Второй Цикл Евангельских чтений

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 23 сен 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Второй цикл воскресных Евангелий.
    Лекция для Воскресной школы 26.06.13
    Храм Всецарицы
    Донецк

    Бог подает спасение людям, во-первых, через Таинства, в которых человек соединяется с Телом Христовым и принимает в себя все плоды того, что совершил Христос в Пасхе и Вознесении.
    Во-вторых, Бог спасает людей тем, что дает в их руки оружие в борьбе со злом, живущим в их душах.
    Это оружие описывает апостол Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:12-17).
    И последнее, третье средство нашего спасения, - Бог спасает нас через Свое Откровение, Слово Божие, в котором Бог показывает нам Самого Себя и подлинное устройство человека.
    Узнать Бога нам важно для спасения потому, что человек – это образ и подобие Божие. Все что в нас не Христово – внесено в нас падением. Вся наша духовная жизнь – это постоянное восстановление в себе образа и подобия Божия, а для этого важно постоянно перед собою видеть свой Превообраз – Бога. Павел говорит об этом так: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).
    Но не менее важным для нас является и другая сторона Откровения, в которой раскрывается то, что хорошо, а что плохо для человека, в чем человеческое счастье-благо, а в чем его страдание, что для него естественно, а что противоестественно.
    Это Господь открывает нам в Своих Заповедях. И если бы не Господь открыл нам эти грани нашей природы, то мы никогда не узнали, что человек – это существо по своей природе целомудренное, способное иметь только одного мужа или жену, не способное к гневу, блуду, убийству, и что по своей природе человек кроток и смиренен. И только повреждение человека грехом сделало его другим. Поэтому исцеление человека означает не просто победу над болезнями тела, но восстановление того, что повреждено грехом.
    Самую соль Божественного Откровения, Слова Божия, Церковь разделила на 68 частей. 20 из них относятся к Двунадесятым праздникам, а 48 к пасхальным чтениям, которые читаются каждый воскресный день, ведь каждый воскресный день – это день Пасхи.
    Воскресные чтения делятся на два цикла. Эти два цикла составляют единое целое так же, как вдох и выдох, хотя условно их можно и нужно разделять. Первый цикл, состоящий из двадцати воскресений – окружают день Пасхи. Эти чтения содержат Евангельское учение о Таинстве Причащения. Этот цикл начинается в Недели об иерихонских слепых и о Закхее, продолжается подготовительными к Пасхе неделями Великого поста, и заканчивается семью неделями после Пасхи. Центр этого цикла – сама Пасха. В этом цикле Евангелие и апостольские послания объясняют людям то, как готовиться к Причастию, показывает нам славу боговоплощения и открывает нам характер изменения человека после причастия.
    Второй цикл раскрывает нам характер деятельной христианской жизни, показывает нам заповеди нашего спасения, то, что мы, делая, могли бы преображать свой дух, и душу, и тело «взирая на славу Господню, … в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).
    Между этими циклами существует два перехода: один за месяц до начала Великого поста, а второй в первую седмицу после Дня Пятидесятницы.

    Итак, Второй цикл состоит из 30 Евангелий. Это тридцать ступеней, тридцать граней, тридцать столбов. Их последовательность важна…
    Но и по отдельности – они Небесное сокровище.
    О них слова: «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.11:18-20).

    Евреи-иудеи свои мицвы (мицуот, заповеди) носят на чреслах, как пояс.
    А православные свои «веревки на чреслах, знаки на косяках и тд» даже не знают…. Такое опоясание: из трех полос: Двойное время Триоди (Цветной и Постной), и время по Пятидесятнице (Второй Цикл). Еще можно добавить – двунадесятые праздники (а еще (это уже из «кулуара»): литургический цикл девяти служб, девять гимнов Священного Писания, то есть ирмосов канона, семь дней седмицы и семь таинств)

    Я пропустил Первый Цикл, ну, может в следующем году???

    Поэтому сразу начнем со Второго Цикла (по Пятидесятнице). Да и не с начала….

    Для начала нужно уяснить последовательность и круг воскресений.
    Методы изучения разные.
    Мне кажется, самый удобный – четки. Каждая бусинка – мысль. Провел сквозь ум, отбросил бусинку. Следующая бусинка... Повторяем одну и ту же, пока не утвердим в уме.

    Систему мысли я объяснял в Двунадесятых праздниках. Повторюсь…

    Феофан Затворник предлагает истину изучать так: сначала необходимо уяснить буквальное содержание истины. Затем необходимо изучить мнение святых отцов об этой истине. Затем уяснить, что эта истина дает Человечеству в целом, любому человеку, и затем, четвертое, что эта истина дает конкретно мне. Слово «дает» означает то же, что и в притче о трех мерах муки о закваске – изменяет дух, душу и тело. Последнее означает образ деятельности. То есть два последних пункта означает изменение образа жизни (первый – идеальный, второй – реальный, конкретный, «для меня»).

    Истина – едина. Она – Свет.

    Белый свет в стеклянной призме разлагается на семь частей. Истина Божия разлагается в нашем уме на четыре части для того, чтобы собрать ее снова вместе, и зажечь ею наш дух.

    Пока истина только в уме – она рябь на воде. Только тогда истина стала частью души, когда она превратилась в дело, и поместилось в сердце, став настроением (духом).

    Истина и наш дух – обе вышли из уст Божиих. Поэтому они сродны друг другу. С ними возможен РЕЗОНАНС.

    Истина способна веселить и радовать дух человека, врачевать его язвы и превращаться в щит от демонов.
    «Блажен муж, иже не иде на совeт нечестивых, и на пути грeшных не ста, и на сeдалищи губителей не сeде: но в законe Господни воля его, и в законe его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успeет» (Пс.1:1-6)

    Иоанн Кронштадский так лечил алкоголиков: «когда хотите выпить (отчаяние, ад жжет изнутри) – читайте Евангелие, и отступит».
    У каждого свои страсти: печаль, уныние, сребролюбие, гнев – истина главное лекарство и кислород для молитвы. А молитва все может, потому что она восходит к Всемогущему Богу. Как же ей и без кислорода?

    Итак, четки…
    Берем мысль (бусинку) и вращаем ее до тех пор, пока она, как резцом на камне, не отразится. Цель - не узнать много, а узнать столько, чтобы сердце (или хотя бы ум) напиталось.

    Нужно поставить правило не столько-то глав прочитать, а столько-то мыслей вынести.

    Утвердив одну, перейти к следующей.

    Мера у всех разная…. Одной мысли в день – достаточно, и миллиона мыслей – мало. Не нужно стремиться «есть» много, нужно стремиться «есть впрок».

    Истину нужно проводить по ступеням Феофана: буква-отцы-общее значение-мое личное и сокровенное.

    У меня вторая ступень постоянно западает. Для того, чтобы она была в работе, нужно много читать, и обращать внимание….Самое мощное толкование - молитвы церкви (Каноны, акафисты, тропари, стихиры). В них воплощается поэзия Откровения в обыденную мысль, когда поэзия Духа Святого соединяется с поэзией святого автора («Поэзия» = творение, оно описано как «Дух Божий носился над водой» (Быт.1). Второй источник – книги отцов. Я влюблен в книги Игнатия Брянчанинова. На втором месте Феофан Затворник, Златоуст (очень тяжело переводится на русский язык этот премудрый эллинический ритор), Иннокентий Херсонский, Авва Дорофей. Тихон Задонский так прост, что я его не понимаю. Особая услада – Добротолюбие. У каждого свои книги. Третье – Осипов. Если Игнатий принес нам наследие отцов, то Осипов принес нам наследие Игнатия. Я очень люблю слушать лекции Осипова. Я это делаю критически, и на многие вопросы у меня «другое мнение». Но… я вижу в нем идеи Игнатия. А система мысли Осипова то, чему я хотел бы подражать.

    Лопухин абсолютно не годится. Слишком много в них фантазий.

    Итак, четки….
    Нужно усвоить круг Евангелий Второго Цикла. Нужно это делать «по горизонтали» и «вертикали».
    По горизонтали – просматривать последовательность сразу всего цикла. По горизонтали – одного воскресения.

    Четки можно сравнить с тем, как мнем в руке ладан, чем больше мнем, тем сильнее пахнет.

    Хорошо цикл проходить раз в неделю (месяц, день) – чтобы он весь был выбит на косяках нашего ума (чтобы никакой враг не мог пройти внутрь нашего ума). Это и есть знать Евангелие наизусть.


    Суббота – это предпразнество воскресения. Она всегда логически связана с его поучением. Понедельник – попразднество воскресения. Он всегда развитие учения воскресения. Со вторника по пятницу – «площадка». Ее связь с воскресением реальна, но не всегда очевидна.
    С евангельским чтением всегда связано апостольское. Они как огонь и тепло. Но апостольское поучение – это на потом.

    Итак, бусинки:
     
    Последнее редактирование: 24 сен 2013
    Тамара и Просто Оксана нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
    Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
    Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Последнее редактирование: 10 дек 2013
    Тамара нравится это.
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
Загрузка...