Ветхозаветный раб

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 22 окт 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Начну с буквального смысла...
    Его хорошо объясняет Сам Христос словами: "Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь" (Мар.10:5)

    а сначала не было так; (Матф.19:8)
    добавлено: 22 окт 2014
    Патриархальное рабство было не таким, как в США 19-го века. О нем рекомендую книгу "История Востока" Алаев Л.Б. и др. (ред.) - История Востока. В 6 томах. [2002-2008, PDF, DjVu, RUS] :: RuTracker.org (ex torrents.ru) Раб считался младшим сыном главы семейства. На это есть и указание здесь: "Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного]" (Гал.4:1,2). Историки доказывают, что древние грандиозные сооружения строили не рабы: пирамиды, ирригационные сооружения.
    добавлено: 22 окт 2014
    Главное значение Евангельского: "по жестокосердию..." означает временность (срочность, то есть на некоторый срок) некоторых Заповедей Откровения. Временность ограничена сроком соответствующего нравственного состояния человека: допускающего разводы, рабство и тд.
    добавлено: 22 окт 2014
    Возьмем, к примеру, заповедь о разводе. Толкователи говорят, что она была дана ради того, чтобы жестокие мужья не убивали своих опостылевших жен. Удивительное дело, Законодатель, зная гнилую сердцевину мужей, даже не повелевает мужьям "прыгать выше головы"..... а позволяет просто, развестись. Тоже и с многоженством.
    добавлено: 22 окт 2014
    С рабством в 21 веке вышла вообще занятная метаморфоза. Сегодня мы имеем колоссальные примеры человекохищничества и рабства, но совершаемого "экономическими методами". Когда рабы сами себя кормят, лечат и охраняют.
    Рабство оказалось самым природным видом социальных отношений. Оно никуда не исчезло, только изменило формы
    добавлено: 22 окт 2014
    Господь дает заповедь о рабстве до времени начала любви. "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай" (1Тим.6:1,2). Рабство исчезло не от революции, но от изменений нравов.
    И таким образом, заповедь о рабстве и все постановления ушли в прошлое.
    добавлено: 22 окт 2014
    Но когда изменились нравы, рабство вернулось, хотя и не с тем именем. Проблема не в рабстве, а в жестоком сердце людей, допускающих насилие над братиями.
    добавлено: 22 окт 2014
    В заповеди о рабстве мы видим очень тонкую деликатность Бога, в исправлении людей (Притча о Безумном Должнике - Мф гл 18: будь милостив, раздавай пищу, поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).
    Нечто подобное мы видим в отношении Христа к Своим ученикам. Апостолы до Святой Пятидесятницы выглядят грубыми и суеверными: то спорят, кто из них больший, то хотят громом испепелить самарянское (!) (не еврейское же) селение и многое другое. И мы ни разу не видим грубости Христа к немощам ученикам. Один только раз Симона назвали сатаной. Во всех остальных случаях укор был очень мягкий (включая Иуду). Любовь начинается со свободы.
    добавлено: 22 окт 2014
    Но я бы хотел обратить внимание на иносказательность слова "раб". Раб называется - плоть, а господином - дух. Иногда рабом называются силы нашего естества: разум, воля, чувства, силы тела.
    Поэтому заповеди о рабстве относятся (в новом завете) к нашим помыслам и страстям.
    добавлено: 22 окт 2014
    Наиболее явно это встает перед нами в исповедании капернаумского сотника: я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Матф.8:9). Такое толкование выходит из церковной пары этого евангельского отрывка: " Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим.6:12-22)
     
Загрузка...