Просматривает записи дневников в категории: Святые

  • Александр Шпорт
    «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину».(Святитель Филарет (Дроздов)
  • Александр Шпорт
    Казанская икона из Казанской Митрополии.jpg

    Икона с сайта "Православие в Татарстане"


    СЛОВО В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
    Святитель Лука Крымский

    "Врагу нашего спасения диаволу особенно ненавистны две важнейшие заповеди Христовы – о смирении и о послушании, – и всеми силами толкает он слабых христиан на путь своеволия и гордости, особенно же научает презирать каноны и постановления Вселенских и поместных Соборов и ни во что ставить авторитет великих отцев и учителей Церкви.

    К этим советам своего врага охотно прислушиваются порвавшие связь с Соборной и Апостольской Церковью... Все они понимают и толкуют каждый по-своему Священное Писание. И каждая община и секта считает единственно правильным свое понимание.

    Но истина едина, как едино тело Святой Соборной и Апостольской Церкви и едина Глава Ее – Господь и Бог наш Иисус Христос.

    Особенно вредно и нетерпимо разделение церквей в деле почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

    В этом отношении христианский мир особенно резко разделился. Со страхом и трепетом, с глубоким благоговением относимся мы, православные христиане... к благодатным и изумительным словам Архангела Гавриила, обращенным к Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою...» (Лк. 1, 28). «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего...».

    Благословенной между всеми женами явилась Пресвятая Дева Мария пред бесплотными силами небесными...

    Одна наша Православная Церковь имеет 99 чудотворных икон Богородицы, явление которых сопровождалось чудесами.

    Надо было бы много времени для того, чтобы рассказать вам об этих чудесах. О многих из них, как, например, о бывших при явлении Тихвинской, Костромской, Иверской, Новгородской икон, вы знаете. Читали, вероятно, и о более древних чудесах, бывших в долгие годы иконоборчества в Византии и тогда еще могущественно укреплявших веру Православную.

    Знаю, как глубоко чтите вы чудную Казанскую икону, как любите написанный в честь ее прекрасный тропарь: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго...».

    Знаю, как укрепляется вера ваша множеством чудес от этой иконы.

    Помните же всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

    Малые дети всегда льнут к своей матери и держатся за нее. И вы, духовные дети вашей Небесной Матери, возлагайте на Нее надежды ваши во всех скорбях и затруднениях ваших и помните, что Она неустанно молится о роде христианском.

    Воздадим же Ей едиными устами и единым сердцем нашу чистую детскую хвалу.

    Аминь. (Народ поет тропарь: «Заступнице усердная...»)."

    21 июля 1957г.
    Алушта




    Полностью тут:
    Проповеди, Слово в праздник казанской иконы Божией Матери - святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - читать, скачать
  • Александр Шпорт
    Попалось недавно письмо великого украинца, известного во многих странах, святого - святителя Иоанна Шанхайского. Там есть такие слова о святом Царе-мученике:

    "за убийство беззащитного Царя-Страдальца и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы."


    [​IMG]

    Нашел этот текст в электронном виде. Там же еще несколько цитат этого святого:

    "Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет."

    "Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от Престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверьми, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день святого Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом..."



    Думаю эти тексты являются ответом на мои молитвы вчера, 1 ноября. Меня потрясло известие о вопиющем беззаконии, которое творится в Киеве. А именно - ограничение свободы передвижения для людей, не имеющих сертификата вакцинации. Теперь им нельзя пользоваться общественным транспортом. Нельзя доехать на работу или в больницу.

    Не просто понять, как исполнять волю Божию в данном случае. Но, думается, можно начать с усиления покаяния. С умножения молитв святым Киево-Печерским, святому князю Владимиру и всем Киевским святым, Архистратигу Михаилу, Пресвятой Богородице, Господу Вседержителю. Нужно молиться, чтобы Бог вразумил нас, как поступать. Потому что часто получается, что в борьбе со злом человек еще больше умножает зло. (Наглядные пример - протестанты. Которые в борьбе с ересью папизма пришли к другой ереси - протестантизму).

    Поэтому прошу молитв святому Алексию, Человеку Божию о мне грешном. Также буду рад прочитать ваши соображения о сложившейся ситуации.

    У меня есть такие соображения:

    Происходящее является результатом отступления от заповедей Божиих. По-этому тут важно личное покаяние каждого. И важно понять соотношение покаяния и каких-то конкретных слов и дел.

    Насчет дел.
    Понятно, что каждого из нас, кто будет пытаться помешать этому беззаконию ожидают некоторые трудности и скорби. Но с другой стороны у нас есть урок с убийством последнего Императора и его семьи. Народ, допустивший преступление, потом понес великие страдания и наказания. Гражданские войны, голодоморы, Великая Отечественная Война, государственные репрессии.

    Так и мы сейчас, если не начнем битву за Киев, то это распространится на всю страну и потом гораздо труднее будет что-то сделать. Кроме тех очевидных опасностей, о которых говорят, думаю стоит сказать и еще об одной.

    Ситуация с квд-сертификатами - это продолжение низложения правового государственного строя, которое началось уже давно. Последними звеньями цепи было введение согласия на обработку персональных данных*. И лишение права на медицинское обслуживание и другие социальные права, тех кто отказывался его давать. Если не остановить это беззаконие, то наше общество ожидает хаос, в котором пострадают все. И богатые и бедные. Как это было во время гражданской войны после убийства Царя.
    Сейчас нас лишают права на свободу. Следующим шагом может быть право на жизнь. То есть какие-то люди будут решать, кому жить, а кому умереть. В какой-то мере и сейчас уже это есть. Очень сильно усложнили жизнь тем, кто не соглашается участвовать в медицинском эксперименте с вакцинами и в сопутствующей этому цифровизации.

    Чем можно помочь?
    Помимо очевидного - информационной и юридической поддержки, есть такие соображения:
    Можно молиться, чтобы Господь подал полезное для спасения души православным, имеющим влияние на ситуацию в Киеве. У кого есть такая возможность - можно материально помогать людям, в первую очередь православным, которые из-за новых запретов оказались в тяжелой ситуации.



    Добавлено из Вайбера 20.10.21 ю.к. * (2.11.2021):

    изображение_viber_2021-11-01_13-28-55-958.jpg
    изображение_viber_2021-11-01_13-29-14-013.jpg




    Добавлено 21.10.21 ю.к. * (3.11.2021):

    "Глубокое осознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божией правдой.

    Память невинных князей свв. Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыждала князей, начинавших раздоры. Кровь св. Великого князя Игоря произвела душевный переворот в душах киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя.

    Святой Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины.

    Всероссийское почитание святого Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери.

    Прославление святого Царевича Димитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и, после тяжких потрясений, привело к возрождению России.

    Царь-Мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех страстотерпцев.

    Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

    Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы – перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским!

    Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ей бедствий.

    Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.

    Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!"
    (Отсюда)

    * ю.к. - по юлианскому календарю
  • Александр Шпорт
    Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

    Святитель Феофан Затворник
  • Александр Шпорт
    IMG-fc89832328306c6b42406c6c3ebf8c01-V.jpg

    К этой теме, кстати, относится еще 60-ая статья Конституции Украины.

    И вот еще:

    Юрий Петрович Новицкий (1882 – 1922) – русский ученый-юрист, криминалист, общественный деятель, причислен к лику святых как новомученик для общецерковного почитания


    Юрий Петрович Новицкий родился 23 ноября 1882 г. в Умани, куда его отец, окончивший Санкт-Петербургский Императорский университет, был назначен мировым судьей. Он принадлежал к старинному дворянскому роду Новицких. Предок рода полковник Илья ФедоровичНовицкий служил в Запорожском войске и за воинские подвиги был пожалован по грамоте великих государей и князей Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем разными почестями и занесением рода Новицких в шестую часть родословной книги с поколенной росписью рода Новицких. «Честь и совесть – превыше всего!» – девиз рода.

    Первоначально Юра Новицкий учился в Уманской гимназии, однако качество обучения не устраивало его отца, который и отправил сына учиться в Киев. В Киеве гимназические годы Юрия Петровича прошли в семье одного из родственников отца – известного философа, профессора Киевского университета и Духовной академии Ореста Новицкого. В доме была большая библиотека светской и религиозной литературы, чтение которой и составляло вторую половину гимназического обучения любознательного мальчика. Он много читал, а знакомство с работами О. М. Новицкого наложило определенный отпечаток на его интересы. Окончив гимназию, Юрий поступает на юридический факультет Киевского императорского университета св. Владимира. Выбор определился профессией отца, домашними разговорами о правоведении и о проблемах судебной реформы, массой прочитанных книг. Идеи правды и добра воодушевляли юношу. Со всей серьезностью изучая основные дисциплины и языки, он уделял большое внимание литературе и искусству, истории и философии – благо, структура университета предоставляла для этого все возможности.

    Еще студентом Юрий Петрович стал подрабатывать в нескольких частных гимназиях. Сохранилось разрешение, подписанное попечителем Киевского учебного округа, допускавшее Ю. Новицкого к работе в частных гимназиях В. И. Петра, В. А. Жеребцовой, «Группы родителей», в Реальном училище Св. Екатерины. Факт, на первый взгляд, малоудивительный, ибо многие студенты жили уроками, зарабатывая на жизнь и обучение, но это обычно были частные уроки, репетиторство отдельных учеников. Здесь же студент читает в гимназии курс законоведения, работает классным наставником, т. е. помимо простой необходимости заработать, просматривается желание использовать свои знания. Разрешение попечителя показывает, что знания эти были достаточно основательными.



    В 1908 г. Юрий Петрович окончил университет с дипломом 1-й степени и был оставлен стипендиатом для «приготовления к профессорскому званию» на кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства. Этапом этой подготовки явилась командировка в Германию, в Геттинген, где молодой юрист писал свою диссертацию по проблемам преступлений против личности. Наконец, в 1913 г. сданы положенные экзамены на степень магистра уголовного права, прочитаны пробные лекции, и в Киевском университете появляется еще один приват-доцент. Работу над диссертацией молодой юрист сочетал с работой судебного следователя одного из участков Киевской судебной палаты.


    В 1911 г. Ю. Новицкий создает «приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами», а в 1912 г. «создал в Киеве суд по делам малолетних». С 1910 по 1914 г. Юрий Петрович работал в тюрьме в качестве члена «Патронажа» над заключенными, учредителем которого являлся. Интересен и такой факт: в 1911 г. Ю. П. Новицкий был привлечен экспертом по делу об убийстве П. А. Столыпина, составил докладную записку по этому вопросу, где говорилось и о неблаговидной роли в убийстве Столыпина генерала Курлова. Записка была довольно широко известна, во всяком случае, на нее как на общеизвестный факт ссылался в 1915 г. П. Н. Милюков во время совещания членов прогрессивного блока с министром внутренних дел А. Д. Протопоповым. Приглашение к участию в столь громком и важном для России расследовании означало, что, несмотря на молодость, Ю. Новицкий уже успел себя зарекомендовать, обладал практическими знаниями и авторитетом. А в 1916 г., будучи одним из лучших в стране знатоков цензуры, Юрий Новицкий был приглашен в Министерство внутренних дел на должность чиновника по особым поручениям при Главном управлении по делам печати.



    Научные интересы молодого ученого были разнообразны. В их круг органично входили расследование преступлений против личности, специальные суды для малолетних преступников. Более всего, однако, его привлекали проблемы истории отечественного права, которые он рассматривал на фоне общественных и государственных отношений. В Петербургский университет Ю. П. Новицкий был приглашен в 1914 г. по инициативе крупнейшего знатока истории права профессора В. М. Грибовского, который заметил молодого исследователя и проявленный им интерес к истории права. В своем прошении на имя ректора университета профессора Э. Д. Гримма Грибовский отмечает, что «необходимость приглашения... вызывается той существенной помощью, которую он (Ю. Новицкий) может оказать как в деле устройства ныне организуемого кабинета государственных наук, так и в ведении практических занятий по истории русского права». И действительно, практические занятия Ю. П. Новицкого пользовались большой популярностью у студентов Петербургского университета. Кроме этих проблем, Юрия Петровича интересовали и другие вопросы. Два года он читал курс «История прокурорского надзора в России» и очень серьезно занимался историей законодательства о печати. К 1922 г. он закончил монографию «История русского уголовного права». Она не была опубликована до его ареста, а позднее полный ее текст затерялся.

    https://sud.ua/ru/news/publication/39595-yurij-novitskij-edinstvennij-yurist-stavshij-svyatim


    Еще о нем:
    Мученик Ю́рий Новицкий
  • Александр Шпорт
    snt_foma.jpg
  • Александр Шпорт
    схиархимандрит Феодосий (Орлов)444.jpg

    В начале 50-х годов ему было дано еще одно видение, в которое он сам боялся верить. Некая чудная Жена с архиерейским посохом подошла к нему прямо во дворе Киево-Печерской ларвы и сказала: «Ну, расскажи, что ты тут видел, что знаешь?» От смущения и растерянности монах Ахилла не знал, что ответить. «Возьми мой посох и подержись за него», – приказала ему Жена. Когда монах взял в руки посох, то его обожгло, как огнем, от макушки до пят. «Достаточно», – сказала Жена и будто растворилась в воздухе. Матерь Божия вдохнула силы в монаха Ахиллу, благословив его на трудный жизненный путь.

    А далее искушения посыпались на монаха, как из рога изобилия. Неоднократно милиция арестовывала его «за бродяжничество», поскольку он не имел киевской прописки. В камере его жестоко избивали, после чего вывозили за город и бросали. Но он возвращался назад, в свою обитель. Видя, что ничего не помогает, монаха Ахиллу упрятали в психбольницу, где поместили в палату с буйно помешанными людьми. Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные. Иисусова молитва монаха действовала на них, как смирительная рубашка. Они с ненавистью смотрели в его сторону, готовые убить. Бесы, живущие в этих людях, не выносили звуков этой молитвы. Что претерпел монах в больнице, так и осталось неизвестным.

    ***

    Однажды старец задумался над значением цифры удачного улова рыб, о котором идет речь в Евангелии от Иоанна (21:11) – сто пятьдесят три. Отец Феодосий стал молиться, чтобы Бог открыл ему значение этой цифры. И получил откровение. Ему явились в видении некие три жены. Первая была юная и красивая. «Это Церковь первых веков, в ней из ста христиан спасались сто», – открыл ему голос свыше. Вторая жена была в средних летах – «это Церковь последующих веков, из ста христиан спасалась лишь половина». Последняя жена была уже глубокой старухой – «а это Церковь последних времен, из ста в ней спасаются лишь трое».

    Схиархимандрит Феодосий (Орлов) – проповедник последних времен. Протоиерей Игорь Рябко.

    Более подробные сведения.

    ***
    Примечания владельца дневника:
    Имя до пострига и фамилия совпадает с именем и фамилией моего небесного покровителя. Перед тем, как оставить мир работал Казахстане (возможно возле КарЛага).

    Перед принятием схимы носил имя Ахилла (в некоторых книжках пишут с одной "л").
    Лично знал при жизни преподобного Амфилохия Почаевского. Когда его канонизировали, то у о. Ахиллы спросили об этом. Батюшка ответил, что о. Амфилохий достоин этого.

    Женщина, которая дала мне книгу о нем, рассказала о таком предании. Что он обещал молиться на небе за всех, кто будет молиться об упокоении его души.

    Еще фото:

    [​IMG]

    Источник фото
  • Александр Шпорт
    Раньше думал, что Бог видит каждого человека, все его мысли и чувства.

    Потом встречал такое, что Бог "не знает" пути грешников... Что ему неприятно смотреть на грешников. Но воспоминание об этом смутные. И вот недавно нашел нечто определенное:

    "Как в видимом мире, кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей, и родные от своих, если они обнажены, и дети, увидя отца обнаженным, отвратили взоры свои, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, подошли, «вспять зряще», и покрыли его, отвращая взоры свои (Быт. 9, 23), так и Бог отвращается от душ, которые не облечены с полным удостоверением в ризу Духа, в силе и истине не облеклись в Господа Иисуса Христа (20, 1)." (Преподобный Макарий Великий)

    , Добротолюбие. Том I



    Добавлено 8.10.21 ю.к.:

    "Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения за свое нечестие: "позна Бог сущыя своя", но Он, Всеведущий, беззаконных не знает." (святитель Андрей Кесарийский)
    Глава 11, Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова - святитель Андрей Кесарийский



    Прошу молитв преподобному Алексию, человеку Божию о мне недостойном.
  • Александр Шпорт
    Однажды авва Антоний молился в своей келии, и был ему глас: «Антоний, ты еще не достиг меры такого-то сапожника, что живет в Александрии».

    Наутро старец встал, взял свой пальмовый посох и отправился к этому сапожнику. Придя, он приветствовал его, а затем сел рядом с ним и говорит ему:

    — Расскажи мне, брат, о твоем делании.

    А сапожник ответил:

    — Я, авва, не знаю, что я сделал доброго. Вот только разве что встаю я с утра, чтобы сесть за работу, и каждый раз говорю себе, что весь этот город, от малого до великого, — все войдут в Царство Небесное за их праведность, а я один попаду в ад за свои грехи. И вечером опять, перед тем как лечь спать, говорю те же слова.

    ***

    Тот, кто желает всегда иметь страх Божий непоколебимым в сердце своем, из следующего примера может уразуметь (как достигнуть сего): если кто желает пойти куда-нибудь, то обувается в сапоги. Писание же говорит, что сапоги суть знамение приуготовления (см.: Еф. 6:15); а также написано: «уготовихся и не смутихся» (Пс.118:60). Итак, кто усмотрит, что ему предлежит какое-либо дело, тот от телесного приуготовления должен заимствовать образец для духовного и надеть духовные сапоги, т.е. приготовить себя страхом Божиим... и, приготовив сердце, призвать Бога, чтобы Он даровал ему страх сей. А когда во всяком деле будет предлагать пред очами твоими страх сей, он сделается непоколебимым в сердце его.
  • Александр Шпорт
    Стояние на костях.JPG
    Павел Рыженко. "Куликово поле, стояние на костях". 2013 г.
    8 сентября (по юлианскому календарю) 1380 года произошла Куликовская битва. В течение недели после битвы проходили похороны убитых воинов.


    kulikovskaya_bitva8_550.jpg
    Погребение павших воинов после Куликовской битвы.
    1380 г. Лицевой летописный свод XVI в.

    По словам летописцам "стоял князь Великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли...".


    kulikovskaya_bitva9_550.jpg
    Памятник-колонна, изготовленный по проекту А. П. Брюллова на заводе Ч. Берда.
    Установленный на Куликовом поле в 1852 г. по инициативе первого исследователя
    битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева.

    На Куликовом поле погибли преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, схимонахи которых преподобный Сергий Радонежский благословил отправиться со святым благоверным Димитрием Донским.

    Святые_Пересвет_и_Ослябя.png


    Прошу молитв преподобному Сергию Радонежскому о мне недостойном.
  • Александр Шпорт
    Артемий Веркольский.
    Молния.
    Рай.
  • Александр Шпорт
    В оросе Пятого Вселенского Собора святоотеческое учение описано как обязательное мерило веры: «не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов». То есть если что-либо противоречит вере святых отцов, соответственно верующие православные люди не должны принимать это – и это постановление Вселенского Собора.

    Ещё сильнее эта мысль повторяется в одобренном Седьмым Вселенским Собором исповедании Василия Кирского, в котором сказано: «Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической Церкви и ссылающимся на мнение, что не должно следовать учению святых отцов и Вселенских Соборов и преданию кафолической Церкви: анафема».

    Источник:
    О границах Церкви и следовании святым отцам - Православное видео
  • Александр Шпорт
    Из книги святителя Николая Сербского "Война и Библия" 1932 год:

    "Так ли я расслышал ваш вопрос, генерал: «Был ли Спаситель за войну или против неё?»

    Простите, но этот вопрос подобен другому: «Что, мать – за или против розог для своего ребенка?»

    Ни одна разумная мать не будет прибегать без крайней нужды к наказанию розгами. Но когда ею исчерпаны все вразумляющие средства, тогда для исправления ребёнка прибегает она к помощи розог. Не из злобы, а из встревоженной материнской любви, чтобы не пропало её дитя; чтобы, наконец, другие дети не пошли по неверному пути. Вы не наблюдали, как после такого наказания ребёнок и мать плачут вместе? Мать плачет из сострадания, желая своими слезами утешить ребёнка. Быть может, вам случалось наблюдать и другую, ещё более трогательную картину, когда после розог, дитя уже смеётся, а мать плачет? О, святая материнская любовь! Кто из нас, будучи уже в зрелом возрасте, не благословляет свою мать за то, что наказывала его в детстве? И кто не видит в материнском наказании ещё большее доказательство её заботливой любви?

    И война есть не что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти детей Своих от окончательной гибели. Божия любовь несравненно больше материнской любви и, конечно, Господь допускает наказание только из заботливой любви к человеку.

    Господь Иисус Христос открыл людям цель их земной жизни и ясно указал путь к достижению этой цели. До Него люди не знали ни цели своей жизни, ни пути, ведущего к ней. Много было на земле великих мудрецов, имевших более или менее ясное предчувствие цели и пути человека и указывавших на них людям. Но они не могли доказать своих слов, не могли открыть людям и показать им царство духовной действительности. А Христос открыл нам, что цель жизни есть сама жизнь, т.е., что бессмертная жизнь есть цель этой полужизни."

    Далее в книге есть много назидательного по этим двум темам - "Бог и врйна" и "Цель жизни человека".


    Иерей Георгий Максимов приводит слова святителя Николая о своем творчестве:
    "Ты утверждаешь, что я много написал... Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое... Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки" (Жељко З. Jелић. Непозната писма светог Николаjа Серпског. Београд, 2009. С. 54).

    Далее о. Георгий приводит сведения из библиографии:


    В частности, до 1924 г. написаны "Молитвы на озере" (1922), "Мысли о добре и зле" (1923), "Религиозный дух славян" (1916), "Духовное возрождение Европы" (1917), "Религия Негоша" (1911), "Место Сербии в мировой истории" (1915);

    после 1924 г. - проповеди (1925), "Охридский пролог" (1926), "Вера образованных людей" (1928), "Символы и сигналы" (1932), "Феодул" (1942), катехизис "Вера святых" (1949), "Кассиана" (1952), "Первый Закон Божий" (1959)."

    И вот еще о. Георгий в своем телеграме:

    "Ну и особенно я могу порекомендовать "Любостыньский стослов", написанный святителем в заключении во время Второй мировой войны. Вот мой перевод этого небольшого, но важного текста:
    stoslov | pravoslavie"
  • Александр Шпорт
    "Во время «Большого террора» 1937—1938 годов было расстреляно около 800 священников и диаконов, служивших в «области митрополита Ленинградского»"

    И в тоже время:

    Фильм «Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. После подписания пакта Молотова — Риббентропа фильм был изъят из проката. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны вернулся на экраны. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Иван Грозный».

    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский_(фильм)
  • Александр Шпорт
    5 августа 2021 года исполняется 20 лет со дня канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. Его жизненный путь полон назидательными для нас событиями и многие из них имеют самое непосредственное отношение к Николаевскому краю, Югу Украины и Черноморскому флоту. Ниже приводим некоторые из найденных сведений в надежде, что они могут быть полезны для спасения души православным, особенно живущим в Николаевской епархии.

    Одно из первых упоминаний о связи Ушакова с Николаевом связано с кораблем “Святой Николай” - первым фрегатом, построенным здесь в 1790 году. Его командир, Михаил Львов, заслужил особое внимание у Феодора Ушакова. Находясь на борту его флагманского корабля "Рождество Христово", Львов участвовал в сражении. Затем Федор Ушаков отправил Львова к основателю Николаева - князю Григорию Потемкину с донесением о победе. Сообщение также содержался положительный отзыв о командире фрегата “Святой Николай”.

    С Потемкиным Ушаков общался часто, в т.ч. посредством переписки. Именно светлейший князь дал совет Ушакову набирать корабельные экипажи из украинских казаков, так как они лучше знают местную ситуацию - впоследствии 90 процентов матросов у Федора Ушакова на корабле были украинцы-казаки.

    Выдающийся флотоводец также был в Николаеве 20 ноября 1791 г., когда здесь провожали в последний путь тело скоропостижно скончавшегося князя.

    В этот день в присутствии архиепископа Таврического Моисея и командира Черноморского флота контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова на стапеле Николаевского адмиралтейства был заложен 90-пушечный фрегат, предназначенный к постройке еще самим Потемкиным. На то время, это был самый большой на Черноморском флоте. «Святой Павел» был спущен на воду в августе 1794 и, как лучший корабль флота, стал флагманским кораблем адмирала Ф. Ф. Ушакова.

    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве.jpg
    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве

    Федор Федорович Ушаков высоко ценил работу первых николаевских кораблестроителей. В рапорте Г. А. Потемкину от 19 февраля 1791 года он писал: "В проезде поем через Николаев осматривал я строящиеся там корабль, фрегаты и легкие суда и донесть честь имею, что оные, по замечанию моему, будут весьма хороши, работы производятся с лучшим успехом во всяком порядке. С отменным же удовольствием видел во всех частях порядок и успехи в заведениях сего нового места, равно и в Богоявленске”.

    Также Ушаков принимал участие в материальных нуждах города - в 1794 г. отправил для строительства города и адмиралтейства порцелана (мрамора) и 20 000 кирпичей. Кроме того он привез в Николаев акации, которые впоследствии стали одним из символов города.

    Стоит отметить эпизод, когда русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова победила превосходящую силами турецкую эскадру у Тендровской косы. (Которая находится в 14 километрах от Кинбурна).

    Флотоводцу довелось также потрудиться и в Херсоне. Здесь, за успешную борьбу с чумной эпидемией и организацию работ по строительству кораблей, Ушаков был награжден орденом святого Владимира.

    Достойны памяти и сведения о духовных качествах святого Феодора Непобедимого.

    В Деянии о его канонизации указано: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

    Небесные покровители моряков - святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков.jpg
    Небесные покровители моряков:
    святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков

    При руководстве Севастополем святой праведный Феодор Ушаков организовал здесь обширные ремонтные и строительные работы. В том числе перестраивалась соборная церковь святителя Николая. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья.

    В это время прославленный контр-адмирал имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».

    О вере выдающегося флотоводства особенно свидетельствует последний период его земной жизни. Отойдя от служебных дел, Феодор переехал в деревню вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, "адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители... вел жизнь уединенную... по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам... В Великий пост живал в монастыре, в келлии... по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал... По временам жертвовал... обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения."

    Во время отечественной войны 1812 года на свои средства он устроил госпиталь для раненых и помогал нуждающимся значительными суммами из личных средств. Не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест приезжали к нему многие. С страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла.

    Информация для этой статьи была найдена в литературе, посвященной Феодору Ушакову, а также во Всемирной сети. В том числе в сетевой версии книги “Легендарные имена. Ушаков“ О. Н. Вассель (2010 г.) и при помощи краеведческого сайта forum.bazar.nikolaev.ua. Стоит отметить, что помимо приведенных выше существует еще много сведений о связи святого Феодора Ушакова с Николаевщиной и православием. Думаются, что дальнейшие исследования в этом направлении являются перспективными для изучения истории родного края и утверждения православной веры.