Вопросы православным

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Stanislaw, 6 авг 2010.

  1.  
    Stanislaw
    Оффлайн

    Stanislaw Новичок

    Сообщения:
    16
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Буддист
    Чтобы не открывать кучу тем, я думаю, можно было бы задать интересующие меня вопросы в одной. :ah:

    Можно начать с этого, если Вы не против.


    1. Что такое душа и личность в православном понимании?

    2. Откуда взялось зло в мире?


    Спасибо.
     
  2.  
    Андрей.
    Оффлайн

    Андрей. Новичок

    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Stanislaw, не отважусь говорить от лица "православного понимания", но скажу так, как представляется мне.
    Наверное, для прояснения ситуации нужно обратиться к тем православным источникам, которые могут дать ответы на вопросы: "А откуда, собственно, взялась упомянутая душа? Откуда взялся мир?"
    Для православного таким первоисточником будут первые главы книги Бытия. Ключом же к пониманию их - исполнение заповедей Евангелия. А в исполнении тех заповедей - вся жизнь и вера христианская. Иди этим путем - и ответы не замедлят придти.

    Извини, что, может быть, слишком размыто и поэтично, да и ответа, собственно, нет.
    А по-другому всё одно никак - хоть полсвета истопчешь, а ответа не найдешь.
     
  3.  
    Stanislaw
    Оффлайн

    Stanislaw Новичок

    Сообщения:
    16
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Буддист
    Неужели в святоотеческой литературе их нет?
     
  4.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.095
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Есть хорошая книга архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело". (Есть в Интернете). Есть еще здесь.:
    О личности (ипостаси) - Василий Великий "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
    А здесь сборник цитат на тему О ПРИРОДЕ ЗЛА, а если вкратце - то
     
    Последнее редактирование: 7 авг 2010
  5.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир или ангелов.

    Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие из них называются серафимами, херувимами и архангелами.

    Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но, Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать - желают ли они сами любить Его - жить в Боге, или нет.

    Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом - диаволом, сатаною. Слово "диавол" значить "клеветник", а слово "сатана" значит "противник" Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.

    Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: "кто равен Богу? Никто, как Бог!" И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.

    Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана, вместе с бесами, как молния, вниз - в преисподнюю, в ад. "Ад", или "преисподняя", называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.

    Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

    А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами. Слово "ангел" означает по-русски "вестник". Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

    Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти."
    Из книги протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий" (http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml).
     
  6.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества - материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).


    1. ТЕЛО. Тело человека создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3, 19), сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ - животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжена рода.

    Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью - дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно.

    Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мир вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.


    2. ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила.

    Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. "И сказал Бог: да произведет вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так" (Быт. 1, 20-24).

    И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2, 7). Это "дыхание жизни" и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.

    Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой "психологией".

    1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.

    2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне.

    3. Желаниями человека руководить воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов.

    Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

    Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: "жизнь душевно-телесная". Однако, все же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

    В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.

    Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.


    3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.

    Тело и душа - это еще не весь человек, вернее сказать, - не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. "Дух", говорить Еп. Феофан, "как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: "Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.

    Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

    1. "Страх Божий" - это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития не находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: "нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа". С тех пор, - говорит ученый Геттингер, - открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще боле прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины.

    2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это - совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья - блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть "голосом Божиим" в душе человека.

    3. Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал "жаждою Бога". И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами не обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

    Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т. е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

    ( По статье архим. Аверкия "Душевность и духовность".
    Мюнхен 1949 г.)" Из книги С. Слободского "Закон Божий" - "Беседа о человеке".
     
  7.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "9 — Бог личен.

    Поистине и до конца личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог всегда есть то, чем Он хочет быть.

    Называя Бога Лицом, Личностью, Ипостасию, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие. Все, что не имеет личного бытия, есть бытие несовершенное и несамостоятельное. В своей низшей форме неличное бытие есть вещь.

    Личность всегда оригинальна и все, что происходит от нее, носит ее особую печать. Личность способна соединяться с другими личностями для взаимного восполнения. Но до конца определить, что такое личность нельзя. Она есть самый основной, самый глубокий и самый сокровенный корень бытия.

    10 — Сущность Божия, или содержание Его Личности.

    Мы исповедуем еще, что три Лица Божий единосущны, т. е. каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви. Сущность (усия) — это то, что составляет содержание личности. Например, у ребенка в содержание его личности, в значительной мере, входит игра и учение. У композитора, кроме множества общих всем людям переживаний, его содержанием является еще целый мир звуков.

    Сущность Божия, или содержание Его Личности, для нас непознаваема. Но все же мы можем сказать, что к Его сущности относятся: истина, любовь, красота, святость. Таким образом. Бог открывает Свое содержание, или Свою сущность, в Своих Божественных свойствах, или энергиях."

    "Православный катехизис", епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский (http://azbyka.ru/dictionary/10/semenov_tyan_shanskiy_pravoslavny_katehizis_01-all.shtml).
     
  8.  
    Stanislaw
    Оффлайн

    Stanislaw Новичок

    Сообщения:
    16
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Буддист
    Т.е. душа - некая субстанция для управления и поддержания жизни тела?
     
  9.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Можно конечно и так сказать, если искать ответ на этот вопрос с точки зрения материализма. Лучше все-таки принять объяснение из поста Ольги
    Вот еще мнение православия: СВЯТИТЕЛЬ ИЛИЯ МИНЯТИЙ http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/ilia5.htm
     
  10.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Другим словами вроде как бы и так, возможно, всё же оживотворяющая субстанция, с неразрывным акцентом на жизнь - "да произведет вода душу живую... рыб, пресмыкающихся"... Раньше вместо "человек" говорили "душа", моя бабушка говорит: "У нас в семье было девять душ".
     
  11.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.095
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Добавлю. Есть деление человека на душу и тело, есть на дух, душу и тело (дихотомия и трихотомия в богословии). Оба варианта использовали разные богословы (кому как было удобнее). При трихотомии душа человека действительно есть жизненная сила, как и у животных - то, что делает тело живым. Дух в этом случае есть тот самый "образ Божий", то, что вдохнул Господь в Адама при сотворении.
    В Дихотомии дух и душа рассматриваются как неразрывное целое (так выходит из буквального прочтения описания создания человека в Библии).
    Трихотомический подход удобен сторонникам того, что тело Адама было взято от животного (например от нашего с обезьянами предка).
    Церковь не противопоставляет оба этих подхода.
     
  12.  
    _Ольга_
    Оффлайн

    _Ольга_ Новичок

    Сообщения:
    208
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо :)
     
  13.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    10
    Лучшие ответы:
    0
    offtop:
    Пишу здесь приглашение Станиславу в тему "Разговор со Станиславом", полагая, что он просматривает только свои темы или прочитывает сообщения по имэйлу.
    Модераторам через день можно удалять.
     
    Последнее редактирование: 12 авг 2010
Загрузка...