Молитвенное правило Серафимо - Дивеевского монастыря

Опубликовал Zoya в дневнике Дневник Zoya. Просмотры: 5254

Молитвенное правило Серафимо-Дивеевского монастыря
Библиотека сайта Преподобного Серафима Саровского

Первоосновательница Дивеевской обители схимонахиня Александра (Мельгунова) вела строгую подвижническую жизнь и по благословению настоятеля Саровского монастыря отца Пахомия выполняла молитвенное правило этого монастыря. После ее кончины в 1789 году это правило соблюдалось в той общине, которую она устроила в Дивееве.

В 1825 году преподобный Серафим Саровский вышел из затвора и, помня просьбу матушки Александры помогать Дивеевской общине, стал духовно окормлять сестер. Увидев, что саровский устав кажется тяжелым спасавшимся в общине сестрам, преподобный Серафим начал просить тогдашнюю начальницу Ксению Михайловну Кочеулову заменить его более легким. Ксения Михайловна ответила: «Нет, Батюшка, пусть будет по-старому, нас уже устроил отец строитель Пахомий!» Тогда о. Серафим успокоился, что это не лежит более на его совести.

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась в саровском лесу Божия Матерь в сопровождении двух апостолов - Петра Верховного и евангелиста Иоанна Богослова. Царица Небесная сказала отцу Серафиму: «...Ксению с сестрами оставь, а заповедь рабы моей (Александры) не только не оставляй, но потщись вполне исполнить ее». И сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший.
Это молитвенное правило приводится с небольшими дополнениями, введенными в Дивеевском монастыре после прославления батюшки Серафима в 1903 г. как святого угодника Божия.

Встав утром, следует прочесть Правильце. Затем читать утренние молитвы. Трудящимся сестрам можно прочитывать это на ходу, в работе.

«Послушание, - говорил о. Серафим, - паче поста и молитвы; как от сна встают - тут же за работу, читая про себя, хотя бы и на ходу, мое правильце: если так сотворят - спасутся!»
До обеда
постоянно читать про себя молитву Иисусову,
а после обеда до ночи: «Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Вечернее правило:
прочитать двенадцать избранных пустынными отцами псалмов,
потом помянник,
поучение
и по 100 поясных поклонов с молитвами:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных!»,
«Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» и «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас грешных!».
Затем повторить Правильце.

На ночь читать опять это Правильце с молитвами на сон грядущим.

Батюшка Серафим заповедал ежедневно утром и вечером ходить на могилку первоначальницы матушки Александры и, кланяясь ей, говорить: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови. Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия».

Божия Матерь запретила отцу Серафиму делать обязательным чтение акафиста, дабы этим не наложить тяжести и лишнего греха на чью-либо душу.

В воскресенье дана заповедь служить перед литургией неопустительно Параклис Божией Матери весь нараспев по нотам поочередно оба канона (одно воскресенье «Многими содержим...», в следующее воскресенье «Скорбных наведения...») без ирмосов.

Ежедневно, обычно по вечерам, сестры ходили по Канавке Царицы Небесной, читая молитву «Богородице Дево, радуйся...», как заповедал преподобный Серафим.
После каждых десяти молитв читали «Отче наш...»
и поминали живых и умерших близких.


«Кто в Дивееве у меня живет, не для чего ему никуда ходить, пройди по Канавке-то с четочками, прочти полтораста раз Богородицу, - тут у меня и Иерусалим, и Афон, и Киев!».

Преподобный Серафим приказал неопустительно исповедываться и приобщаться
во все посты
и двунадесятые праздники,
и даже в большие праздничные дни, не мучая себя мыслию, что недостоин,
«так как не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатию, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердою верою в неизреченное Божие милосердие, говоря:
«Согрешила, Господи, душею, сердцем, словом, помышлением и всеми моими чувствами!» - приступить к искупляющему все и всех Святому Таинству».

Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам:
«Не смущаться и не огорчаться малым молением или невозможностию исполнить все монашеству положенное по действительно крайнем недосуге церковной уборки и дела; стараясь лишь непременно и на ходу, никогда не прерывая умственной молитвы,
прочитывать утром,
среди дня
и на ночь

им данное Правильце,
да, если возможно, всем положенное общее правило, а если уж нельзя, то как Господь поможет! Но 200 поясных поклонов Спасителю, Божией Матери, как бы то ни было, каждодневно исполнять обязательно».
Вариант Серафимо-Дивеевского монастыря.

/////////////////////////////////////////////////

Не в тему, по понравилось чужое сообщение из чужого форума.
23.01.2009, 14:53
Круликовская Вика

воронеж

Православный христианин
Нет сил и желания молиться (Как быть?)
Правило - да, нужно... Но! Какое отношение к правилу? Правило-обязаловка? Или правило - жизненная необходимость?

Наш батюшка очень не любит приставочку "вы", т.е. службу "ВЫстояла", молитвы "ВЫчитала", мы СЛУЖИМ и МОЛИМСЯ!
Известно, что молитва - это разговор души с Богом.

"Господи, помилуй", мне кажется, это молитва в которой наше ВСЁ! Боже, дай мне жить, дай дышать, дай любить Тебя больше жизни...

N. попробуйте не просто заменять молитвенное правило одной лишь этой молитвой, но целый день, особенно когда ловите себя на унылых мыслях, как щитом закрываться Иисусовой молитвой.
Каждую минуту стойте как перед Господом, который видит и Вас и Ваши мысли. Не забывайте, что и за мысли мы будем судимы, а если так, то их слышат! И утром-вечером, когда правило читаем и целый день, когда мысленно "мусолим" свои обиды, ссоры-споры.

Вот так у меня молитва стала не обязанностью, а необходимостью, потому что когда не отдаю мысли Богу, то они обязательно оказываются неизвестно где (точнее, как раз известно...)

Почему бывает уныние? наверно, потому что вера слабеет,
а почему слабеет вера? Наверное, чтобы окрепнуть?!
А как ей крепнуть, когда в душе чернота?
И тут понятно, что ничего сама не могу, не выжму из себя ВЕРУ, выше головы не прыгну....
И вот тут-то: ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ! ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНУЮ...

//////////////////////////////////////////////////
И это не в тему.
БОРЬБА – С ХУЛЬНЫМИ ПОМЫСЛАМИ.
Бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид поведал следующее. В Лавре я был вручен духовному окормлению старца отца Никодима, простого сердцем, мудрого по душе и доброго, и с ним духовно сблизился. Такая жизнь наша, видимо, врагу нашего спасения не понравилась, и он напал на меня с такой ужасной злобой, смущая меня помыслами хулы на Бога и неверия, что я едва -- не помрачился умом.

Настал Великий пост. В чистый понедельник я пришел к утрени в трапезную церковь, радуясь, что Господь сподобил дожить до этих великих дней и провести пост в покаянии. Здесь я устремил свой взор на местный образ Спасителя с мольбой о спасении.

Вдруг неожиданно, как молния, в уме ПРОНЕСЛАСЬ мысль -- НЕВЕРИЯ и хулы на Христа. Это меня так напугало, что я как бы омертвел. В то же время я почувствовал, как по всему моему телу пробежала -- искра адского огня, а сердце исполнилось смертельной тоски. В испуге и трепете я тогда перевожу свой взор на икону Божией Матери, моля Её защитить меня от страшных и пагубных помыслов. Но к ужасу своему я замечаю, что помыслы богохульства и хулы на Матерь Божию ещё сильнее -- ВОССТАЮТ во мне.

Тогда я молитвенно обращаюсь к Преподобному Сергию, но скверные мысли неописуемой ругани с ужасною силою ОБРУШИЛИСЬ -- также и на него. Затем слова -- ХУЛЫ, неверия и богохульства ПОЛИЛИСЬ -- во мне неудержимым потоком -- на все святое и, страшно сказать, даже -- на Святое Святых, то есть, на Тайны Христовы.


От мучительной тоски я помертвел и не находил себе нигде места. Душевная мука моя была столь велика, что я в продолжение пяти дней весьма изменился в лице. Отец архимандрит однажды обратил на меня особое внимание и спросил: «Что с тобой? Тебя узнать нельзя!» Я отвечал ему, что мне очень нездоровится. Наступила пятница, а помыслы у меня все продолжались.

Я иду к своему духовному отцу исповедоваться, а Помысел подсказывает мне: «Неужели ты поведаешь духовнику все свои -- пагубные ХУЛЬНЫЕ помыслы?» Я послушался мысленного совета и, исповедуясь, стыдливо УМОЛЧАЛ -- о помыслах.

Но, выходя после исповеди из келлии духовника, я почувствовал -- такую сильнейшую тоску, что от страшного внутреннего страдания не мог -- сдержать своих рыданий и, плача, как дитя, упал на диван, стоявший близ двери.

Духовник смутился и спросил меня: «Что с тобой?» Я отвечаю: «Батюшка! Я погиб!» И тогда я поведал ему свои душевные -- помыслы, терзавшие меня всю неделю, начиная с чистого понедельника. Слушая меня, духовник спросил: «Да разве ты утешаешься этими помыслами?» Я отвечаю ему: «Не утешаюсь, батюшка, а стражду -- неописуемо».

Тогда духовник снова подвел меня к Кресту и Евангелию... Затем снова прочитал разрешительную молитву и отпустил меня. После этого на душе у меня СТАЛО -- так легко, что я от духовника в буквальном смысле не шел, а летел -- на крыльях радости.

Все страшные помыслы -- ИСЧЕЗЛИ, и я, грешный, спокойно мог приступить -- к Святой Чаше.

...............................................................................................


ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКАЯНИЕ.

Когда грешник идет к духовнику, чтобы рассказать ему о грехах, только потому, что БОИТСЯ -- попасть в адскую муку, – это тоже не покаяние.

То есть, для такого человека задача не в том, как бы покаяться, а в том, как бы -- не попасть в адскую муку! Такое «Покаяние» -- Бог не принимает.

НАСТОЯЩЕЕ ПОКАЯНИЕ -- осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого по исповедоваться, с твердым желанием – ИСПРАВИТЬСЯ и стать ЛУЧШЕ!

Таким образом к человеку придет -- Божественное утешение.
.................................................................................................

Несправедливость собирает гнев Божий - Глава четвертая. О великом грехе несправедливости - Часть первая. О грехе и диаволе - С болью и любовью о современном человеке - Слова. Том I - Блаженной памяти старец Паисий Святогорец
Слова. Том I
Часть первая. О грехе и диаволе
Глава четвертая. О великом грехе несправедливости

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ -- СОБИРАЕТ ГНЕВ БОЖИЙ.
Старец Паисий Святогорец


Если у человека есть благословение Божие, то это великое дело. Это настоящее богатство!
То, что благословенно, — стоит и не разрушается.
То, что не имеет благословения, не держится.
Несправедливость — великий грех.
Смягчающие вину обстоятельства есть у всех грехов, но не у несправедливости — она собирает гнев Божий. Как это страшно! Те, кто несправедливо поступает с другими, собирают огонь на собственную главу.

Люди сознательно -- совершают какую-то несправедливость, и вот --умирают их близкие, но они не могут уразуметь причину этого.
Но как могут преуспеть люди, совершающие столько несправедливостей?
Совершая их, они -- дают диаволу права и власть над собой и своими близкими, и потом у них -- начинаются несчастья, болезни, прочие злоключения...
И не понимая духовных причин этих бед, они просят тебя помолиться о том, чтобы выздороветь.

Большинство злоключений происходит от несправедливостей.
Например, если несправедливостью люди наживают себе богатство, то несколько лет они как сыр в масле катаются, но потом тратят все несправедливо собранное на врачей. Ведь в псалме как написано: "Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа" (Пс. 36, 16. ).
"Злая разжива — только ветру нажива" — говорит пословица.

Все, что накапливается неправдой, уходит, разлетается по ветру.
Болезни, банкротства, прочие несчастья, происходящие как испытания от Бога, случаются редко и с весьма немногими. Такие люди будут иметь от Бога чистую мзду, и обычно они становятся впоследствии более богатыми, подобно Иову [См. Книгу Иова. 2].
А кроме того, тела многих умерших остаются в земле неразложившимися как раз по этой причине — при жизни эти люди совершили какую-то несправедливость [3. прим. пер.- На Святой Афонской Горе и вообще в Греции останки усопших через 3–4 года после кончины извлекают из могилы, омывают и складывают в особых усыпальницах. Если тело усопшего не разложилось, то его вновь закапывают в могилу и усугубляют молитву о упокоении почившего. ].
///////////////
Зачем Бог попускает диаволу нас искушать - Глава вторая. О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку - Часть первая. О грехе и диаволе - С болью и любовью о современном человеке - Слова. Том I - Блаженной памяти старец Паисий Святогорец
Старец Паисий Святогорец
Часть первая. О грехе и диаволе
Глава вторая. О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку
Зачем Бог попускает диаволу нас искушать

— Геронда, зачем Бог попускает диаволу нас искушать?
— Затем, чтобы отобрать Своих детей. "Делай, диавол, все, что хочешь", — говорит Бог. Ведь что бы ни делал диавол — в итоге он все равно обломает себе зубы о краеугольный камень — Христа. И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень, то нам ничего не страшно.
Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.
Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он — Бог. И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, [на веки вечные] отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши — не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы — святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека, ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему. Но так или иначе, лукавый делает нам добро — помогает нам освятиться. Ради этого Бог его и терпит.
Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные — которые, не желая этого, делают нам зло, — готовят нам воздаяние. "Не будь искушений, — никто бы не спасся" [1], — говорит один Авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет — он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.
  1. ^
Вам необходимо войти для комментирования