"Дневник православного священника" День за днем

Опубликовал Калерия в дневнике Дневник Калерия. Просмотры: 1651

"Дай, Господи, терпение..."

Цель испытаний - спасение нашей души

Болезнь, скорбь, горе встречаются на каждом шагу. Нет ни одного человека, который мог бы этого избежать. Но хотя горе, в сущности, вещь такая обыкновенная, оно в то же время и весьма загадочно. И среди горя всего чаще, всего естественнее является вопрос: зачем? Полный ответ мы получим, вероятно, лишь за гробом; но отчасти нам дано и здесь познать цель и назначение ниспосланных нам испытаний.
Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить пред людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же, братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь "хвалиться и скорбями", ибо "терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка".

Дай, Господи, терпение...
Мы все, конечно, готовы обратиться к Господу с такою молитвою, потому что все нуждаемся в терпении. В Иисусе Христе терпение, как и все прочие Его свойства, достигло совершенства. "...Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1,11). Спаситель никогда не терял терпения, никогда не переставал любить, благословлять, благотворить всем и каждому, всегда был был готов излить дары своей любви, хотя знал и видел, что люди, в жестокосердии своем, отвергали и не принимали их...
Как часто сами ученики не понимали Господа, как часто они огорчали Его своим неверием, своим малодушием, своими колебаниями; однако Он никогда не раздражался - не умолкало Его учение, не ослабевала любовь к ним.
Сколько терпения нужно было, что-бы быть ежедневно в этой страждущей, несчастной, часто неистовой толпе, которая не давала Ему покоя, требуя от Него исцеления и помощи! Однако Он с постоянной кротостью отдавался этой толпе, истощая все Свои силы в служении падшему и страждущему человечеству.
Когда же Он очутился лицом к лицу со Своими врагами, что за чудный пример смирения видим мы в Нем! С тех пор как существует мир, никогда ни в ком не проявлялось такого смирения! На жестокие речи, на угрозы, на грубые обвинения Он отвечал любовью, молитвою за Своих убийц. В ответ на злобу человеческую Он отдавал Свою жизнь...
Итак, во всех обстоятельствах Своей земной жизни Господь подавал нам пример божественного терпения. Будем же молиться: "Господь да управит сердца наши в любовь Божию и терпение Христово!" Научимся терпеливо сносить неудачу в труде, не унывая; выжидать время, благоприятное для действия, опасаясь поспешностью принести вред вместо пользы и помня, что незрелый плод, преждевременно сорванный, не имеет надлежащей силы и вкуса.

Благодарность
Что может облегчить и возвысить нашу душу, разогнать уныние или даже сомнение? Что может ободрить нас на жизненном пути? Благодарение - т.е. сознательная, живая, сердечная благодарность Богу за все.
Не все посылаемое Богом кажется нам милостью: иное кажется тягостью, бременем непосильным; и тут благодарение сменяется жалобой.
Пойми, верующая душа, что все без исключения в жизни твоей - милость, под каким бы черным покрывалом она ни являлась. Пусть вера приподымет покрывало, и милость тебе явится и проникнет в тебя. Так было с царем Езекией, когда он, припоминая пережитое испытание, говорил: "Вот, во благо была мне сильная горесть, и мы во все дни жизни нашей будем воспевать песни в доме Господнем, ибо во всем этом жизнь моего духа" (Ис. 3,17,20). Всякая скорбь, всякая теснота и труд посланы, чтобы усилить жизнь нашего духа, который научается благодарить и за то, что заставляло нас плакать, потому что это же самое научило нас хвалить.

У подножия Креста
Все мы часто страдам, и часто тот страдает всего более, кто менее это высказывает. Одному Богу известны некоторые скорби. Только в Священном Писании находим мы слова утешения, вне Бога ничто не может нас успокоить.
У подножия Креста всякая скорбь меняет свой образ, освящается, как бы преображается, соразмерно с нашей верою. У Креста сосредоточены все страдания, и в нем все они получают объяснение и смысл. Скорбь наша теряет всякую горечь при одной мысли о том, что она приближает нас ко Христу и тем самым некоторым образом употребляет нас Ему.
В минуту самого жгучего горя, самого мрачного уныния нас может утешить лишь одно: страдания не миновали Самого Христа. Он нес наш крест на Себе, прежде нас. И крестом этим Он нас к Себе призывает.

Благодарение Богу
Если бы мы всегда помнили все бесчисленные благодеяния Господа к нам, недостойным, в нас не осталось бы места для ропота и недовольства. Но мы слишком склонны помнить из прошлого одно только тяжелое. И часто, перечисляя все горести и невзгоды нашей жизни, мы забываем сопоставлять с ними те многие случаи, когда мы испытали на себе явное и ощутительное действие милосердия и помощи Господа.
Какая же неблагодарность к нашему Отцу Небесному и какое маловерие высказываются в нас при этом! Сколь же лучше было бы, если бы мы, постоянно сознавая свое недостоинство, хранили в сердце благодарную память о стольких доказательствах милосердия к нам нашего Спасителя и готовы были бы безропотно отдать Ему все, чего бы Он от нас ни потребовал.
Неужели же наша любовь к Господу еще так несовершенна, что когда настает час покориться Его святой воле, мы поколеблемся с полной покорностью повторить слова Иова: "Господь дал, Господь и взял, да будет Имя Господне благословенно!"

Не пройди мимо
В притче о добром Самарянине мы сперва видим двух людей, считавшихся благочестивыми, - священника левита; оба, увидев несчастного путешественника, израненного, ограбленного разбойниками, спокойно проходят мимо. И для нас ясно, что эти люди не любят ближнего, как самого себя.
Однако ни священник, ни левит, собственно, не сделали никакого зла тому человеку. Они его не ударяли, не обокрали, а просто, посмотрев на него, поспешили дальше. Ведь это же не грех, скажете вы. Нет, однако они согрешили против закона любви, воздержавшись от помощи ближнему.
Мы не привыкли взыскивать с себя за то, чего не исполнили. Мы, конечно, каемся, когда нам случается повредить другому. Но вряд ли мы упрекаем себя в упущении случая сделать добро, оказать ту помощь, которая в нашей власти. Нет сомнения, что мы берем на себя великий грех, не принося ближнему той любви и того добра, которые от нас зависели.
Мы ответим за каждый упущенный нами случай помочь ближнему по небрежности, невниманию, лености или себялюбию. Случай этот уж не вернется, а мы должны были им воспользоваться, он был нам послан Самим Богом.
Вдоль жизненного пути на каждом шагу мы встречаем раненых, обездоленных братьев и сестер, брошенных без помощи. Кем мы будем для них? Священником, левитом или добрым Самарянином?

Какие мы на самом деле
Каждый из нас живет двойной жизнью. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большей частью мало похожи.
Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, - это сокровенный человек, без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.
Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней, что-бы посмотреть, что под нею. Ах; какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света!
Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эту доску, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом "сокровенный человек", Ему угодный, которого "грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства" (Пс.31,1).

Послужить
"Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Мф. 20.28). Вся жизнь Христа сосредоточена в этих немногих словах. Он пришел не принимать что-либо, а все отдавать, именно послужить всему человечеству. Делать добро, забыть Себя совершенно, служить всякому. И, наконец, "отдать душу Свою для искупления многих".
Вы говорите, что хотите подражать Христу, вы молитесь, чтобы Его образ был запечатлен в вашем сердце. Вот он, этот образ, и подражание ему доступно всякому. "Послужить" - вот что требуется. Для этого не надо уединяться в пустыню, не надо бежать от людей, а, оставаясь среди них, служить им, благословлять их, делать им добро, если нужно, отдать им самую жизнь.

Доколе есть день
Как часто мы теряем случай помочь бедному, выразить сочувствие скорбящему, навестить больного, порадовать и обласкать старого и малого, и узнаем слишком поздно, какой страшный ущерб причинило наше упущение в жизни этого человека! Может быть, горечь налегла ему на душу или ее затопляет земное зло, а доброе слово увещания, своевременно сказанное, могло бы рассеять мрак, грозящий вечной тьмой.
Ребенок находился возле нас - повлияли ли мы истинной любовью на эту нежную душу? Нет! И ребенок вырос неверующим, блуждает, быть может, и теперь по путям своеволия или распутства, потому что мы вовремя не остановили его.
Старческое сердце томится одиночеством, тайные слезы проливаются, а мы проходим мимо, и вдруг смерть отнимает у нас возможность это поправить! Тогда мы бросаемся в бессильном горе к безжизненному телу, несем ко гробу наши слезы и воздыхания - но поздно, мы уже ничего сделать не можем! Сердце наше сжимается, совесть нас мучает, мы видим неумолимо ясно все, что упустили, сознаем наше равнодушие, невнимание, но уже не можем загладить их, не в силах ничего вернуть!
Не будем откладывать, будем спешить отдавать душу свою ближним своим! Будем усердно делать дела нашего Господа, доколе есть день!

Прошение
Господь не требует от нас много знания, Ему нужна наша любовь. Он хочет, что-бы мы высказывались Ему, как родной матери. Лежит ли у нас на сердце забота о ком-либо, за кого мы хотели бы молиться, - назовем их всех Господу, будем просить Его помощи для каждого из них, будем молить о потоках благодати - Он изольет их обильно на наших дорогих.
Скажем Ему о тех бедных, неимущих, которым мы хотели бы помочь; о страждущих, требующих облегчения; о дальних, которых хотелось бы привезти к Господу, о тех, которые от нас отвернулись и с которыми хотелось бы помириться. Откроем Ему и наши личные желания, принесем Ему все наши заботы, затруднения, стремления; раскроем перед Ним все наши грехи, недостатки, слабости, сознаемся в них - и Он исцелит.
Чего ищет наша душа сегодня? Чем мы озабочены? Принесем Ему все, отдадим в Его руки - и Он совершит. Кроется ли в нашем сердце чувство горечи или неприязни - помолимся, сердце обновится, и мы простим. Где была злоба, явится любовь.
Страшит ли нас будущее? Обратимся к Господу, Он знает и видит все, Он не оставит нас никогда, Он будет и там, где нас ожидает опасность.
Случилась ли в нашей жизни неожиданная радость? Улыбнулось ли нам счастье? Поспешим с этим к Господу, изольем перед Ним нашу благодарность - все послано Им, все Им предусмотрено.
Будем каждый день прибегать к Нему, открывая все наше сердце и каждый день будем получать от любящего Отца Небесного благословение, указание, утешение и силу, что-бы прожить этот день в сознании Его близости и Его помощи.
Тамара нравится это.
Вам необходимо войти для комментирования