Запрет поста в субботу, 64-е апостольское правило, как быть.

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Руслан Костров, 14 сен 2013.

Статус темы:
Закрыта.
  1.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Как быть с 64 апостольским правилом - с прямым запретом поста в субботу?

    Игумен Виталий Уткин


    Опубликован для обсуждения проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный Межсоборным присутствием. В нем делается попытка соотнести практику частого причащения, характерную для раннего христианства и некоторых современных Православным Поместных Церквей (о последних, впрочем, не говорится вообще ничего), с практикой редкого причащения, сложившейся в России в последние несколько столетий.
    Проект документа, в соответствии с русской практикой вводит понятие «говения» - приуготовительного поста перед причащением Святых Христовых Таин ( и четко отличает говение от евхаристического поста). В документе говорится: «Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин… Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии».
    Таким образом, проект документа дает отсылку на Учительное известие, появившееся в составе русского Служебника в 1699 году, то есть имеющее крайне позднее происхождение.
    Между тем, практика говения может войти и зачастую входит в прямое противоречие с канонической нормой – 64 апостольским правилом. Оно, как известно, гласит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».
    Совершенно очевидно, что причащение в воскресенье – в день Господень наиболее характерно для современных православных христиан. Соответственно, если они говеют и постятся в субботу, то постоянно нарушают 64 апостольское правило.
    Иоанн Зонара и патриарх Феодор Вальсамон, наиболее известные истолкователи канонов, делают оговорки для этого правила. Зонара пишет: «Но если кто постится в определенные дни, может быть в продолжение десяти или осми дней ради подвига воздержания (как уже прежде сказано), в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней». Вальсамон пишет: «Исключи мне отсюда божественных отцев, когда они постятся ради подвига воздержания и в эти дни; ибо они не будут подлежать осуждению».
    Алексей Аристин, третий наиболее известный авторитетный из комментаторов канонов, никаких оговорок вообще не делает. Он просто пишет: «Постящийся в день Господень, или в субботу, кроме одной, отлучается. Извергается постящийся в другую субботу, кроме великой, или в день Господень; а если таковый - мирянин, отлучается».
    Епископ Далматинский Никодим (Милаш), комментарии которого сейчас наиболее популярны, пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель».
    А из чего он взял, что речь идет именно о «сухом посте»? На мой взгляд, для епископа Никодима вообще характерно стремление приспособить канонические нормы к современной ему практике, а не проверить практику на основе канонических норм.
    Итак, перед нами серьезная коллизия. Дело даже не в том, о какой степени поста речь идет в правилах. Дело в том, что это правило ставит, на мой взгляд, под вопрос принцип говения вообще. Ибо говение полагает некую преграду перед причащением Святых Христовых Таин, а 64 апостольское правило, наоборот, эту преграду воспрещает (если речь идет о дне Господнем).
    Считаю, что, как минимум, необходимо выразить отношение в общецерковном документе «О подготовке ко Святому Причащению» к 64 апостольскому правилу.
    Полагаю, что так же необходимо дать в документе справку о практике других Православных Поместных Церквей в отношении подготовки ко Святому Причащению, обратив особое внимание на связи в этих Церквах причащения и исповеди или отсутствия такой связи.
    Считаю, что утверждать письменным документом важнейшую общецерковную практику Поместной Церкви можно только в соотнесении с практикой других Православных Поместных Церквей. Ибо внутри Русской Православной Церкви, на самом деле, за последние 20 лет сложилось несколько зачастую противоречащих друг другу практик такой подготовки ко Святому Причащению. Одни священнослужители настаивают на частом причащении, другие, как например, насколько мне известно, протоиерей Владимир Правдолюбов из Касимовской епархии, развивают целую теорию «входа в причащение» и «выхода из причащения» (кстати, как ни странно, вполне соотносимую, на мой взгляд, с изложенной в разбираемом проекте практикой «говения»).
    Лично я, будучи настоятелем Николо-Ямского храма в Рязани, затем Покровского храма Рязанского государственного университета, придерживался такой практики: максимально частое причащение членов приходской общины при условии обязательной исповеди, обязательного соблюдения всех положенных постов (среда, пятница, многодневные посты), чтения накануне Последования ко Святому Причащению (остальное – по мере желания и сил). При этом я не требовал обязательного поста в субботу, а предлагал вечером воздерживаться от скоромного.
    На мой взгляд, большими плюсами разбираемого документа являются: указание на возможность причащения на Светлой седмице только с евхаристическим постом (с воздержанием от пищи и пития после полунощи), указание на канонический запрет причащаться в состоянии женской нечистоты, указание на то, что люди, не венчанные в церкви, но живущие в зарегистрированном государством браке, не являются блудниками и, соответственно, могут причащаться Святых Христовых Таин.
    Полагаю, что важно было бы обратить внимание в тексте документа на совершенно неправомочную практику запрета причащаться на Пасху, который существует в некоторых московских храмах.

    Источник
     
  2.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, мы уже обсуждали такой вопрос. И пришли к выводу, что в субботу не постимся.
     
  3.  
    Иулия Нужная
    Оффлайн

    Иулия Нужная Самая нужная

    Сообщения:
    205
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    а где обсуждали,можно ссылку?Или это в жизни,а не на форуме?
     
  4.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    На форуме конечно. А зачем мне говорить, что я говорю в миру?:bm: Если начну рассказывать, запишите меня в еретики.:) Но еще одна тема не помешает.

    Потому поддерживаю:
     
    Последнее редактирование: 14 сен 2013
  5.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Никого в еретики мы записывать не будем :)

    Здесь говорится о проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный Межсоборным присутствием.

    Так что все могут высказывать свои мнения в свободной и дружественной атмосфере.
     
  6.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Недавно батюшка мне ответил на этот вопрос.
    В Уставе написано, что священник перед причастием да воздержится, а мирянин да постится.
    Ну и объяснил коротко, что если мы хотим в этих случаях быть похожими на первых христиан, то нам надо и жить как они, и как минимум службы служить с вечера до утра, а не 2 часа.

    Теперь я пощусь в субботу перед Причастием, хуже от этого уж точно не будет чем от обратного.
    Ведь это не вчера возникло.
     
  7.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    И вообще с храма не выходить, и уж служить так круглосуточно.

    Я за золотую и здравую середину.

    Один из вопросов в том и состоит, что священник не постится, а миряне постятся. Об этом само священство говорит, что не совсем это нормально.

    Тут вопрос в том и состоит, что сейчас в каждом приходе свои порядки, вот например в конце читали, что в некоторых храмах завёлся порядок - не причащать на Пасху ?

    То же касается и вопроса - обязательна ли должна быть исповедь перед причастием.

    Вот например Епископ Троицкий панкратий сказал : "На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания."

    Хотя следует отметить, что он сказал : "на мой взгляд" - то есть это его мнение.

    Мы доверяем нашим Епископам ? :)
     
  8.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    А что может произойти от обратного?
    То, что возникло не вчера, чему удивляться! Секты возникли еще при живых Апостолах. Николаиты например и проч.
     
  9.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Так написано же: Священник да воздержится! А рас можно есть мясо, то почему мирянину нельзя?
    Тут скорее всего как пожелание в Уставе. Как и про женитьбу у ап.Павла.
     
  10.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Прелесть и самомнение вместо смирения . Вот и весь ответ.
     
  11.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Покажите где здесь прелесть?:
    Лично я, будучи настоятелем Николо-Ямского храма в Рязани, затем Покровского храма Рязанского государственного университета, придерживался такой практики: максимально частое причащение членов приходской общины при условии обязательной исповеди, обязательного соблюдения всех положенных постов (среда, пятница, многодневные посты), чтения накануне Последования ко Святому Причащению (остальное – по мере желания и сил). При этом я не требовал обязательного поста в субботу, а предлагал вечером воздерживаться от скоромного.
     
  12.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот и у нас так говорит настоятель . Год назад я была счастлива это услышать и даже делала так , а теперь -нет.
    Я против модернизации и обновления Церкви.
    Поэтому в субботу пощусь и приступаю к Чаше раз в 3 недели.
     
  13.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    А что делать тем, кто причащается несколько раз в неделю или хотя бы раз?
     
  14.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Смирение есть не только в том чтобы поститься, но и в том чтобы не поститься.

    Жить здраво в соответствии с церковными установлениями, а не в соответствии с "обычаями" взявшимися непонятно откуда.

    Как говорится - "что занадто то не здраво".
     
  15.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А это к чему? Я говорила со стороны мирян.
    Вот что конкретно Вас не устравивает в многовековой практике РПЦ о подготовке к Причастию?
    Почему мирянин вдруг достает 64 правило и начинает с ним бегать и задавать вопросы
     
  16.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Эта практика сложилась в последнее время и многовековой традиции не имеет.
     
  17.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы говорим не о модернизации, а о возвращении к правильному исповеданию веры.

    Модернизация это как раз может и есть - церковная жизнь по самодеятельным правилам, которые вросли в церковную жизнь.

    5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий:

    Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям
     
  18.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный

    Да, вот в этом всё и дело.
     
  19.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Каждый делает выбор сам .
    Тот что Вы предлагаете, я уже в том году и начале этого года проходила и больше не хочу .
    И снова вернулась к нашим традициям и чтению святых отцов, проверенных веками, а не современников.
    А у них я подобного не встречала.
    Поэтому дальше в " ярмарке тщеславия" ( этой и подобной тем) участвовать не тянет .
     
  20.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Каждый не делает выбор сам, а живёт в соответствии с Соборными нормами Православной Церкви.

    Я например так решаю - будет сказано поститься - буду поститься , нет - значит не буду.
    Это и есть послушание и смиренномудрие.

    Но лично моё мнение - раз говорится не просто о возможности не поститься в субботу, а даже о запрете - в основополагающем Апостольском документе, то конечно - так оно и должно быть.
     
Статус темы:
Закрыта.
Загрузка...