Зло,грех ,скверна - в чём разница.

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем тимофей, 20 фев 2017.

  1.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.546
    Симпатии:
    12.719
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    И еще по немощи плоти...
     
    olga75, Сергей и Тамара нравится это.
  2.  
    тимофей
    Оффлайн

    тимофей Просто Хороший Человек

    Сообщения:
    1.098
    Симпатии:
    2.242
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Духовник должен подсказать.Или совесть.
     
    olga75 и Тамара нравится это.
  3.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара баба Тома Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.644
    Симпатии:
    6.243
    Лучшие ответы:
    20
    Вероисповедание:
    Православный
    Совесть подсказывает вцепиться в стол ))
     
    Сергей нравится это.
  4.  
    тимофей
    Оффлайн

    тимофей Просто Хороший Человек

    Сообщения:
    1.098
    Симпатии:
    2.242
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    С этим не поспоришь.Ну вопрос ,всё таки остаётся -- что ты делаешь возможное против этой немощи : соглашаешься или борешься по средствам Заповедей.
    Т.е. сдался и принял или нет.
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2017
    Тамара нравится это.
  5.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Дневной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.335
    Симпатии:
    15.310
    Лучшие ответы:
    22
    Вероисповедание:
    Православный
    Первые два пункта - это чревоугодие.
    добавлено: 21 фев 2017
    Как называется такая профессия? :)
     
  6.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.926
    Симпатии:
    4.565
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Понятие «скверна» («погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве : Портал Богослов.Ru

    Цитаты.
    Речь идёт о том, что в основе отношения к событиям окружающего мира и предметам лежало их действие на душу и тело человека.
    Внешние факторы могли освятить, осквернить либо быть нейтральными.
    Причём тело и душа не воспринимались изолированно – осквернявшее душу оскверняло и тело (и наоборот). В основе отношения к телесному и материальному лежало именно духовное воздействие, хотя материальное и духовное воспринималось комплексно.

    Духовная скверна переживалась физиологически,
    физеологическая – духовно.

    Каждый свой шаг средневековый христианин переживал и осмысливал, руководствуясь этими ощущениями и критериями. Это отношение во многом определило литургическую культуру, быт и обиход русского средневековья.

    Итак, скверну можно определить как некий мировоззренческий средневековый комплекс. Он включает в себя
    морально-этический,
    физиологический,
    духовно-аскетический,
    канонико-догматический компоненты.
    Этот комплекс изначально формировался в процессе воспитания и определял, наряду с другими комплексами, ритуальное и бытовое поведение христианина в средневековье. ...


    Понятие скверны пересекается с понятием греха, область синонимичности их велика, и тем не менее это не одно и то же.

    Скверной называется то, что традиционно вызывало и вызывает некое духовно-физическое чувство своеобразной брезгливости, как бы некое отторжение, формируемое соответствующим воспитанием (ориентированное на православно воспринимаемую нравственность) и в основе своей изначально заложенное Богом[2].

    Грех – понятие догматическое и нравственное, но умозрительное, напрямую связанное с православной сотериологией.

    Грех оскверняет, но не всякий;

    не всякая скверна греховна
    (природная, естественная скверна – напр. женская нечистота – следствие первородного греха, но не греха личного);
    но общая «педагогическая» функция скверны – формирование чувства общей греховности и чувства конкретного греха в человеке.
    Понятие скверны
    способно стать неким «мостиком» между умозрением и живым чувством.
    <<...>>
    Осквернение предполагает невозможность прикосновения ко святыне и необходимость очищения.
    Первым очищающим фактором является время – для очищения после осквернения должен пройти определенный период времени.
    «Физиологическим» очищающим фактором является, как правило, ритуальное омовение (полное либо частичное, в зависимости от вида скверны )[7].
    Для очищения «внутреннего человека» существует ряд молитв и последований от скверны .

    Если осквернение связано с личным грехом – налагается епитимия, иногда длительное отлучение от святыни.
    Перед причащением причастникам обязательно читается молитва от скверны ....
    <<...>>
    добавлено: 22 фев 2017
    Толкование на Соборное послание Святого Апостола Иакова, Глава 3 читать, скачать - профессор Александр Павлович Лопухин

    Иак.3:6.
    И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

       ... Грехи языка , как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка , воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой («колесо бытия, рождения», τόν τροχόν τής γενέσεως), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола...
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2017
  7.  
    тимофей
    Оффлайн

    тимофей Просто Хороший Человек

    Сообщения:
    1.098
    Симпатии:
    2.242
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Zoya, Дай ,Боже ,Вам здравия и благополучия!Здесь собрано много над чем стоит поразмыслить и вспомнить ...и переосмыслить.
     
    olga75 и Тамара нравится это.
  8.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Активный пользователь

    Сообщения:
    217
    Симпатии:
    205
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здесь лучше говорить не об отдельности греха, а о греховном состоянии всего человека, где скверна есть производная этого состояния.
    Хотя стоит заметить, грех духовный очень сложное понятие которое часто путают с грехом душевным где дух и душа очень близкое но не одно и тоже.


    Скверна же, если вникнуть более углублённо, есть не просто какое то неблаговидное, отвратительное, поверхностное действие а именно непосредственное хуление мира духовного, Божьего, а так же хула на установленные Творцом законы этого мира, где любовь, например, хулится т.е. оскверняется матерной бранью (сквернословие) и.т.д.
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2017
    olga75, Сергей, тимофей и ещё 1-му нравится это.
  9.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.546
    Симпатии:
    12.719
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересные, однако, у Вас рассуждения. Где такое написано?
    Ну хотя бы "грех.духовный" и "грех душевный". Лично я не встречал такого разделения у Святых отцов. Хотелось.бы первоисточник посмотреть, откуда взято такое...
    И при чем тут хула к скверне?
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара баба Тома Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.644
    Симпатии:
    6.243
    Лучшие ответы:
    20
    Вероисповедание:
    Православный
    "Дух, душа и тело" - книга св. исповед. арх. Луки Крымского.
     
  11.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Активный пользователь

    Сообщения:
    217
    Симпатии:
    205
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю Вы, прекрасно и сами знаете эти первоисточники так как не, сомневаюсь, сталкиваетесь с ними каждый день, вот они=)

    Повседневное исповедание грехов


    (Молитвы на сон грядущим)

    Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице единому, славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистью, гневом, памятозлобием, ненавистью, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе, Богу моему, представляю и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя; прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

    Об этом так же говорил и Св. Феофан Затворник вот его высказывание

    Святитель Феофан Затворник
    Начертание христианского нравоучения


    духе родилась мысль, или внутреннее слово, и произвела столько зла, ( прим: т.е. греха) что им наполнился весь мир, и зла столь крепкого, что оно пребудет в вечные веки, хотя, несомненно, на разорение себя."

    Теперь если Вы сравните эти тексты то увидите это разделение
    И всё же интересно что является производной греха, дух или душа, или это есть общая составляющая?

    Действительно при чём? =)
     
    Последнее редактирование: 23 фев 2017
    тимофей и Тамара нравится это.
  12.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.546
    Симпатии:
    12.719
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Олег, благодарю за ответ.
    В молитве повседневное исповедания грехов, действительно, есть такое понятие. Только Вы немного не точно указали его. Там говорится не "духовных" грехов, а душевных и телесных. Т.е. духовные-это помышления, чувства, желания, а телесные, это чревоугодие, например, и т.д.
    Просто, меня это и сбило с толку.
     
    olga75, Тамара и -Oleg- нравится это.
  13.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Активный пользователь

    Сообщения:
    217
    Симпатии:
    205
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Об этом так же говорил и Св. Феофан Затворник но с позиции греха уже духовного, вот его высказывание:

    Святитель Феофан Затворник
    Начертание христианского нравоучения


    духе родилась мысль, или внутреннее слово, и произвела столько зла, ( прим: т.е. греха) что им наполнился весь мир, и зла столь крепкого, что оно пребудет в вечные веки, хотя, несомненно, на разорение себя."

    В принципе для многих понятие духовный, душевный не столько важно, где всё сливается в одно и неразделимо друг от друга =)
     
    Zoya, Владимир, тимофей и ещё 1-му нравится это.
  14.  
    Андрей А.
    Оффлайн

    Андрей А. Мистер Искренность

    Сообщения:
    222
    Симпатии:
    542
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне по теме вот, что подумалось...
    Как известно, когда говорят о сквернословии, вспоминают слова ап. Павла из послания Ефесянам 4:29 - "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим".
    Т.е. скверна - это гниль.
    Но гнилое не только дурно пахнет, оно еще и распространяется.
    К примеру, сначала, рука была здоровая, а потом появилось нагноение и если не вмешаться, будет гангрена.
    И чтобы остановить процесс гниения и не умереть, нужно отсечь гнилую руку и выбросить, а чтобы не сгнить (умереть) духовно самому, и не заразить скверною других, нужно отсечь гнилые мысли и не распространять их вокруг.

     
    -Oleg-, olga75, Сергей и ещё 1-му нравится это.
Загрузка...