записки на литургии

Тема в разделе "Служение Литургии", создана пользователем Протоиерей Алексий, 15 окт 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.056
    Симпатии:
    16.220
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    столкнулся с вопросом в личке
    Проскомидия - подготовка к евхаристии. Главной частью проскомидии является приготовление Даров. Из специально изготовленного хлеба священник вырезает частичку в форме куба. Она символизирует своей формой весь сотворенный мир, единосущным которому пожелал стать Бог, когда воплотился.
    Во Христе, в Его Теле - вся вселенная. Его плоть - Хлеб жизни для всей твари. Христос - Новый Адам. Как тело Адама было пуповиной, через которую божья благодать питала весь мир, так и Христос стал животворящим корнем для всей Вселенной.
    Проскомидия совершается на иконе Рождества Христова. Как вокруг яслей христовых собрались званные и избранные, так и на иконе Рождества мы, как икону, "выкладываем" Церковь (званных и избранных): вынимая из просфор частички - за Богородицу, за Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников и прочих святых. Затем свящ. вынимает частички за церковь и за Отчество. Затем священник вынимает частичку за правящего епископа, и того епископа, который его рукоположил в священники.
    Священник МОЖЕТ (но не обязан) выложить рядом и частички за других людей.
    Слово "не обязан" означает то, что он УЖЕ выложил частички и за всех православных, и за всех соотечественников.
    Некоторые священники, по примеру чина литургии, поминает людей по разрядам: "всех родных", "всех моих прихожан", "всех кого я крестил", "всех, кому я проповедовал" и далее по образцу того, что мы читаем в утренних молитвах: "кого я обидел", "кто меня обидел", "всех больных", "всех, о ком мне заповедано молиться". Называть при этом имена - желательно, но не обязательно.

    Точно также и об умерших.

    У нас сложилась традиция, которую нет необходимости оценивать. Она просто есть, и мы принимаем ее как данность. Пока она не мешает нам жить, мы ее тщательно исполняем. Она заключается в том, что люди просят поименно называть имена тех, кого они хотят "помянуть". Это прекрасная традиция.
    Когда я был пономарем, нам каждую службу передавали три трехведерные корзины заполненные записками, грамотками и сумками. Мы, пономари, выстраивались в ряд, и читали-читали-читали-читали: все всенощное и всю литургию. Кроме этих корзин, у нас еще было куча тетрадей, ящиков и ящичков, где были книжки от благодетелей храма, сотрудников и тд и тп.
    Центральной частью поминания есть молитва "и всех здесь поминаемых". Она усваивает все имена, прочитанные В ХРАМЕ, во время службы частичкам на дикосе.

    Что такое "платные" записки?
    Я за Всенощное и литургию в состоянии прочесть имен 600-2000. На литургии меньше, на Бдении - больше. При всем том, что даже в моем маленьком храме таких имен бывает несколько тысяч. По моим предположениям, в моем прежнем храме -такое число было за 15-20 тыс.
    Так что читать приходится в такой последовательности: "платные на литургию", "сорокоусты", "церковные синодики" и все прочие. Чаще всего "прочие" читают уже мои помощники - пономари. (сами посчитайте - одно имя - 5 секунд. В среднестатистической записке 10 имен, зато в средней грамотке уже от 50-100, а таких грамоток и записок даже в моем крохотном храме - шестилитровая корзина).

    Самый прикол в том, что нет никакой абсолютно разницы - прочел ли лично священник, вынимая при этом собственноручно частичку, или вынута одна частичка за тех, кого "поминает" (внимательно читает) рядом со священником пономарь. Если бы я успевал, я бы лично читал бы сам. Но готовы ли люди ждать окончания службы, которая длилась бы дополнительно 3000 секунд (для маленького храма). То есть не час-полтора, а знааааачиииииииительно дольше. особенно если в этом нет никакой необходимости.

    Другой самый прикол, что любой человек, находящийся в храме во время службы, настолько же правомочен поминать своих ближних, как и пономарь.

    Так что давайте на забывать, что те деньги, которые мы даем вместе с записками - это обычные приношения на храм, а вовсе не плата за исполненную работу, и тем более не повод считать чем-то ущербными тех, у кого нет денег на приношения.
    То, что у нас вообще читают какие-то имена, это дело традиции. По сути батюшка по особенному поминает только тех, кого он лично помнит, и чьи проблемы для священника актуальны. Такое за деньги не покупают.
    Общее церковное поминание совершается за всех, кого на службе поминали - тетя у притвора, и епископ в горнем месте - без разницы, потому что оно совершается силой тех, "кто двое или трое собраны", а не по власти, свечным ящиком данной, по номиналу радужных бумажек.

    Так что не переживайте: есть деньги, делитесь ими с приходом. Нет, перед Богом это не проблема ни в коем виде.
     
  2.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.740
    Симпатии:
    6.694
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Отче! У нас в глухомани проще. Успеваем всех помянуть и за всех вынуть частичку, и на Литургии во время Ектиньи помянуть громогласно))
    Но меня заинтересовал вопрос? В чём сестра видит разницу в поминании между Проскомидией и Литургией?
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.056
    Симпатии:
    16.220
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Это, конечно, хорошо. Я на молебне читаю все записки, включая бесплатные. Их мало. Но молебен длится дольше на 20 минут. Так что молебен с акафистом Всецарицы 70 мин. Долго.
    С литургией я боюсь затягивать. Да и записок больше (бесплатных). 1 имя = 5 секунд. Обычно десяток платных и десяток "попросили" и десяток "сам знаю, кого поминать". Итого 30 х 30 = 300 Умножаем на 5 секунд. Получаем 25 минут чтения записок на ектенье. Однако.
    Недавно читал интервью в одним священником, который служит в научном гродке под Московй. Его духовным отцом был о. Александр Мень. Он очень резко высказывался о длинных ектиньях. Читать про себя записки - тоже выход. Так что все то же, только параллельно со службой. Ну, 98% проскомидии (поминаний) я совершаю с вечера. Поминаю, аж дым из ушей идет. Я люблю это дело. Но все-равно. Только с бесплатными хроническая проблема. Либо я не успеваю прочесть "платные" и свои толмуды, либо большинство "бесплатных". Меня выручают помощники: я молюсь, они рядом со мною читают. И это ничего не стоит для людей. Я просил. чтобы деньги в алтарь не передавали. Так что, кто сколько может за "бесплатный" на уровне церковной кружки. Но, к чести моих помощников, все записки всегда прочитываются. Если бесплатных в пределах тысячи имен, то я справляюсь и без помощников (но только вечером, на литургии - в пределах пару сотен, то есть десяток записок и пара книжек). Есть еще церковный синодик. Это вся моя мафия - члены семей постоянных прихожан и благодетелей.
    добавлено: 15 окт 2015
    Я думаю, что "проскомидия" - это частичка, а "литургия" - это возглас на ектеньи.


    К сведению товарищества

    Кроме указанных поминаний:
    на "Херувимской" ---- по образцу Евангелия. "Херувимская" -= "Вход Господень в Иерусалим". Там есть эпизод:
    Так что архиерейская проскомидия совершается на "херувимской" Тут же важная часть поминаниния - мы говорим как Филипп с Андреем. Часть громко (прошения - "Великого господина" и тд), часть тихо "иерейство твое". Некоторые священники имеют очень любопытный список поминания - и лежащих в расслаблении и тд. Мирянам проще. Их умы не сильно заняты священнодействием. Так что - вперед!!!! И это бесплатно.

    Второе: после анафоры
    после "Достойно есть" до "В первых..." - за упокой. После и вместе с " В первых..." "и всех и вся" - за здравие. Это самое сильное место. Оно входит в состав евхаристического канона - молитва за ближних. В том числе поименно. Я успеваю назвать только несколько имен. Но то я. У меня еще уставная молитва на целую страницу. А вот мирянам здесь не след в носу ковырять. А то я часто слышу, как народ расслабляется после анафоры.

    Третье суперместо: после "Отче наш".....
    Небо открыто. Нет, чтобы молиться (и БЕСПЛАТНО), люди дурью маются. Ибо пауза.... А ведь статус этого супрместа в сотни раз выше, чем "на литургии". Это поминание лицом к лицу пред предлежащим Иисусом. Тут нужно молиться и предстоять: за себя и за других. А мы в это время "в носу ковыряхся". Самое стыдное место литургии. Пауза концертная.
     
  4.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.740
    Симпатии:
    6.694
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Это точно! Нужно будет своим на проповеди подсказать. Но стоят вроде внимательно и тихо в этот момент. А вот в больших Храмах вспоминаю начинались движения и передвижения, особенно в Лавре и Соборах.
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.056
    Симпатии:
    16.220
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Только что в личке увидел любопытный синодик. Хотелось бы поделиться мыслями.
    я люблю поминать людей по запискам. Логика такая: я поминаю: "о здравии раба Божьего Иоанна". А в это время его ангел хранитель поминает меня. Так что "приношение твое тучно буди" (по-русски, "побольше-побольше".
    Но в чтении синодика есть еще один прикол: они как газета, как геральдический пергамент, как последние известия.... Столько всего из синдиков узнать можно!!!! Кто женился, кто куда поехал, кто какую книжку читает, кто чем "прётся". Это очень увлекательно. Перед глазами проходят целые семьи, друзья. Столько разных деталей.
    Вот, берешь записку (я по почерку знаю записки всех постоянных прихожан, а если забываю почерк, то достаточно прочесть несколько имен - и автор перед тобой во всем рельефе): по расположению имен можно гадать настольтко любопытно. Как авгур по полету сокола. Кого пишет впереди, кого позади себя. А вот записка, в которой "автор" себя почему-то не записал. Ой. сколько всего можно вычитать.

    Когда я пономарем был, мои синодики были прикольные.
    Я возвращался с дежурства. И приносил новый синодик: "Иоанн - сердечный приступ. Валерий - бронхиальная астма. Петр - хр.ег.зн., отвезли в инфекцию". Я перестал отдавать своим собратьям, когда узнал, что они ржут над ними.
    Стал только себе забирать "царство-небесное"
    добавлено: 16 окт 2015
    Классика жанра: Лесков "Соборяне". Как заказали панихиду. Батюшка читает имена, все нормально. А потом, что за дело? - там все казненные участники польского восстания (по именам без фамилии, но батюшка узнал, так как все на слуху). Вот такая либерально-демократическая акция тогдашней "совести нации"

    А иногда читаешь, а там все члены правящей династии. Или записка по мотивам житий новомучеников. Или отец Златоуста. Секунд, кто не знал. Чего бы не помянуть? А родители Николая Чудотворца? И такое пишут. А мужа Ксении Петербургской? Андрей, между прочим. С новомучениками интересней. А краткое библиографическое приложение к сайту "Третий Рим"? А новые популярные святые? или их отсутствие, когда вся компания в сборе (ну, там Распутин или Грозный). А нынешние политбаталии?

    А бывают вообще курьезы. Мне рассказывали, что раньше подавали записки за героев сериалов: Изауру, просто Марию и Марианну.
    С ходу не вспомню, но у меня были случаи, когда подавали литературных героев и известных писателей. Про политиков вообще молчу.

    Праведную Анфусу (мать Златоуста) канонизировали. А вот любопытно читать записки об упокоении блаж. Ксении Петербургской и прп. Серафима Саровского.
    О здравии патриарха Алексия и митр. Владимира, это даже не смешно. Просто, люди сами свои записки не читают. Сюда же относятся длительное "неисправления" синодиков: тот давно умер, тот уже монах, тот пономарь давно епископ - а в синодике устаревшая информация вот уже десятый год.

    Любопытно читать записки с перечислением знаменитых пастырей, священников. Появление схархх. Зосимы, Виталия, Гавриила говорит о многом. Антония Сурожского, иг. Никона. Жалко, что редко схарх. Алексий и схиг. Савва. Хотя и встречаются. Стал быть - читали, знают, чтят.

    Любопытно читать список церковного штата в прихожанских синодиках.

    Отметка "бол", "птш", "пьющ", "скорб", "с чд", "вн" - это как свежие новости. "тж. бл", "нпр". А бывают весьма любопытные примечания.
     
    Последнее редактирование: 16 окт 2015
Загрузка...