Несколько интересных случаев из жизни свят. Игнатия (Брянчанинова )

Опубликовал Просто Оксана в дневнике По пути из крестильного чана.... Просмотры: 1820

Эти две злободневные записи из жизни свят. Игнатия я уже размещала в других местах. Но пока не определилась с площадкой для хранения подобных материалов, решила разместить здесь, уже в одной теме.

Итак, запись первая, о политических замыслах и греховных помыслах.

В репринтном издании "Аскетических опытов", осуществленных Сретенским монастырем с издания 1904 года, имеется жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова.

Говорят, что это жизнеописание было опубликовано в очень "сокращенном и отредактированном цензурой виде", однако даже цензура тех времен не посчитала нужным удалить вот это:

"...будучи монахом по душе и, еще на 16 году жизни испытав благодатное действие молитвы, набожный сей юноша не мог довольствоваться установленным в училище обычаем — только однажды в год приступать к таинствам исповеди и Св. Причастия, а нуждался в более учащенном подкреплении себя этою духовною пищею, почему для удовлетворения своего желания он обратился к законоучителю и духовнику училища.
Такое необычайное среди юношества явление вызвало удивление духовника, особенно, когда исповедающийся сказал, что "борим множеством греховных помыслов". Не делая различия между "греховными помыслами" и "политическими замыслами", о. протоиерей счел своею обязанностию довести об этом обстоятельстве сведения училищного начальства. Начальник училища генерал-лейтенант граф Сиверс подверг обвиняемого юношу формальному допросу о значении помыслов, им самим признанных "греховными". Немецкое начальство, не уяснив себе значения этого выражения, за Брянчаниновым стало следить. Неосмотрительность духовника повергла Брянчанинова в тяжкую ответственность перед своим начальством и довела до болезненного состояния; он принужден был избрать себе другого духовника".

А вот как описывается этот случай в полном, вышедшем сравнительно недавно, жизнеописании, составленном по тем же материалам, но уже без влияния дореволюционной цензуры:

"Будучи монахом по душе и еще на 16-м году жизни испытав благодатное действие молитвы, он, однако, не имел видимой причины прибегать для исповеди к монашескому лицу, потому что еще не сознавал вполне особенности своего духовного состояния, по которому полная откровенность перед мирским духовным лицом, скорее, могла повредить, чем принести пользу. Опыт научил его этой истине.

Набожный юноша не довольствовался годичным приступанием к таинству Св. Причащения, а нуждался в более учащенном подкреплении себя этой духовной пищей, почему для удовлетворения своего желания он обратился к законоучителю училища, протоиерею, настоятелю церкви Инженерного замка — Алексию Ивановичу Малову — воспитаннику С.-Петербургской Духовной академии и магистру богословия. Неудачный выбор этот имел самые скорбные последствия. Исповедающийся сказал духовнику, что он борим множеством греховных помыслов. Духовник, поняв исповедь по-своему, заподозрил воспитанника в преступных политических замыслах и счел себя обязанным довести об этом до сведения начальника училища генерал-лейтенанта графа Сиверса. Лютеранин по вере, граф вместе с инспектором училища генерал-майором бароном Эльснером, совершенно не понимавшим русского языка, призвав Брянчанинова, подверг его строгому допросу: в чем именно заключаются его замыслы, которые он сам признал преступными или греховными. Немалого труда стоило разъяснить немцам-лютеранам различие между преступными замыслами и греховными помыслами, но аскетические понятия не были вразумительны для лютеран, и тень подозрения была наброшена на юношу-подвижника. За Брянчаниновым стали следить. Неудачный выбор духовника имел крайне неблагоприятные последствия: юноша заболел, по словам о. Михаила Чихачева, никогда уже после этого не оправлялся".

А вот вторая запись.

Во Христе сапер. Об особенностях антицерковного троллинга в России 19 века
К столкновению А. И. Герцена и преосвященного Игнатия [Брянчанинова]

На днях... мне попала в руки библиографическая редкость: полемика святителя Игнатия Брянчанинова с Герценом. Впрочем, по какой-то невнятной придури последний предпочитал именовать себя Искандером. Составители полного собрания сочинений в попытке хоть немного прикрыть срам «классика», не включили опубликованный в «Колоколе» пасквиль под своеобычным названием «Во Христе сапер Игнатий». «Мы никогда не имели большого доверия к архиереям из саперов, — раскатисто начинает лондонский страдалец. — Нам всегда казалось, что люди, наводящие понтоны на временные реки, — скверные понтифексы, когда речь идет о вечных понтонах, по которым души должны подниматься в райские селения».

Чем-то неизбытым, из сегодняшнего дня, повеяло от этих исполненных самодовольства ернических строк. Хлестко, а смысла — никакого, никакого вообще. Какие были раньше «архиереи из саперов»? Чем, собственно, не годятся саперы для духовного поприща? Причем тут латинское слово «понтифекс»? Да это же настоящий «троллинг», таких Искандеров и сегодня на каждом блоге — десятки. Берется какой-нибудь факт, максима, событие — и вдруг провозглашается смешным, ну вот «прикалывает» наших постмодернистов то любовь к отеческим гробам, то подставление другой щеки. В силу заданной нелепости ситуации полемизировать тут довольно сложно...

В чем же смысл цитируемого выше извержения? К Герцену, видимо случайно, попал в руки внутриепархиальный документ, мало кем, естественно, прочтенный вне ставропольских пределов. Что есть зело удачно. Искандер будирует, иронизирует, громокипит о том, что такой сякой «понтифекс» препятствует отмене крепостного права, прямо-таки жизнь сделается ему немила, ежели господа перестанут сечь крестьян и насиловать крестьянок. (Последнее, конечно, для монаха особенно существенно.)

Как писано у Михаила Булгакова, самое интересное в этом вранье то, что вранье от первого до последнего слова.

Это из статьи Елены Чудиновой. А вот сама история:

В расширенном виде - http://www.booksite.ru/fulltext/Polnoe_sobranie_sochinenii/Arhi_Vozzvania/index.htm

http://www.bogoslov.ru/bv/text/175111/index.html - в сокращенном виде, но зато на сайте журнала "Богословский весник", где можно еще много чего интересного откопать.​

И напоследок - меткая фраза:

"В самосознании духовно гениальной личности заключена разгадка его особливости, одиночества и неприступности для понимания. Здесь же причина бесплодности поиска им старцев: их нет, потому что души созвучной, конгениальной и в то же время являющей желательное в наставнике неоспоримое превосходство, и впрямь не обретается".
Вам необходимо войти для комментирования