Просматривает записи дневников в категории: История Церкви

  • Александр Шпорт
    Слава Богу за все!
    Вчера, 4.11.2021 отошел ко Господу Мстислав, дежурный кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Николаева.
    Нашел недавно его фото с паломничества на Святую Землю в 2014 году.

    Елеонская Гора, место Вознесения Господня.
    Крайний слева, в синей футболке.

    blob.jpg


    Напротив Храма Воскресения Господня после ночной Божественной литургии.

    blob.jpg
  • Александр Шпорт
    схиархимандрит Феодосий (Орлов)444.jpg

    В начале 50-х годов ему было дано еще одно видение, в которое он сам боялся верить. Некая чудная Жена с архиерейским посохом подошла к нему прямо во дворе Киево-Печерской ларвы и сказала: «Ну, расскажи, что ты тут видел, что знаешь?» От смущения и растерянности монах Ахилла не знал, что ответить. «Возьми мой посох и подержись за него», – приказала ему Жена. Когда монах взял в руки посох, то его обожгло, как огнем, от макушки до пят. «Достаточно», – сказала Жена и будто растворилась в воздухе. Матерь Божия вдохнула силы в монаха Ахиллу, благословив его на трудный жизненный путь.

    А далее искушения посыпались на монаха, как из рога изобилия. Неоднократно милиция арестовывала его «за бродяжничество», поскольку он не имел киевской прописки. В камере его жестоко избивали, после чего вывозили за город и бросали. Но он возвращался назад, в свою обитель. Видя, что ничего не помогает, монаха Ахиллу упрятали в психбольницу, где поместили в палату с буйно помешанными людьми. Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные. Иисусова молитва монаха действовала на них, как смирительная рубашка. Они с ненавистью смотрели в его сторону, готовые убить. Бесы, живущие в этих людях, не выносили звуков этой молитвы. Что претерпел монах в больнице, так и осталось неизвестным.

    ***

    Однажды старец задумался над значением цифры удачного улова рыб, о котором идет речь в Евангелии от Иоанна (21:11) – сто пятьдесят три. Отец Феодосий стал молиться, чтобы Бог открыл ему значение этой цифры. И получил откровение. Ему явились в видении некие три жены. Первая была юная и красивая. «Это Церковь первых веков, в ней из ста христиан спасались сто», – открыл ему голос свыше. Вторая жена была в средних летах – «это Церковь последующих веков, из ста христиан спасалась лишь половина». Последняя жена была уже глубокой старухой – «а это Церковь последних времен, из ста в ней спасаются лишь трое».

    Схиархимандрит Феодосий (Орлов) – проповедник последних времен. Протоиерей Игорь Рябко.

    Более подробные сведения.

    ***
    Примечания владельца дневника:
    Имя до пострига и фамилия совпадает с именем и фамилией моего небесного покровителя. Перед тем, как оставить мир работал Казахстане (возможно возле КарЛага).

    Перед принятием схимы носил имя Ахилла (в некоторых книжках пишут с одной "л").
    Лично знал при жизни преподобного Амфилохия Почаевского. Когда его канонизировали, то у о. Ахиллы спросили об этом. Батюшка ответил, что о. Амфилохий достоин этого.

    Женщина, которая дала мне книгу о нем, рассказала о таком предании. Что он обещал молиться на небе за всех, кто будет молиться об упокоении его души.

    Еще фото:

    [​IMG]

    Источник фото
  • Александр Шпорт
    Имеет отношение к вопросу:

    [10/07/2021] Даниел спрашивает:

    Христос воскресе, о. Рафаил!

    В последнее время в православных кругах рекламируются художественные фильмы о святых - о святом Паисии Афонском, о святом Нектарии Эгинском. Ещё трейлер тревожит. На мой взгляд, актер не может играть святого. Мы такие не смотрим. Как убедить окружающих (церковные люди) не смотреть такие фильмы?



    Архимандрит Рафаил отвечает:

    Даниел!
    Поздравляю вас с наступающим праздником первоверховных
    апостолов Петра и Павла!

    Играть в святость – это оскорблять благодать Божию, лгать на Духа Святого, Который есть Дух истины. Человек, включенный в духовную жизнь, сразу же почувствует здесь подделку, искусственную наигранность, гримасы обезьяны, которая хочет подражать человеку. Эти ложные образы театральной святости в сознании человека смешиваются с тем, что он прочитал в Евангелии и в житиях святых. Приняв ложь за истину, и свыкнувшись с ложью, он потеряет духовные интуиции и способность отличить свет Христов от света неоновых ламп.

    Одним словом, он поменяет храм на театр, может быть, сам не понимая этого.
    Помоги вам Господи.

    Уважаемый отец Рафаил!
    Как христианство относится к планированию своего времени? С одной стороны,...




    ***

    С одной стороны вроде кто-то из святых царственных страстотерпцев участвовал в театральных сценках, святая княгиня Елизавета.

    Встречались жития святых - бывших языческих актеров. Которые играли в богохульных постановках и обратились к Богу во время изображения/высмеивания вещей, связанных с Церковью.

    В житии Гавриила Самтаврийского есть о том, что он посещал какую-то историческую театральную постановку.

    С другой стороны игра а театре связана с ложью (когда ребенок играет кого-то, особенно святого) и тщеславием(сам играл, чувствовал на себе). Эта традиция (театральные постановки в воскресной школе) в современную Церковь пришла из светского мира. В Церкви нет театра, но образы. И святые в прошлом не находили нужным вводить театральное...
  • Александр Шпорт
    изображение_viber_2021-09-28_10-55-40-700.jpg

    Икона Воздвижения Креста Господня с частицей Животворящего Креста.
    Храм Воскресения Господня


    (на Вайбер прислали)​
  • Александр Шпорт
    Стояние на костях.JPG
    Павел Рыженко. "Куликово поле, стояние на костях". 2013 г.
    8 сентября (по юлианскому календарю) 1380 года произошла Куликовская битва. В течение недели после битвы проходили похороны убитых воинов.


    kulikovskaya_bitva8_550.jpg
    Погребение павших воинов после Куликовской битвы.
    1380 г. Лицевой летописный свод XVI в.

    По словам летописцам "стоял князь Великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли...".


    kulikovskaya_bitva9_550.jpg
    Памятник-колонна, изготовленный по проекту А. П. Брюллова на заводе Ч. Берда.
    Установленный на Куликовом поле в 1852 г. по инициативе первого исследователя
    битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева.

    На Куликовом поле погибли преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, схимонахи которых преподобный Сергий Радонежский благословил отправиться со святым благоверным Димитрием Донским.

    Святые_Пересвет_и_Ослябя.png


    Прошу молитв преподобному Сергию Радонежскому о мне недостойном.
  • Александр Шпорт
    В оросе Пятого Вселенского Собора святоотеческое учение описано как обязательное мерило веры: «не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов». То есть если что-либо противоречит вере святых отцов, соответственно верующие православные люди не должны принимать это – и это постановление Вселенского Собора.

    Ещё сильнее эта мысль повторяется в одобренном Седьмым Вселенским Собором исповедании Василия Кирского, в котором сказано: «Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической Церкви и ссылающимся на мнение, что не должно следовать учению святых отцов и Вселенских Соборов и преданию кафолической Церкви: анафема».

    Источник:
    О границах Церкви и следовании святым отцам - Православное видео
  • Александр Шпорт
    Из книги святителя Николая Сербского "Война и Библия" 1932 год:

    "Так ли я расслышал ваш вопрос, генерал: «Был ли Спаситель за войну или против неё?»

    Простите, но этот вопрос подобен другому: «Что, мать – за или против розог для своего ребенка?»

    Ни одна разумная мать не будет прибегать без крайней нужды к наказанию розгами. Но когда ею исчерпаны все вразумляющие средства, тогда для исправления ребёнка прибегает она к помощи розог. Не из злобы, а из встревоженной материнской любви, чтобы не пропало её дитя; чтобы, наконец, другие дети не пошли по неверному пути. Вы не наблюдали, как после такого наказания ребёнок и мать плачут вместе? Мать плачет из сострадания, желая своими слезами утешить ребёнка. Быть может, вам случалось наблюдать и другую, ещё более трогательную картину, когда после розог, дитя уже смеётся, а мать плачет? О, святая материнская любовь! Кто из нас, будучи уже в зрелом возрасте, не благословляет свою мать за то, что наказывала его в детстве? И кто не видит в материнском наказании ещё большее доказательство её заботливой любви?

    И война есть не что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти детей Своих от окончательной гибели. Божия любовь несравненно больше материнской любви и, конечно, Господь допускает наказание только из заботливой любви к человеку.

    Господь Иисус Христос открыл людям цель их земной жизни и ясно указал путь к достижению этой цели. До Него люди не знали ни цели своей жизни, ни пути, ведущего к ней. Много было на земле великих мудрецов, имевших более или менее ясное предчувствие цели и пути человека и указывавших на них людям. Но они не могли доказать своих слов, не могли открыть людям и показать им царство духовной действительности. А Христос открыл нам, что цель жизни есть сама жизнь, т.е., что бессмертная жизнь есть цель этой полужизни."

    Далее в книге есть много назидательного по этим двум темам - "Бог и врйна" и "Цель жизни человека".


    Иерей Георгий Максимов приводит слова святителя Николая о своем творчестве:
    "Ты утверждаешь, что я много написал... Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое... Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки" (Жељко З. Jелић. Непозната писма светог Николаjа Серпског. Београд, 2009. С. 54).

    Далее о. Георгий приводит сведения из библиографии:


    В частности, до 1924 г. написаны "Молитвы на озере" (1922), "Мысли о добре и зле" (1923), "Религиозный дух славян" (1916), "Духовное возрождение Европы" (1917), "Религия Негоша" (1911), "Место Сербии в мировой истории" (1915);

    после 1924 г. - проповеди (1925), "Охридский пролог" (1926), "Вера образованных людей" (1928), "Символы и сигналы" (1932), "Феодул" (1942), катехизис "Вера святых" (1949), "Кассиана" (1952), "Первый Закон Божий" (1959)."

    И вот еще о. Георгий в своем телеграме:

    "Ну и особенно я могу порекомендовать "Любостыньский стослов", написанный святителем в заключении во время Второй мировой войны. Вот мой перевод этого небольшого, но важного текста:
    stoslov | pravoslavie"
  • Александр Шпорт
    "Во время «Большого террора» 1937—1938 годов было расстреляно около 800 священников и диаконов, служивших в «области митрополита Ленинградского»"

    И в тоже время:

    Фильм «Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. После подписания пакта Молотова — Риббентропа фильм был изъят из проката. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны вернулся на экраны. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Иван Грозный».

    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский_(фильм)
  • Александр Шпорт
    5 августа 2021 года исполняется 20 лет со дня канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. Его жизненный путь полон назидательными для нас событиями и многие из них имеют самое непосредственное отношение к Николаевскому краю, Югу Украины и Черноморскому флоту. Ниже приводим некоторые из найденных сведений в надежде, что они могут быть полезны для спасения души православным, особенно живущим в Николаевской епархии.

    Одно из первых упоминаний о связи Ушакова с Николаевом связано с кораблем “Святой Николай” - первым фрегатом, построенным здесь в 1790 году. Его командир, Михаил Львов, заслужил особое внимание у Феодора Ушакова. Находясь на борту его флагманского корабля "Рождество Христово", Львов участвовал в сражении. Затем Федор Ушаков отправил Львова к основателю Николаева - князю Григорию Потемкину с донесением о победе. Сообщение также содержался положительный отзыв о командире фрегата “Святой Николай”.

    С Потемкиным Ушаков общался часто, в т.ч. посредством переписки. Именно светлейший князь дал совет Ушакову набирать корабельные экипажи из украинских казаков, так как они лучше знают местную ситуацию - впоследствии 90 процентов матросов у Федора Ушакова на корабле были украинцы-казаки.

    Выдающийся флотоводец также был в Николаеве 20 ноября 1791 г., когда здесь провожали в последний путь тело скоропостижно скончавшегося князя.

    В этот день в присутствии архиепископа Таврического Моисея и командира Черноморского флота контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова на стапеле Николаевского адмиралтейства был заложен 90-пушечный фрегат, предназначенный к постройке еще самим Потемкиным. На то время, это был самый большой на Черноморском флоте. «Святой Павел» был спущен на воду в августе 1794 и, как лучший корабль флота, стал флагманским кораблем адмирала Ф. Ф. Ушакова.

    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве.jpg
    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве

    Федор Федорович Ушаков высоко ценил работу первых николаевских кораблестроителей. В рапорте Г. А. Потемкину от 19 февраля 1791 года он писал: "В проезде поем через Николаев осматривал я строящиеся там корабль, фрегаты и легкие суда и донесть честь имею, что оные, по замечанию моему, будут весьма хороши, работы производятся с лучшим успехом во всяком порядке. С отменным же удовольствием видел во всех частях порядок и успехи в заведениях сего нового места, равно и в Богоявленске”.

    Также Ушаков принимал участие в материальных нуждах города - в 1794 г. отправил для строительства города и адмиралтейства порцелана (мрамора) и 20 000 кирпичей. Кроме того он привез в Николаев акации, которые впоследствии стали одним из символов города.

    Стоит отметить эпизод, когда русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова победила превосходящую силами турецкую эскадру у Тендровской косы. (Которая находится в 14 километрах от Кинбурна).

    Флотоводцу довелось также потрудиться и в Херсоне. Здесь, за успешную борьбу с чумной эпидемией и организацию работ по строительству кораблей, Ушаков был награжден орденом святого Владимира.

    Достойны памяти и сведения о духовных качествах святого Феодора Непобедимого.

    В Деянии о его канонизации указано: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

    Небесные покровители моряков - святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков.jpg
    Небесные покровители моряков:
    святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков

    При руководстве Севастополем святой праведный Феодор Ушаков организовал здесь обширные ремонтные и строительные работы. В том числе перестраивалась соборная церковь святителя Николая. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья.

    В это время прославленный контр-адмирал имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».

    О вере выдающегося флотоводства особенно свидетельствует последний период его земной жизни. Отойдя от служебных дел, Феодор переехал в деревню вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, "адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители... вел жизнь уединенную... по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам... В Великий пост живал в монастыре, в келлии... по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал... По временам жертвовал... обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения."

    Во время отечественной войны 1812 года на свои средства он устроил госпиталь для раненых и помогал нуждающимся значительными суммами из личных средств. Не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест приезжали к нему многие. С страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла.

    Информация для этой статьи была найдена в литературе, посвященной Феодору Ушакову, а также во Всемирной сети. В том числе в сетевой версии книги “Легендарные имена. Ушаков“ О. Н. Вассель (2010 г.) и при помощи краеведческого сайта forum.bazar.nikolaev.ua. Стоит отметить, что помимо приведенных выше существует еще много сведений о связи святого Феодора Ушакова с Николаевщиной и православием. Думаются, что дальнейшие исследования в этом направлении являются перспективными для изучения истории родного края и утверждения православной веры.
  • Александр Шпорт
    Христос Воскресе!

    О послевоенных годах из книжки о преподобном Серафиме Вырицком. Аудиозапись 2,5 минуты.(ссылка)
  • Александр Шпорт
    "...человеку, который пришел из мира (в Церковь), очень тяжело смириться. Всем нам тяжело смириться, ... но именно к этому нас призывает Господь. Мы должны приходить в Церковь именно как ученики, а не как учителя.

    ... когда человек приходит к Богу, он должен все это собрать и выбросить на помойку – все свои представления и убеждения в том, что он – главная ценность и мерило всех вещей. Он должен сесть у ног Христа и учиться! Учиться молчать, учиться слушать и менять свои представления: «Вот, Господь говорит так, а я думал – так. Значит, я неправильно думал!» Нужно с детским доверием относиться к тому, что Господь говорит. И это – очень благодатное дело! Если бы все знали, насколько это благодатное дело! Потому что всякий раз, когда мы так смиряемся, мы очищаем свой ум и сердце. Мы приносим жертву Господу, когда жертвуем своими взглядами и представлениями. И Господь принимает от нас эту жертву и дает нам Свою благодать! "

    Из беседы со священником Георгием Максимовым

    О. Георгий также написал о почитании преподобного Сергия Ражонежского в дальнем зарубежье:

    "... есть посвященные ему приходы, которые полностью состоят из новообратившихся местных жителей. Таков италоязычный приход в Милане, венгероязычный приход в Будапеште, таковы миссионерские приходы в Пакистане и Индонезии. В этом случае уместно говорить о постепенном распространении почитания преподобного Сергия и в других народах.

    Свидетельством этого является и появление его жития во многих переводах – не только на языки православных стран (болгарский, греческий, грузинский, румынский, сербский), но и европейских неправославных (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, голландский, финский, польский), а также азиатских (тайский, японский, китайский, урду).

    О том, что эти переводы оказывают большое воздействие, свидетельствуют такие истории, как обращение Марка Санавара из Пакистана. Вот что он пишет: «Когда я учился в университете, я познакомился с житием преподобного Сергия Радонежского – и с этого времени всё словно перевернулось. Простая жизнь этого аскета-подвижника буквально потрясла мои представления о том, как надо жить и верить. Он провел много лет в лесу отшельником в полном уединении, а когда митрополит Алексий попросил, чтобы он стал его преемником, Сергий отказался, предпочтя остаться простым монахом. Меня всё это очень заинтересовало, и я принялся читать о Православии – больше и больше… Святая жизнь преподобного Сергия во многом вдохновила меня на переход в Святое Православие»...

    Подпитывают почитание преподобного Сергия свидетельства иностранных туристов и паломников, на которых посещение Троице-Сергиевой Лавры произвело огромное впечатление. Так, один американец, в то время всерьез увлекавшийся буддизмом, на несколько недель приехал в Россию. Он пишет: «Я посетил Троице-Сергиеву Лавру и впервые приложился к мощам святого. В этих “мертвых костях”, казалось, было больше жизни, чем во всей южной Калифорнии». Впоследствии он принял Православие, а затем и монашеский постриг с именем Адриан."

    Информация найдена тут:
    СТАТЬИ | pravoslavie


    Прошу молитв преподобному Сергию Радонежскому о мне, грешном Александре.
  • Александр Шпорт
    Слава Богу за все!

    Очень много полезного багодарю мученикв Трифону получил, также и близкие, которым о нем рассказывал. Недавно нашел новый источник сведений о нем - службу в Минеи:

    Трифоне всеблаже́нне,/ ра́дости и весе́лия А́нгельскаго сподо́бился еси́,/ отве́ргся кра́сных жития́,/ и, душе́вною кре́постию вся в ничтоже вмени́в,/ терпели́внейше соверши́л еси́ муче́ние,/ и мо́лишися о ду́шах на́ших.

    Сла́ва, глас 2.

    Киприаново: Преоби́дел еси́ су́щая на земли́,/ всеблаже́нне Три́фоне че́стный,/ к суди́щу му́жески потща́ся/ и, боре́ния кро́вию ты худо́жне, му́чениче, го́рдаго низложи́в,/ прия́л еси́ побе́ды вене́ц;/ Христа́ Бо́га на́шего моля́ о нас, не оскуде́й, страстоте́рпче,/ спасти́ся душа́м на́шим.

    1-й день, Минея. Февраль (гражданским шрифтом)

    То, что находил и собирал об этом святом ранее, можно найти в этой статье:
    14 февраля — день памяти святого Трифона, скорого в бедах помощника

    И по ссылкам в ней. А также:
    14 февраля - день памяти мученика Трифона — Помощь святых — православная социальная сеть «Елицы»
  • Александр Шпорт
    Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии.

    ...Когда Степану исполнилось девять лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, в которой он проучился три года, после чего поступил в училище при Григорие-Бизюковом монастыре, где учился два года. В это время настоятелем монастыря был архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и монастырь славился благочестием иноков и миссионерской деятельностью. Время, проведенное в Григорие-Бизюковом монастыре, оказало на Степана весьма благотворное влияние и сказалось потом на всей его жизни...

    Особенно его поразило, как и многих верующих русских подростков, житие святого праведного Алексия, человека Божия...


    Степан начал усердно молиться Богу, чтобы Господь указал ему, как поступить. И в сновидении после молитвы ему было возвещено, что он должен отправиться в Москву, где ему будет сказано, что надо делать. И в начале апреля 1923 года он оставил дом, жену, дочь и хозяйство и направил свой путь в Москву...


    В период пребывания Степана в Москве скончался патриарший архидиакон Константин Розов. Отпевание и похороны были назначены на 3 июня в три часа дня на Ваганьковском кладбище. Народу собралось множество. Когда гроб с телом почившего был внесен в церковь, двери храма закрыли и к ожидавшей толпе вышел священник и сообщил, что похороны архидиакона переносятся на утро следующего дня ввиду того, что не успели приготовить могилу и не прибыли ближайшие родственники.Люди еще не разошлись, когда на возвышение взошел Степан и сказал проникновенное слово о почившем архидиаконе, а затем, обращаясь к народу, прибавил:— Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому прошу вас — не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчанными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет.Во время его речи милиция попыталась арестовать проповедника, но народ стоял стеной и не допускал. Тогда был вызван наряд милиции, Степан был арестован и на пролетке отвезен в отделение милиции.

    Здесь ему предложили заполнить анкету. Степан на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал: «Новому Иерусалиму». А для неосведомленного следователя пояснил: «Сходящему с небес». На вопрос о профессии написал: «Жнец». О работе: «Свидетель слова Божия, проповедник». На вопросы, где работал, на какие средства жил и владел ли каким недвижимым имуществом, написал: «По воле Иисуса Христа всем тем, что подавал Иисус Христос». На вопрос о воинском звании ответил: «Воин Иисуса Христа». На вопрос анкеты об имущественном положении Степан написал: «Вечное Евангелие внутри меня»...

    Вы принимали участие в гражданской войне?— В гражданской войне я участия не принимал. Способ избавления от грехов беззакония — это обращение людей к правде, то есть признание Иисуса Христа Сыном Божиим. Я не могу придерживаться этой власти, потому что никто не может угодить двум господам. Эта власть вредна, потому что она идет против Бога. Я желаю власть ту, которая всецело повинуется Иисусу Христу, Сыну Божию.Эта власть — тьма, а при той власти люди ходили бы в свете...

    31 августа 1923 года Степан был вызван следователем Казанским на допрос. На заданные вопросы Степан ответил: «По приходе моем в Москву, я по пути свернул в Данилов монастырь, где пробыл всего несколько дней; здесь исповедовался, не помню у кого. Некоторые прихожане, которых я не знаю, приглашали меня к себе иногда закусить, иногда переночевать. Был также в Донском монастыре, где также исповедовался, у кого — не помню. При пребывании моем в Москве я слышал от людей о смерти архидиакона Розова и предстоящих его похоронах на Ваганьковском кладбище, что и заставило меня отправиться на кладбище. Больше по моему делу показать ничего не имею и показывать не буду».22 сентября сотрудник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ составил заключение по «делу». «Спрошенный в качестве обвиняемого гражданин Наливайко, — писал он, — показал, что, выступая с антиправительственной речью, он лишь выполнил миссию проповедника, выполняя повеление Божие обличать правителей, данное ему в сновидении; что примириться с существующей неправославной властью он не может и впредь будет бороться с нею, но не оружием, а словом. Содержась под стражей, гражданин Наливайко направил два заявления следователю, полные упреков советской власти за якобы большое притеснение народа и предсказывая близкое ее падение... Полагаю: признать Наливайко элементом социально опасным и, руководствуясь декретом ВЦИК от 10.8.22 года, подвергнуть его высылке в административном порядке в Архангельскую губернию сроком на три года».«На три года в лагерь», — исправил начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучков.
    ...

    Дочь Раиса должна была пойти в школу, но когда ей исполнилось семь лет, Степан написал из ссылки: «Ни в коем случае не отдавайте в школу». Он помнил и свое церковное обучение, и заветы святых отцов, таких как святитель Василий Великий, который говорил, что лучше вообще остаться без светского языческого образования, чем, по-мирски образовавшись, повредить своей душе. Домашние послушались Степана, который пользовался и дома, и в селе большим авторитетом, и не отдали девочку в школу. Учителя приходили к ним домой и принуждали отдать ее в школу, но родители Степана держались в этом отношении твердо.


    Источник:
    Мученик Стефан Наливайко
  • Александр Шпорт
    (Из размышлений святителя Николая Сербского о причинах глобальной трагедии – Второй мировой войны. Написано во время пребывания в немецком концлагере Дахау в 1944-45 годах. Актуально и для нас.)

    "Мы оскорбили Господа и были наказаны...

    Попрали все, что было свято для наших отцов, и сами ныне попираемы.

    Не было в наших школах веры, в политике – честности, в армии – патриотизма, на государстве – благословения Божия. Потому погибла и школа, погибла политика, армия и государство.

    Двадцать лет мы старались не быть похожими на самих себя, и за это покрыла нас тьма чужеземная.

    За двадцать лет поруганий над предками, стремившимися к Царству небесному, мы и земное царство потеряли, царство грехом прокаженное. Какой мерой мы предкам своим и Господу меряли, такой и нам отмерилось."

    Полностью тут:
    Сквозь тюремное окно - святитель Николай Сербский - читать, скачать
  • Александр Шпорт
    Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

    Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

    Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины – в Дамаске.

    [​IMG]

    Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» – Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

    Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.