БЕСЕДА в неделю 18-ю по Пятидесятнице Успешный труд (Беседы, проповеди, рассказы. Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов).)

Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 918

Успешный труд

Какая умилительная картина изображена в ныне чтенном Евангелии на божественной литургии! Господь Иисус Христос стоит на зеленеющем берегу озера Геннисаретского, и, несмотря на утренний час, народ уже покрывал зеленеющие берега озера, теснился к Господу Иисусу Христу, чтобы слышать слово Его. У берега колебались две лодки, из них только что вышли рыбаки и вымывали сети. В одну из этих лодок взошел Христос и, отплыв немного, продолжал учить над тихой поверхностью озера. Но вот проповедь смолкла, и Иисус сказал Симону Петру: «Отплыви на глубину и закинь сети для лова». — «Наставник, — ответил Петр, — целую ночь мы трудились и ничего не поймали...» К чему бы, казалось, делать новую бесплодную попытку? Но Петр был глубоко послушен Учителю и при всем несомненном утомлении, при явных неудачах он решительно заявляет: «Но по слову Твоему закину сеть...» (Лк. 5, 5). И блажен Симон в своем послушании — так скоро и так очевидно получил он плоды его! Едва успели закинуть сети, как они наполнились множеством рыб до такой степени, что прорывались, и, чтобы вытащить их, Симон вынужден был пригласить товарищей с другой лодки. Чуткая душа Петра быстро осознала важность минуты, пред ним ярко блеснуло величие и всемогущество Учителя. «Изыди от меня, Господи! — восклицает он в порыве смирения, — потому что я человек грешный... (Лк. 5, 8). Я не стою, чтобы быть вместе с Тобою». Ужас объял и всех присутствовавших при столь явном чуде. Но Человеколюбец утешает трепещущего ученика: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 10).

Пред всевидящим взором Иисуса открыто было то будущее, когда эти смиренные рыбаки, облеченные силою свыше, будут обходить грады и веси и вдохновенным словом увлекать множество людей во врата юной Церкви. И здесь, под голубым небом, среди мирной природы галилейской, Он таким образом предназначил их на апостольское служение. Они, очевидно, почувствовали это святое назначение: вытащив обе лодки на берег, не прельстились плодами обильной ловли и, оставивши все, последовали за Ним. Чуткие души избранников ощутили превосходство того служения, на которое предназначил их Христос, пред обычными, хотя бы и успешными занятиями житейскими.

Не говорит ли нам это евангельское чудо о том, что всякий труд наш, всякое начинание тогда достигает успеха, когда над ним почивает благословение Божие, а оно привлекается ясной, твердой верой. Все усилия апостолов были напрасны, они измучились при неудачной ловле рыбы и потеряли всякую надежду на успех; однако стоило только Иисусу сказать: «Закиньте сети», — как уже от Петра слышится глубоко доверчивый ответ: «По слову Твоему закину сеть...». Так и всякий из нас: если верит, что всемогущая рука Божия ни на единый миг не оставляет мира, но всем правит, всех ведет к лучшим целям, то, прося в молитве у Бога доброго и полезного, просимое непременно получит. И сколько мы видим утешительных примеров милости Божией в трудную минуту жизни людей, верующих и уповающих всецело на Его помощь! Особенно эта помощь является там, где тяжкие жизненные условия, по человеческому суждению, невыносимы. Несомненно, в таких условиях чаще всего бывают жены нетрезвых мужей простого и рабочего класса. Вот о такой- то семье, состоящей из мужа-пьяницы, жены его, весьма религиозной женщины, без ропота и с удивительным терпением переносящей свою долю, и восьмерых детей, я и хочу вам рассказать.

Одно время эта семья находилась в самом беспомощном положении. Глава этой семьи особенно, как говорится, распился, пропил всю одежду, какая была у него, пропил свои сапожные инструменты, взял в долг (где было еще взять и где еще поверили такому человеку), промотал, между прочим, товар, взятый за 25 рублей в долг у одного торговца. Когда все было спущено, а жажда к водке все еще не удовлетворена была, начались приставанья к жене и требования водки и денег, (а она с детьми, нужно сказать, положительно сидела без хлеба), брань и побои. Все это доводило бедную женщину до того, что она по нескольку часов лежала без чувств. К довершению всего в один день они получили повестку о продаже имущества их за неплатеж податей за несколько лет, но к данному времени это имущество представляла одна жалкая лачужка, где они и жили. Вечером того дня, в который, по выражению бедной женщины, случилось Божие посещение, муж, избив ее до полусмерти, ушел, по обыкновению, а она, исстрадавшись физически и нравственно, начала, как и всегда, просить Господа сжалиться над ними...

Прошло несколько времени, и она услышала легкий стук в дверь. Сердце ее сжалось; она подумала, что вернулся муж пьяный, но вот снова повторился легкий стук. Через силу поднявшись, идет она к двери, которую снаружи кто-то приотворяет немного, и хотела ее открыть, а чрез отверстие протянутая рука подает ей какой-то мешочек. В первую секунду, оторопев, она не берет его, но рука подающего трясет мешочком, как бы призывая этим взять его. И она, повинуясь этому знаку, берет этот мешочек; в ту же минуту дверь притворяется. Любопытствуя, что подано ей, она забывает на несколько секунд о подающем, а когда, обрадовавшись содержимому мешочка и как бы опомнившись, бросается сначала в сени, а потом и на улицу — никого уже не находит...

Замечательно: в этот день умер торговец, который дал в долг товар главе семейства; он распорядился пред смертью не взыскивать этого долга. В этот же день представители города списали недоимку, какая числилась за бедным сапожником, и ночью этого дня глава семейства пришел в последний раз пьяный.

Спросят: что же было в мешочке? Столько денег, что бедная женщина повыкупила на них все пропитое мужем, уплатила все свои долги, и долго еще потом детки ее кормились лучше, чем прежде.

Поистине знает Господь благочестивых своих, слышит плач и воздыхания сердец их, подает им во время печали милость и благословение, и где сила Божия, там препятствий нет, там радость, успех, счастье. Возлюбленные братия и сестры христиане! В нынешнее время все почти жалуются на дела свои, всякий на все: услышите от ремесленника, что ремесло его идет плохо, мало дает ему средств к жизни; и от торговца, что не столько пользы, сколько убытков терпит он от торговли своей; жалуются родители, что мало видят утешений от детей своих, что при всех их стараниях дети обнаруживают склонности больше худые, чем хорошие, и устроенные мало радуют их. Отчего все это? Видимое дело - нет благословения Божия над нашими делами. А отчего его нет? Оттого, что не просим его как должно, не заботимся, чтобы оно почивало над нами, не на Бога больше полагаемся, но на себя самих, на свой ум, на свои силы, на свое богатство, на людей. «Нет, у меня не будет так, как у других. Нет, я дело поставлю несравненно лучше. Я приму все меры, чтобы не уронить себя». Что слышится в этих словах? Гордость, надежда единственно на свои силы. А лучше бы нам в сознании своих немощей обратиться ко Господу, все человеческое поставить ни во что пред силой божественной и сказать бы Богу в сердце своем так: «Я слаб и немощен, Господи. Крепость моя, прибежище мое, упование мое — Ты, всякое деяние благо и всяк дар совершенный свыше от Тебя исходит». Скажите так — и вы увидите в жизни другое. Ах, как часто молитва в тишине домашней или слезная молитва в храме пред тем или другим делом делают то, что все препятствия человеческие рушатся сами собой, доброе желание исполняется и в конце получается то, что прежде и на мысль не могло прийти! Вот бежит из дома родительского от брата своего Исава кроткий Иаков, сын Исаака. Ушел он без всего, только с посохом в руке, но у него была твердая надежда на Бога в сердце. И что же? Этот не имущий ничего на дороге в поле видит во сне сидящего на высокой лестнице Господа, Который утешал, подкреплял, благословлял его. А прошло двадцать лет, и этот ничего не имеющий возвратился в дом родительский с огромным богатством, наследовал еще богатство отцовское, имел двенадцать сыновей, из которых Иосиф сделался спасительным Египта от голода, а Иуда — родоначальником царей в еврейском народе, родоначальником Самого Христа. Видите, что делает надежда на Бога. Братья, делайте все с благословения Божия, с призыванием имени Божия, вспоминайте о Боге, прибегайте к Богу пред начатием самого обыкновенного дела, изображайте на себе крестное знамение, полагайте по нескольку поклонов пред иконами всегда, что бы ни намеревались делать, к чему бы ни приступали, хотя бы это случилось несколько раз в продолжение дня. Делайте так, поверьте — дела ваши пойдут успешнее, все будет устраиваться так, как вы того не ожидали.

Отрадно бывает наблюдать, как в святых обителях всякое дело, хотя бы и житейское, например полевой труд, приготовление пищи, начинается с молитвы и благословения. Не от того ли цветут и красуются многие обители и успевают в своих добрых начинаниях? Повествуется в отеческих сказаниях, как один путник, отведавши монастырской пищи, спросил инока: «Почему у вас все так вкусно, хорошо приготовлено?» — «Оттого, — не задумываясь, ответил ему верующий монах, — что мы все начинаем с Божия благословения».

Добрый обычай пред началом трудов прибегать к Божию благословению держится еще в православном русском народе: нужно ли начать посев — дружно идут крестьяне в храм за святыми иконами, обносят их по своим полям под лучами летнего солнца, иногда несколько верст. Приступают ли к постройке дома — опять устраивают нарочитое молебствие. Отрадно, что вера в помощь и благословение Всевышнего жива в сердце русского народа.

Да, други мои! Сила божественная и благословение Божие — великое дело. Этой силой верующие не только спасались и получали помощь во всех житейских делах, но и оставались невредимы среди самых великих опасностей. Силой Божественной угашалась сила огня, устремленная на святых мучеников. Святая Ирина постепенно ввергаема была в три медных быка, раскаленных, как горящий уголь, и каждый раз выходила из них целой и невредимой1.

Святой мученик Платон Анкирский положен был на медный одр и опаляем был снизу огнем, усиливаемым маслом, воском и смолою, а сверху биен был железом. Три часа продолжалось это варварство, но тело мученика оказалось невредимым, и не было видно на нем никаких знаков ни ран, ни опадения2.

По воле Бога всемогущего лютые звери претворялись в кротких агнцев. Святая Фекла, обнаженная, изведена была против голодных и разъяренных львов и медведей. Звери, увидев чистую деву, преклоняли пред ней свои головы и, как бы стыдясь наготы девственной, отходили от нее, а одна львица легла пред нею и лизала ноги ее. Народ, видев это чудо, воскликнул: «Велик Бог, Которого проповедует Фекла!»3

(1.Четьи-Минеи. 5 мая. 2.Четьи-Минеи. 18 ноября. 3.Четьи-Минеи. 24 сентября).

По повелению Бога всемогущего люди ходили по водам, яко по суху. На шею святого мученика Пантелеймона навязали большой камень и ввергли в море, чтобы утопить его, но святой мученик пошел с этим камнем по водам, как по суху, и вышел на берег, хваля и славя Бога. «Ужели ты силою волхвования и морем владеешь?» — вопрошал его изумленный царь. «Не я, — отвечал святой, — но Христос мой, Творец видимой и невидимой твари, Он владычествует и небом, и землей, и морем» (Четьи-Минеи. 27 июля).Силой всемогущего и горы переставлялись со своих мест. Святитель Григорий Неокесарийский хотел построить церковь близ горы. Когда стали полагать основание, то оказалось, что место тесно и нельзя было расширить его по причине [близости] горы. Святой угодник стал на молитву и повелел горе именем Иисуса Христа подвинуться на столько, сколько нужно было для церковного здания: и потряслась гора, и отошла далее, дав просторное место для построения церкви (Четьи-Минеи. 17 ноября. Свт. Григорий Чудотворец (K. 266-270)).

Силою Бога всемогущего и мертвые воскресали. Святая мученица Ирина была усечена мечом и погребена. Сапор, совершивший убийство, хвалился им и смеялся над Христом, что Он не избавил мученицу от смерти. Тогда Господь послал ангела Своего, который воскресил ее. И сказал ей ангел: «Ты совершила подвиг страдальческий, и надлежало тебе почить как блаженной и совершенной на небе, но, чтобы не хвалилось нечестие и беззаконие, как будто оно преодолело силу Бога, войди во град, да, видя тебя живою, посрамятся все нечестивые ругатели и познают, что Бог наш всемогущ». Граждане, увидев святую мученицу живой, с ужасом воскликнули: «Дивен Бог Иринин!» — и обратились к христианской вере (Четьи-Минеи. 5 мая). Сами святые угодники одним призыванием имени Господа Иисуса Христа воскрешали мертвых. Святая Евдокия подходила к каждому из пожженных небесным огнем язычников и, взявши каждого за руку, говорила: «Во имя Господа Иисуса Христа, восставшего из мертвых, восстани и будь здоров!» И таким образом, как бы от сна возбуждая, всех оживила силой Христовой (Четьи-Минеи. 1 марта).

Но сила божественная и Христос спасают нас не без нас. Его благословение, Его помощь готовы, нет сомнения, но, чтобы заслужить, мало того, чтобы только просить Его. Нужно нечто большее. Что же именно? Это послушание, покорность Господу Богу, как показывает своим примером апостол Петр. Апостол Петр, как опытный рыболов, знал, что не время ловли рыбы, когда велел закинуть сеть Господь, однако же не воспротивился Господу, послушался Его. Послушался, и вот какой плод послушания — поймал столько, что едва могли вытащить. Ах, братья, если бы и нам приобрести такой же дух покорности Богу, и нам сила Божия помогла бы во всем добром и полезном! Но послушные ли мы дети Отца Небесного? Верим ли во всем Его слову? Строго ли исполняем Его заповеди? Но мало в нас всего этого. Вот, например, спросим себя хоть о соблюдении заповеди хранения праздничных дней. Господь говорит: «Помни день субботний...» А мы? Мы преспокойно продолжаем свои житейские дела, если не делаем что-нибудь худшее того. Где же покорность Богу? Ее нет. Здесь служение корысти, чреву. Здесь полное маловерие.

Господь Сам терпел. А мы, когда нас постигает несчастье или обидит кто, поднимаем ропот: за что на меня такая напасть? Чем я заслужил это? Господь велит любить ближнего, как самого себя, заботиться о его благе, как о собственном, хотя бы он враг был наш. А мы? Мы рассуждаем по-другому: что мне за дело до других, пусть люди богатые о них думают, а мне только до себя самого. А другие, пожалуй, и вред другому сделают, только бы им от того была польза. И после всего этого мы хотим, чтобы Господь благоволил к нам! Но какой же отец будет благоволить сыну непокорному, делающему неприятное ему? Эта непокорность не более ли всего другого отдаляет его от Него? Так и наше непослушание бывает неприятно Богу, а часто для людей — душевредно. Так истинное послушание, с верою, без всяких сомнений угодно Богу и полезно людям. Это мы ясно видим из евангельской истории: вот святой Петр хотя и немалые труды понес по своей собственной охоте, однако же никакой пользы от того не получил, о чем сам же и говорит: «Наставнице, обнощъ всю труждшеся, ничесоже яхом» (Лк. 5, 5). Как бы вместе с апостолом Иаковом сказал, что добрые дела без веры, а вера без добрых дел мертвы и бесполезны, ибо без веры невозможно угодить Богу. Но когда он закинул свою сеть на глубину из послушания Господу, с несомненной верой, то в сети оказалось такое множество рыбы, что и сама сеть прорывалась.

Первый, кто оказался непослушным Богу, был праотец наш Адам. Он дерзнул вкусить от заповеданного древа и чрез то не только себе, но и всему роду человеческому причинил смерть. И это случилось оттого, что он (подобно апостолу Петру) своим собственным произволением остановился, так сказать, у берега; и виде, сказано, яко добро древо и красно в снедь, а на глубину не захотел закинуть мысленную сеть, то есть не рассудил того, что будет за это изгнан из рая сладости, не рассудил, что, согрешая, он впадал в сети диавольские, ибо сказано: всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8, 34). Не захотел подумать об угрожающей ему смерти: оброцы бо греха смерть (Рим. 6, 23), не думал и о вечности, о том, что если не покается, то вовеки не узрит лица Божия. Как неудачна была его ловитва! Скольких суетных трудов она ему стоила, трудов даже до пота: в поте лица твоего снеси хлеб твой! (Быт. 3, 19). Вот что значит непослушание, столь противное Богу! Адам был царем всей видимой твари, вся, сказано, покори под нозе его (1 Кор. 15, 27): овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския (Пс. 8, 8-9), а теперь он стал как бы последним из рабов, или, лучше сказать, презренным пленником греха. Не то же ли самое постоянно бывает и со всеми грешниками: со сребролюбцами и лихоимцами, с гордецами и хищниками, с неправедными сластолюбцами, у коих бог - чрево, которые об нощь всю (Лк. 5, 5), то есть всю свою жизнь, помраченную суетой мирской, труждаются, а на глубину сети не бросают, то есть о вечности не думают, да и думать не хотят?.. Посмотрите, как сребролюбец всю ночь — всю свою жизнь трудится, не давая сна очам своим, размышляя, как бы побольше денег нажить... Для него неважно не только совесть свою, но и Самого Бога потерять, лишь бы только свою казну наполнить доверху!

Вот случай необычайного сребролюбия. Он произошел недавно в прежде глухом и забытом городишке, ныне же не по дням, а по часам растущем Царицыне (Город Царицын — ныне Волгоград) в котором, благодаря Волго-Донскому водному пути и Грязе-Царицынской железной дороге, разрослась и окрепла всяческая торговля, разросся, расцвел и самый город. Понятно, с хорошими сторонами общественного благосостояния и благоустройства появилось и много дурного. Нашлись между русскими людьми любители легкой наживы, между некоторыми особенно прославился один богатый человек, некто Изюмский.

Этот богач так поступал, обирая ближнего: давая деньги под векселя труженикам-беднякам, конечно, за безбожные проценты, при уплате ими денег «забывал» отдавать векселя, отказываясь или неимением времени, или потерей документа, и простосердечные люди верили богатому благодетелю. По истечении некоторого времени он предъявлял вексель ко взысканию, получая таким образом снова ту сумму, которая уже была уплачена.

Много бедняков он пустил по миру, много слез было пролито из-за алчности алчного богача, но он, несмотря на сыпавшиеся отовсюду проклятия, находил новые жертвы, обогащаясь не по дням, а по часам за счет простоты и неопытности своих ближних.

Но всему бывает конец; настал час возмездия и для нераскаянного сребролюбца. Однажды, описав все до нитки у своего должника, безбожный лихоимец сидел за столом в доме своей жертвы, ожидая окончания судебным приставом описи. Несчастный должник взмолился: «Послушай, Петр Степанович! Пожалей не меня, старика, а вот этих малюток, которые по твоей милости должны идти по миру. Ведь ты получил уже с меня деньги, а теперь взыскиваешь вторично. Грешно ведь так... Взгляни на Спасителя, Который один остался не описанным тобою. Взгляни и пощади!»

Повинуясь невидимой силе, богач хотел взглянуть по указанному направлению и... покатился под стол.

1913 г.
Вам необходимо войти для комментирования