое зависит от его внутренней и внешней деятельности. Бог так доверяет человеку, что вручает ему судьбу мира, а значит, и судьбу времени. Понимание того, что время зависит от человека, порождает совершенно иное отношение к себе, ко времени своей жизни и всему происходящему. Если человек грешит, т.е. порождает и распространяет разрушительную энергию, то тем самым он не только отравляет духовную среду, но и «сокращает, «убивает» время, приближает его конец. Всякий грех несёт разрушительные последствия для всей вселенной и времени. И наоборот, покаяние и праведность увеличивают силу жизни всего мироздания, продлевают историю, время.
    Два библейских примера красноречиво подтверждают это. Молитвы и слёзы царя Езекии продлили ему жизнь (4 Цар. 20). Общественное искреннее покаяние ниневитян через проповедь пророка Ионы спасло от гибели их город (Ион. 3). Есть некая критическая масса ,превышение которой грозит катастрофой. Если сила и количество зла, нечестия в мире превзошли эту меру, то переполняющий жизнь грех сметает всё на своём пути. Это катастрофа, конец. Можно вспомнить условия помилования Содома и Гоморры, где недостало нескольких праведников, чтобы избежать гибели (Быт. 18-19). Бог не предопределяет выбор человека, но предвидит его поведение и старается направить к добру. Бог знает, что помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт. 8, 21). Последствием этого будет кончина, срок наступления которой открыт Божию всеведению. В этом смысле Бог в своей власти положил времена и сроки бытия мира.
    Таким образом, время появления «человека беззакония», антихриста, аккумулирующего в себе всё мировое зло, зависит от людей. Греша, люди приближают его приход. Раскаиваясь и живя праведно, они его отдаляют.
    Указанные в Евангелии (Мф. 24) признаки приближающегося конца имеют двоякое значение: духовной шкалы, по которой определяется нравственное состояние человечества в тот или иной период времени, насколько оно приблизилось к пределу, за которым – катастрофа, и побудительной причины к бодрствованию, молитве и покаянию. А стремление вычислить или узнать время пришествия антихриста и наступления конца мира, помимо дерзости и пустого любопытства, непозволительных для православных христиан, свидетельствует ещё и о неправильном, фатальном восприятии времени как независимой от нашей воли субстанции. Если бы грешник точно знал время конца, то это бы вводило его в соблазн отложить покаяние на самый конец жизни. Раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: не скоро придёт хозяин мой, и начнёт бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф. 24, 48-49). Неизвестностью времени второго пришествия Господь предостерегает от греха, побуждает трезвиться, всегда быть готовым к встрече, чтобы жизнь постоянно «горела», как светильник у мудрых дев (Мф. 25).
    А посему молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов… Вы же, братия, не унывайте, делая добро (1 Фес. 2, 1-2; 3, 13).

    Взято из предисловия к Толкованию на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского, Киево-Печерская Лавра, 2010 г.
     
    Александр Кр нравится это.
  2.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:​
    «У нас же сейчас православные запоем читают все, что касается пришествия антихриста, наступления последних времен, близости Страшного суда, конца истории. К этому - невероятный интерес! Как будто у каждого из нас в любой момент жизни не будет своего собственного конца века. Мы озабочены эсхатологической проблематикой, наше воображение занимают обстоятельства конца света, но насколько реже задумываемся мы над неизбежностью собственной кончины, которая может приключиться в любой момент. Но нет, столь обыденная вещь нас не тревожит, наше попечение обращено не менее, чем на весь род людской. Ведь какую обильную пищу для страхов и суеверий обещают первые шаги человечества в XXI веке! Если бы нас столь же заботило то, какой ответ мы дадим - не человечество в целом, а каждый из нас в отдельности, персонально - на ожидающем нас великом и страшном суде наших дел»...
     
Загрузка...