Женщина-богослов, или о богословии схоластическом и настоящем

Тема в разделе "Женщина в храме", создана пользователем Просто Оксана, 9 окт 2014.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.197
    Симпатии:
    5.066
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Начну с характеристики богословия, данной митрополитом Иерофеем (Влахосом).

    ...Следует особенно подчеркнуть, что богословие, не являющееся результатом очищения, то есть деятельной жизни, - это бесовское богословие. По словам преподобного Максима, "познание без деятельности - бесовское богословие".

    Характерны следующие слова отца Иоанна Романидиса: "По преимуществу православный богослов - это тот, кому непосредственно знакомы некоторые из божественных энергий благодаря просвещению, или большая их часть - через видение, или же тот, кто опосредованно знает их через сочинения пророков, апостолов, святых, Священное Писание, труды святых отцов, постановления и деяния Вселенских и Поместных соборов. Богословом является тот, кто благодаря этому непосредственному или опосредованному знанию и созерцанию умеет с ясностью проводить различие между энергиями Божиими и тварными, в частности действиями диавола и бесов. Не имея дара различения духов, никто не может испытывать их, чтобы увидеть, является ли что-либо действием Святого Духа или же диавола и бесов.

    Следовательно, богослов - это то же, что и духовный отец. Тот же, кто, следуя латинской традиции, строит свои рассуждения, чтобы добиться интеллектуального восприятия догматов веры, безусловно, не только не является духовным отцом, но и не может называться богословом в полном смысле слова. Богословие не является отвлеченной теорией или практикой, как логика, математика, астрономия или химия, но, напротив, носит характер борьбы, подобно военному делу или медицине. Ведь первое из них - военное дело - изучает оборону и атаку на врага, устанавливая надлежащее употребление для оружия, укреплений, планы обороны и наступления, вторая же - медицина - ведет борьбу против телесных и душевных недугов ради здоровья, ища различные средства, служащие к его восстановлению.

    Богослов, не знающий приемов врага и совершенства во Христе, не только не в состоянии сам сражаться с врагом ради своего совершенства, но и непригоден для наставления и лечения других. Это подобно тому как если бы военачальником считался или в самом деле был человек, не прошедший никакой подготовки, никогда не воевавший и не изучавший военное искусство, но заботящийся исключительно о том, чтобы прекрасно и величественно выглядеть на приемах и в строю. Это все равно как если бы мясник назывался бы хирургом, а место врача занимал бы человек, не знающий ни причин болезней, ни способов их лечения, ни признаков нормального состояния, к которому он должен вернуть больного"


    Исходя из вышесказанного, мне кажется не очень уместным вопрос про известных женщин-богословов. Я думаю, что очень многие святые жены (как прославленные, так и не прославленные), если они познакомились с военным делом и научились различать тварные и нетварные действия (и т.п.), богословы ничуть не меньшие, чем мужчины.

    Церковь присвоила имена Богословов только троим мужчинам - апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (его же память ныне совершаем), Григорию Богослову и Симеону Новому Богослову. Но это именование, данное лишь троим, не означает желания умалить прочих.

    Мои любимые женщины, которых можно с определенной долей условности назвать богословами (те, на кого мне хочется ориентироваться и быть хоть немного похожей) - это святая Кассия Песнописица - сочинительница замечательных литургических текстов, преп. Ефросинья Полоцкая, монахиня Игнатия (Пузик) - врач и автор множества исследований по агиографии, гимнографии и пр. Еще Мария Египетская (но это вообще уже недосягаемая высота).

    Еще недавно прочитала статью на "Правмире" про М.А.Журинскую, редактора журнала "Альфа и Омега". Статья называется "Письма Диотимы" и написана она в канун годовщины отшествия ко Господу Марины (в Крещении - Анны) Андреевны . Я почти не читала этот журнал, но статья, написанная мужчиной-священником меня покорила своей ласковостью и сыновней почтительностью к ней, как к учительнице.
    Разве этот отрывок из воспоминания не имеет отношения к становлению богословия?

    ...Человек, умевший правильно будить. Вы спросите, и вполне справедливо: как же она «будила», многие тогда и имени ее не знали? Имени не знали, это верно. Но ее легендарный журнал «Альфа и Омега» читался всеми моими приятелями, читался порой жестоко и безжалостно, его зачитывали, копировали, забывали вернуть. Как-то Марина Андреевна призналась, что издаёт этот журнал для иподиаконов, которые потом станут епископами, священниками и богословами, и то, что они вычитывали в ее журнале, прорастёт, хотят они того или нет. Так далеко она смотрела, разглядев в нас, в мальчишках, будущий лик и голос церкви. Тогда я не обратил внимания на эти слова (как много слов, на которые я не обращал тогда внимания!), и лишь теперь понимаю, как мало людей способных так смотреть, и так видеть.

    Очень понравилось даже вот такое, теплое и радостное, воспоминание о том, как она писала письма:

    ...А в конце непременно будет какая-нибудь святая и дурашливая подпись:

    "Остаюсь, добрейший и проникновеннейший отче,
    От души любящая Ваше Высокопреподобие
    Ныне дающая волю своему неугасимому стремлению
    к непрестанной радости и дерзающая считать себя близкой Вам
    по умонастроению и душевному устроению"


    А в конце хочется привести любимое стихотворение о богословии иеромонаха Романа. Просто так, поделиться (мне особенно нравятся три первых куплета):

    Хоть богословская наука
    Нужна, чтоб малых защищать,
    Но для меня такая скука
    Рассудок в скальпель превращать!

    И я нырнул бы, словно в омут,
    Да вот сломался на одном:
    Не обращаться, как к Живому,
    А только рассуждать о Нём.

    И о Едином на потребу,
    Как о прохожем говорить.
    Но алчущему свойством Хлеба
    Желанный Хлеб не заменить.

    А может, это наказанье,
    Немеримое измерять,
    И на заумном заседаньи
    Зевки ладонью прикрывать?

    Нет, не по мне сие́ веселье,
    Ступе́ня явно не моя.
    Уж лучше я закроюсь в келье,
    Та любит неучей, как я.

    И буду ждать в уединеньи,
    В безмолвном воздеяньи рук —
    Кто выше всех определений
    И человеческих наук.
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2014
  2.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    2.993
    Симпатии:
    3.610
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    Я как-то в лекции своего друга Артема Перлика (патриста) слышала рассказ о Древней Ирландии, где он рассказывал о духовницах, которые были таковыми не только для женщин. Например, святая Бригитта Ирландская, к ней за духовными советами обращались многие мужчины.

    Но у меня как-то не складывалось ранее в сознании, что богословие и святость могут быть целым.
    Воспринимала богословие как сухую науку. Спасибо, Оксана, что открыла эту тему.

    Вот когда читаю нечто подобное: Введение – Катехизис – иерей Олег Давыденков

    становится невероятно скучно и нудно познавать Бога.
     
  3.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.538
    Симпатии:
    1.934
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    А мне нравится его пособие по догматическому богословию )
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.257
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне напротив, интересно и радостно было читать его (в своё время) Я прочитал все его труды по догматике, и в духовном смысле, аплодирую ему стоя.

    Многим и молитва скучна, и богослужение, а причина всё та же, безразличие к Богу. Т.е. то что мы не хотим познавать Бога, молится, наша проблема.
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    2.993
    Симпатии:
    3.610
    Лучшие ответы:
    12
    Вероисповедание:
    Православный
    А мне игумен Иосиф сказал просто, что я не богослов и что не всем быть богословами, кому-то и Храм подметать нужно.
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.298
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Так что меньше читайте, а чаще гуляйте на свежем воздухе.
     
  7.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.197
    Симпатии:
    5.066
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Это Вы кому?
     
    Тамара нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.298
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Ларисе. Я перевел на русский со свтоотеческого слова отца Иосифа
    добавлено: 11 окт 2014
    Прекрасно сказал владыка Иерофей Влахос. Я, правда, нечто подобное прочел у отца Олега Давыденкова

    вот с того, что богослов=духовный отец, и начинаются проблемы женского богословия. Дело в том, что не каждый зритель фаворского света способен стать отцом, но только тот, кто спосбен передать.

    Брянчанинов сравнивает такое отечество с тем, Возвращением евреев из Вавилона в Палестину: шли с првсвщ. Ездрой долго и тяжко, а Аввакума ангел за мгновение отнес в ров Даниила и обратно.

    О последнем образе богословия говорят: "свят, но не искусен" - не может незнающих вести (хоть сам и пребывает на вершинах святости).
    добавлено: 11 окт 2014
    Отличие женского богословия от мужского - это отличие проповеди мироносиц от проповеди апостолов.

    Женщина иначе мыслит, а мысль - корень слова. Вот и получается, высокое богословие женщины начинается там, где нет мужеского пола, ни женского, но новая тварь.

    Количество богословов-женщин должно быть не меньшим числа женщин-математиков и женщин-философов.

    Женское богословие особенное. Оно похоже на все в этом мире - женщина дает наполнение и основу мужскому уму. Я бы начал с матери, сестры и для некоторых - жены (вылетело из головы имя одного утонченного богослова, каж. Киреевского. Жена много сделала в его богословии, и она была СОТРУДНИЦЕЙ в полном смысле слова. Это ИХ богословие)
    добавлено: 11 окт 2014
    Ведь богословие имеет разные виды и степени. Как в школе. Кто-то посмеется учителям начальной школы, но их труд - самый первый и важный, он дает толчек и направление уму.

    Богословие - зрение, прикосновение к божественным энергиям. Но Космос (Красота) - облачение божества, начало познания. В музыке, в животных, растениях - начало богословия. И начало начала богословия в матери. Посмотрите: большинство Великих имели особенных матерей-богословов. Это видно по житиям Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого.
    Марфа (кажется) мать Семиона Столпника.

    А еще советую прочесть житие Макрины - сестры Василия Великого. Оно сильно меня поразило.
    Богослов-сестра.

    Богослов-жена: святая Мелания Римляныня и Наталия (жена Адриана).
    И не нужно уничижать их, что в их богословии была согрета в первую очередь душа ОДНОГО человека. И один человек равен Вселенной.
    добавлено: 11 окт 2014
    Когда же происходит качественное изменение ума, о котором пишет Брянчанинов в толковании на Первый Псалом, когда женщина становится "блажен муж", тогда она начинает богословствовать. Мне очень дорога матушка Игнатия Пузик. Она пример книжного богословия. Но это богословие в ней было следом ее системной научной методологии: она же долго читали суперлекции по микробиологии и фтизиатрии. Я сталкивался с подобными суперучеными женщинами в универе. От избытка сердца своего сказала, вынесла из сокровища сердца своего так, как умела: стройно, красиво, системно, ясно. Съедобно.

    Кроме того, к богословию я бы отнес иконопись
    добавлено: 11 окт 2014
    Апостол Петр в 1Птр3 запрещает мужьям обижать жен, чтобы не было им препятствие в молитвах. Речь идет в первую очередь о разрушение духовной гармонии в себе от неправильной семейной жизни. Женщина всегда тыл и фундамент. Она меняет мужчину так, как основа меняет строение. Все видят дом, но никто не видит основание. Поэтому я бы поискал великих богсловов женщин рядом с великими богословами мужчинами.

    Лариса любит вспоминать о своем друге-богослове Артеме Перлике. А у нас в Донецке есть еще более знаменитый богослов Олег Требушный. Так после его женитьбы его статьи стали значительно живее и интереснее. Жена ему много помогает в трудах. (давно не читал его новых статей) (и его жена также печатается, только как переводчик)
    добавлено: 11 окт 2014
    Любой успех мужчины - это и успех его жены (и/или матери). Невозможно богословствовать в мире, самая близкая часть которого, неустроена. Не нужно недооценивать наших матерей (и жен) - они наши мироносицы. Они первые сказали нам, что в этом мире есть Тот, Кто нас любит, и Которого стоит узнать.

    (у Перлика есть отличная статья о тайноводственном богословии: в сказках, доброте, чувтсвах, где Христа показывают, не называя. Отчасти - это свет Едема, то есть он есть даже в падшей природе. А если мать свята? Тем более: Нонна у Василия, Марфа у Семиона, Аглаида, кажется, у Иоанна. Там вместе с природой действует благодать).

    А то, что женщины книжек мало пишут, так это плюс, а не минус. Ересиархи-то в основном тоже, как и книжные богословы, - мужики.
     
  9.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.589
    Симпатии:
    15.860
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Точно, Кириевского супруга привела в Оптину к старцам в период, так сказать, кризиса среднего возраста.
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.197
    Симпатии:
    5.066
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Я медицинские труды монахини Игнатии (Пузик) не читала, но "Церковные песнотворцы" меня местами впечатлили сильно и ее биография тоже.
    Про то, что иконопись тоже богословие - согласна на 100 процентов. Только я кроме монахини Иулиании (Соколовой) не могу вспомнить известных женщин-иконописцев.
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.298
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Мда. Влияние женщины на богословие видно на маленьком примере: периодически я ощущаю отца Агапита своим потерявшемся братом-близнецом. Но я женат. (ой, были бы мы действительно братьями, все детство ходили бы в синяках, и я даже знаю, у кого больше).
    добавлено: 11 окт 2014
    Валентина Пузик читала лекции. О них до сих пор рассказывают легенды. Она могла без часов окончить лекцию точно ко времени: изложить досконально всю тему - без единого слова паразита, без единого отвлечения. В лекции было все сжато в бриллиант чистейшей воды: мало слов, но каждое слово - океан мысли. Такой аскетичности мысли у мужчин редко встретишь. Так что ей достаточно было перейти с медицины на богословие, чтобы стать выше Осипова. Только тонкость женской души отправило ее в келию, а не на кафедру.
     
  12.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.197
    Симпатии:
    5.066
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Еще - преп. Мария Радонежская, ее же память и память ее супруга преп. Кирилла мы вчера совершали.
     
    Лариса Т., Сергей и Тамара нравится это.
  13.  
    Anđeo
    Оффлайн

    Anđeo Активный пользователь

    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    63
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Богослов это специальность. Сейчас чтобы быть богословом совершенно необязательно быть вообще верующим (или мужчиной), достаточно окончить требуемый факультет)
     
  14.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    634
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Anđeo, а если не быть верующим, то зачем тогда богословие?
     
    Тамара нравится это.
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.298
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, только потом нужно будет правильно ставить ударение богОслов.

    Вы еще добавьте, что классическое определение "богослов" - это пересказыватель народных сказок о Зевсе и его команде.
    добавлено: 6 ноя 2014
    Ксения, во все времена были неверующие богословы.
    Богословие - это высшая форма идеалистической философии, в которой Бог воспринимается как идеал. Вера подменяется знанием и абстрактными формулами. Все заквашивается нечувствием. И мы получаем неверующего богослова. Но в самом первом посте подобная шелуха была отброшена, и мы согласились подобных богОсловов в учет не принимать.
     
    Lupus и Тамара нравится это.
  16.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.538
    Симпатии:
    1.934
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    "Философы забыли Бога, богословы философию..." Ганс Кюнг.
    Это косвенно относится к теме, если что)
     
    Тамара нравится это.
  17.  
    Anđeo
    Оффлайн

    Anđeo Активный пользователь

    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    63
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда я рассуждаю над Евангелием, открываю для себя снова и снова что-то новое в этом неисчерпаемом источнике, тогда я богослов :)
     
Загрузка...