Отрывок из проповеди архимандрита Кронида на тему «Как спастись» в 30-ю неделю по Пятидесятнице.

Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 697

…Вот какими подвигами спасались святые. Спасаясь так сами, они и нам оставили пример для подражания.

Итак, по примеру их будем смиренны, трудолюбивы, богобоязненны, терпеливы, но наипаче позаботимся о любви. Мы видим, в чем выразилась любовь преподобного Феофана. Он скорбел наипаче о впадавших в грехи плотские. И вот одну [душу] спас от этого греха. Будем и мы со своей стороны всех убеждать, склонять жить в чистоте и целомудрии. Сколько ныне незаконно живущих открыто, со спокойной совестью! Убеждайте, умоляйте таковых оставить подобный образ жизни. Сколько ныне увеселительных заведений, которые не что иное, как сети для молодых людей! Как не пожелать, чтобы менее было желающих открывать и содержать подобные заведения и таким способом приобретать средства к жизни! Горе соблазнителям! Страшный ответ придется им дать пред Господом на суде Его. Не вовлекать таким и иным способом мы должны: ближнего в грех, не содействовать ему в его худых намерениях, а отклонять от всего худого, умолять, слезно удерживать, подобно тому как удерживаем того, кто бы захотел броситься в воду или огонь. Страшна смерть тела, но еще страшнее смерть духовная. Наипаче будем собственным примером учить всех добру, любви, целомудрию и другим добродетелям христианским.

Весьма редкие ныне избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то Он изрек святейшими Своими устами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына царева не в брачной одежде: «Мнози бо суть звани, мало же избранных» (Мф. 22, 14). Мы, грешные, когда и придет маленькое желание спастись, принимаемся за оное опять же не так, как приказывает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не волю Божию, но свою и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких; мало таких, которые бы украшались молчанием уст, а не велеречием, кои угощали бы странников, с любовью ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах... То есть мало таких, кои обращали бы свое внимание на более важные и необходимые добродетели... Нигде прямо не сказано в Священном Писании, что для спасения души необходимо носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги. Между тем были и есть подвижники, носящие вериги. Но, чтобы достигнуть сей меры духовного возраста, необходимо возрастить в себе дух глубокого смирения, о котором апостол сказал: «Гоними, терпим; хулими, утешаемся (1 Кор. 4, 12-13), то есть мы должны всякую скорбь, всякое поношение и несчастье переносить с упованием на милосердие Божие; тогда и подвиг ношения вериг будет спасителен для нашей души. Но бывает и так, что человек вступает в подвиг, но духа смирения в себе не воспитал. Он и постится, и молится часто, такие люди и вериги носят, но малейшего оскорбления перенести не могут, возмущаются, готовы мстить своему оскорбителю. Такое устроение души показывает, что подобный подвижник, не могущий перенести оскорбления от брата своего, стоит на ложном пути. Опытные в духовных подвигах старцы, прежде чем дать разрешение носить вериги, тщательно проверяли, испытывали смирение подвижника и его терпение. В Оптиной пустыни при жизни известного, всеми уважаемого старца отца Макария был следующий случай. Однажды приходит к нему инок и просит разрешения надеть и носить вериги. Старец, благосклонно выслушав желание инока, сказал ему: «Хорошо, завтра иди к монастырскому кузнецу и попроси его сковать для тебя вериги». Инок смиренно кланяется старцу и уходит. Вслед за уходом инока старец зовет к себе монастырского кузнеца и говорит ему: «Завтра придет к тебе монах такой-то и будет просить тебя сковать ему по моему благословению вериги, ты выслушай его и сделай вид недоверчивый к его подвигам, ударь его в щеку и скажи: "Нерадивый монах! Прежде чем вериги носить, научись смирению!"» Кузнец, выполняя приказание старца, ударил пришедшего к нему за веригами инока по щеке, но тот, вместо [того, чтобы по] заповеди Спасителя подставить другую щеку для удара, ударил кузнеца взаимно. Тогда старец, наблюдавший за этой сценой, неожиданно вышел из скрытого места и сказал испытываемому иноку: «Чадо! Ты стремишься к высшим подвигам, но ты не достиг еще в меру духовного возраста ношения вериг, сердце твое еще не в силах перенести обиды брата твоего, не в силах, значит, поднять и такого подвига, как ношение вериг. Научись прежде переносить обиды с любовью ради Христа и полюбить врага своего. Господь в Евангелии говорит ясно, что именно за неимение любви к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за перенесение обид ради любви ко Христу и ближнему своему и за исполнение заповедей Господних будут оправданы». Сознал инок грех свой гордости, поклонился старцу до земли и возвратился в келлию свою, плача о своем недостойном поступке и о том, что он не стяжал еще духа смирения и не соблюл заповеди Господней. Ему ясно стало, что он был слишком самонадеян и горд. Так как [и] диавол по гордости вышел из послушания воле Божией и за гордость же был низвержен с неба, инок уразумел, что этот грех есть самый противный Богу, как главный грех диавола — врага Божия и губителя душ человеческих. Ужаснулся инок своего заблуждения, плача и благодаря Бога, что по Его великой милости чрез старца ему были открыты духовные очи на состояние его души, и смирился. Из сего следует заключить, что если диаволу особенно любезна гордость, то, конечно, особенно невыносимо смирение. Да, братия и сестры христиане, смирения не терпит диавол, и обладающие этой добродетелью посрамляют его и далеко гонят от себя и от других прочь.

Некоторый вельможа, живший в Египте, имел дочь, в которую вошел лютый бес и страшно мучил ее. Бедный отец, не зная, что предпринять, обратился за советом к одному из любимых им монахов, и тот предложил ему следующее. «Дочь твою, — сказал он, — не знаю, кто может исцелить, кроме одних известных мне отшельников. Но едва ли они возьмутся за это дело, ибо паче всего не терпят славы мирской. Впрочем, я советую тебе вот что: когда они придут на торг продать рукоделие, ты его купи у них, а деньги отдай не иначе как в доме. Войдя к тебе, они, конечно, сотворят молитву, и я уверен, что тогда же бес оставит твою дочь». Как инок сказал, так отец и поступил. Встретив на торгу одного из учеников преподобного Макария, продававшего корзины, вельможа купил их у него, а за деньгами попросил войти к себе в дом. Инок согласился и едва только вошел к вельможе, как бесноватая бросилась на него и ударила в щеку. Святой нисколько не смутился и по заповеди обратил другую. Тогда демон вскричал: «О горе! Смирение его гонит меня». И тут же вышел.

Видя, сколь страшный бич для диавола есть исполнение заповеди Божией и смирение, и держитесь его, братия. Чрез сие вы избежите и всех стрел вражиих, на всех нас льстивно движимых, и Богу угодите.

Но как горько видеть людей, которые забывают, что без смирения спастись невозможно и что смиренной душе дается благодать! Однако, к сожалению, как много и ныне людей, которые мнят о себе нечто и стремятся быть самовольными непризванными учителями и проповедниками, и часто — о, как часто! — такие люди пленяются гордостью ума своего, кичась и превозносясь в глубине души сим самовольным подвигом, чрез что пленяются самомнением, начинают слово Божие толковать не по учению Святой Православной Церкви, но по своему разумению, сами в гордости духовной слепнут и погибают и всех своих последователей с собой в бездну адскую ввергают. Отсюда и сектантство, и раскол. Други мои! Как надо нам быть осторожными, особенно в наше время, когда со всех сторон окружают чад Православной Церкви враги и злые волки! Это разновидные сектанты и братцы, которые, думая о себе, что они якобы спасают от пьянства, дерзают употреблять помазание маслом перстом своим во знамение исцеления немощствующих и кощунственно благословляют иерейским благословением.

По сему поводу не однажды мне приходилось слышать от богомольцев храма такие вопросы: «Батюшка, как смотреть на такие действия братцев?» Скажу вам слова Господа о таковых. Он говорит: «Мнози ре-кут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене, делающий беззаконие» (Мф. 7, 22-23). Из сего, братия мои, вы [ясно] видите, что даже пророк и чудотворец изгоняются от лица Господня за то, что они не полагают в основу своих подвигов смирения, но самовольно, без благословения Церкви, возлагают на себя знамение святого креста поверх своей одежды и с самонадеянностью приступают к делам, не принадлежащим им, чрез что, то есть их самоволие, ясно видна их внутренняя гордость, и тем оскорбляется ими Святой Дух.

Чтобы вы могли яснее представить себе смирение святых Божиих и видеть истинный путь спасения и [то], как великие подвижники не только не искали славы людской, но употребляли все средства, чтобы избежать ее, расскажу следующую повесть.

Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою1 в страну Египетскую. Дорогой больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная смирение последнего, что святой угодник Божий не согласится на его просьбу воскресить сына, простолюдин не стал просить открыто у него помощи, а, вошедши с мертвецом на руках, сделал поклонение святому и при поклоне положил мертвого сына к ногам старца, [а сам вышел]. Не ведая, что пред ним лежит мертвец, и думая, что поклонившийся не хочет встать, преподобный Сисой сказал умершему: «Встань и иди вон». И мертвый ожил, встал и вышел навстречу удивленному своему отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с его сыном на пути и как он мертвого принес к преподобному. И опечалился святой старец, услыша это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся до смерти своей.

Другой случай. В скит, где жил преподобный Виссарион, пришел бесноватый. Братия сотворили о нем молитву в церкви, но демон не выходил. Тогда иноки стали рассуждать, что делать: «Никто не выгонит этого беса, кроме отца Виссариона, но как просить его об этом? Станем просить, он не пойдет по смирению в церковь? Разве вот что сделаем: приведем завтра бесноватого раньше всех в церковь и посадим на месте преподобного. И когда авва взойдет, скажем ему: "Разбуди брата, отче!"» Так и сделали. И когда Виссарион, вошедши в церковь, стал на молитву, иноки сказали ему: «Разбуди брата, отче!» И преподобный сказал бесноватому: «Встань и иди отсюда». И бес тотчас же оставил человека.

1Память прп. Сисоя Великого (f429) (ученика прп. Антония Великого) празднуется 6/19 июля.

Итак, вот каково достоинство смирения. Чем более кто упражняется в нем, тем он ближе становится к Богу и тем более получает от Него благодатных даров. И в этих благодатных дарах Господь на земле дает ему предвкушать неизреченные блага вечного блаженства. Да, смирение есть первая ступень на небо к Богу, верный путь к славе, надежное орудие к воспринятию благодати. И оно не только, как мы сейчас видели, чрез святых чудеса творит, но и великих грешников приводит к Богу и чудотворцами делает. В этом бесчисленным множеством примеров нас убеждают жития святых. Будем же постоянно помнить, что на пути к небу нам прежде всего необходима добродетель эта — смирения, состоящая в глубоком сознании своего недостоинства пред Богом и в благоговейной преданности воле Его. Блажени нищий духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3).

Святые отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, а когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали, аще в теле суть или вне тела, не ощущая его потребностей. И каково было при том их смиренномудрие и смирение — не поддается описанию, когда и, достигнув совершенного бесстрастия, они чрез непрерывное понуждение себя к добродетелям все еще почитали себя страстными и недостойными пред Богом, не преставая подозревать в себе сей недостаток, продолжали удручать тело свое подвигами. По сей-то причине и муж, в себе Христа имевший, говорил: «Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимъ буду» (1 Кор. 9, 27).

Сими словами никак не намерен я сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны, но желаю только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые отцы похваляют, называя ее «царским путем». И притом хочу обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братия, врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и ... гонящих вас (Мф. 5, 44); побеждайте благим злое (Рим. 12, 21) (т.е. смирением) по заповеди: ударившему тебя в ланиту обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: «Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: «От плод их (т.е. от дел их) познаете их» (Мф. 7, 16). А так как за исполнением заповедей, а иногда и прежде иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспомнить совет евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, то есть из своего ума, гордость, от коей происходит осуждение других. И тогда, излечившись от своей немощи, возможешь вынуть искусно сучец из ока ближнего (Мф. 7, 5), то есть случайное его поползновение, и большей частью в то время, когда нас попросят о том. А если, непросимый, осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно1, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения отпустит и им Бог собственные их грехи (Мф. 6, 14). Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но Царствия Божия, и остальное (т.е. нужное и потребное) все приложится вам. Возлюбите искушения, ибо блажени поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие креста своего, то есть терпения и благодарения за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» (Лк. 18, 13). А когда исполнишь оную, скажи себе: «Я раб неключимый и сотворил только повеленное» (Лк. 17, 10). Милосердный же Господь, милуя нашу немощь, успокоит нас в Своем Царствии, когда будем нудиться ко благому, и оправдает на Страшном Судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (т.е. желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (униженные и смиренные духом) — первыми (Мф. 19, 30). Аминь.

Примечание: священномученик Кронид был настоятелем-игуменом Троицко-Сергиевской Лавры и расстрелян как «враг народа» 10 декабря 1937 года на полигоне НКВД в подмосковном лесопарке Южное Бутово. Отрывок взят из книги издания Свято-Троицкой Сергиевской Лавры 2004 года: Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) «Беседы, Проповеди, Рассказы».
Вам необходимо войти для комментирования