О святых и Предании Церкви

Опубликовал Александр Шпорт в дневнике Путевые заметки... (автонекролог). Просмотры: 1078

О молитвах к "непрославленным святым".

Встретил сегодня пример молитвы к "непрославленным святым" в книжке об Оптинских новомучениках "Пасха Красная".
Там рассказывается как молились убиенным монахам:

"Инокиня Сусанна продолжает:
«Мы ждали о. Трофима в Шамордино на Светлой седмице, а выпало ехать на погребение. Припала я к гробу о. Трофима и плачу о своем: не приедешь, говорю, о. Трофим, ты к нам больше в Шамордино, не наладишь уже звонницу и не достанешь, как обещал, колокол-подголосок. Помолилась я о. Трофиму о помощи в устройстве звонницы. А сама думаю: нет больше о. Трофима, и надо браться за дело самим.


Как раз в следующее воскресенье после Пасхи я проводила экскурсию по Шамордино и все думала про себя: вот обещал нам о. Трофим достать колокол, а теперь-то где его взять? Даже обратилась к паломникам с просьбой — может, кто поможет достать колокол? Только это сказала, как в монастырь входит военный и говорит мне: „Я вам колокол привез. Кому отдать?“. И привез он как раз такой колокол-подголосок с веселым звоном, какой обещал нам достать о. Трофим.

А история у этого колокола такая. Лет двадцать назад офицер строил дачу близ Шамордино, и солдаты выкопали из земли колокол — явно шамординский, других ведь храмов поблизости нет. На Пасху офицер повез этот колокол в Оптину — в дар монастырю, но из-за убийства дороги были перекрыты, и он не попал в монастырь. На Светлой седмице он дважды пытался отвезти колокол в Оптину, но каждый раз машина ломалась. „Тогда я понял, — рассказывал офицер, — что шамординский колокол должен вернуться в Шамордино, и к вам моя машина сразу пошла“.

Дивен Бог во святых своих! По молитвам новомученика Трофима Оптинского, мы уже через три месяца имели полный набор колоколов и хорошо налаженную звонницу. И все свершалось силою Божией — при немощи в нас. Помню, летом перед Казанской нам вдруг привезли из Калуги пожертвованные театром колокола. На Казанскую у нас престол. И я так загорелась желанием, чтобы на праздник был полнозвучный звон, что, не благословясъ, тут же бросилась переделывать звонницу. Спустила вниз колокола на веревках — на это силы хватило. А вот поднять многопудовые колокола вверх, установив их на новый звукоряд, — на это сил уже нет. Стою в растерянности на разоренной звоннице, а тут матушка игуменья идет: „Ох, Сусанна, что ты натворила? Смотри, не будет звона к Казанской, по тысяче поклонов будешь бить“.


Я реву и уже не молюсь, но вопию: „Новомучениче Трофиме, на помощь!“ И тут на полной скорости подлетает к звоннице машина из Оптиной, а из нее выскакивают инок Макарий, регент Миша Резенков, резчик Сергей Лосев и паломник Виталий. „Чего, — говорят, — ревешь?“ — „Звонницу, — говорю, — разорила, а колокола повесить сил нет“. — „Подумаешь, проблема“. Очень быстро и умело они повесили колокола и сразу уехали, будто специально приезжали „по вызову“ о. Трофима. Но это еще не все. Тут же подходят ко мне двое шамординских рабочих и САМИ предлагают приварить педали к колоколам: „У нас и сварочный аппарат, и материал наготове. Мы быстренько!“ И был у нас на Казанскую полнозвучный праздничный звон»."

Подмена Предания Церкви.

Просмотрел сегодня житие святителя Афанасия на портале "Азбука веры" (а ведь "Азбука веры" производит для многих впечатление авторитетного сайта!). Там высказываются большие сомнения относительно некоторых мометов жития, приведенных в минее и у Димитрия Ростовского (например то, что он в детстве крестил других детей подражая священнослужителям, а святитель Александр принял это крещение действительным и дополнил миропомазанием).

Вот что пишет святитель Димитрий:
"Еще в дни отрочества Афанасия следующий случай предзнаменовал его будущую великую святительскую деятельность.Однажды Афанасий играл со своими сверстниками на морском берегу. Дети подражали тому, что видели в церкви, изображая своей игрой священнослужителей Божьих и церковные обряды. Афанасия они избрали себе епископом; он же наименовал: одних – пресвитерами, других – диаконами. Эти последние приводили к нему других детей – языческих, которые были еще не крещены. Афанасий же крестил их морскою водою, произнося установленные для таинства святого крещения слова, как то слышал от священника в церкви; к этому он присоединял поучение, сообразно своему детскому возрасту. В то же время патриархом Александрийским был Святой Александр. Случайно взглянув из окон своего дома, находившегося на возвышенном месте, недалеко от моря, на берег моря и увидев детскую игру, он с изумлением следил за совершаемым Афанасием крещением. Немедленно же он приказал привести всех детей к себе. Подробно расспрашивая детей, патриарх старался разузнать, кого именно они крестили, как вопрошали их перед крещением, и что те отвечали, и узнал, что они в своей игре совершали все согласно уставу церковному. После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, потом позвал родителей детей, действовавших в качестве пресвитеров, и посоветовал им, чтобы они воспитали их для священства."

Сложно упрекнуть святителя Димитрия в том, что его данные недостоверны.
Википедия:
"При написании своего произведения Димитрий Ростовский выступал как агиолог, изучавший разнообразные источники...
Основными источниками агиографического материала для Димитрия Ростовского были Пролог (издание 1685 г.), Великие Четьи-Минеи (т. н. Макарьевские), киево-печерский патерик (издание 1661 г.), агиографический сборник Лаврентия Сурия, содержавший жития Симеона Метафраста , а также тома «Acta Sanctorum» за январь-май[11][16], «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы»); борник житий Петра Скарги[17] «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием. Посредством этих сборников Ростовский владыка получал доступ к древнейшим житийным текстам различных авторов. Также святитель Димитрий пользовался многочисленными историческими сочинениями: славянскими, византийскими, латинскими.
Согласно историку Николаю Костомарову, святитель Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник".

Кто автор жития на сайте Азбука Веры - неизвестно. Как и то, почему администраторы сайта посчитали его более авторитетным чем минеи и Жития святителя Димитрия Ростовского. Это житие есть и на других сайтах.

Это просто иллюстрация общей беды нашей современности. Когда под видом Предание Церкви публикуются совсем неадекватные или сомнительные тексты или результаты "современных исследователей", ставящих под сомнение то, что раньше хранилось и передавалось Церковью.

Самый яркий пример - Ареопагитики. Когда отрицается авторство святителя Дионисия. Хотя оно не ставилась под сомнение отцами ранней Церкви. А идея о псевдо-Дионисие появляется примерно во время Реформации. Но последователи этой идеи так и не смогли указать "настоящего" автора Ареопагитик.

Подробнее об этом явлении, а также о том, кому это нужно пишет архимандрит Рафаил (Карелин) в своих статьях "Кому мешает Святой Дионисий?" и "Ниспровергатели Святого Дионисия Ареопагита"
Еще один пример - поучения, приписываемые преподобному Серафиму Саровскому:

"Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда... Ложись и вставай с курями - будешь иметь золотое зерно дня. Ешь больше зеленого - будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце, как у зверя. Плавай чаще - будешь себя чувствовать на земле, как рыба в воде."

Если сравнить это с реальным наследием преподобного Серафима, например, с текстом Беседы с Мотовиловым, - просто небо и земля.

Когда попытался найти реального автора этих советов - нашел их у какой-то бабушки, которую почитают толи как целительницу, толи как знахарку. Уже точно не помню, т.к. это было давно.


2019-12-16​
  • Просто Оксана
  • Просто Оксана
  • Александр Шпорт
  • Александр Шпорт
  • Просто Оксана
  • Просто Оксана
  • Александр Шпорт
  • Просто Оксана
  • Александр Шпорт
  • Просто Оксана
  • Александр Шпорт
Вам необходимо войти для комментирования