Отступление и искушения: Притча о винограднике Господнем

Опубликовал Калерия в дневнике Дневник Калерия. Просмотры: 1314

Протоиерей Алексий
Тринадцатая Неделя 22.09.13. Проповедь


храм Всецарицы Донецк​

В 13-ю неделю по Пятидесятнице в церкви читается конец 21 главы Евангелия от Матфея, где содержится притча о Господнем винограднике.

У этой притчи есть несколько значений. О том, как она открывает нам законы жизни народов, мы уже говорили.
Но в этой притче есть нравственное наставление для каждого человека.

Хозяин дома – это Бог, Который сотворил нас.
Виноградник – это наша душа и наше тело со всеми их свойствами, силами и частями.
Библия повествует нам о великой славе нашего тела и души: в них образ и подобие Божие. Само Слово Божие оделось в них. С момента Рождества Христова нет в мире ничего более славного, чем человек.
Виноградари – это мы. Виноградник – это наш ум, сердце и тело. Ограда – это заповеди Евангелия и писания святых отцов, в которых описывается ход нормальной человеческой жизни. Ограда для ума – это догматы.
Точило – это Таинства, и в первую очередь, Причастие.
Башня – это молитва в глубине нашего ума, которая совершается в храме и дома. В узком смысле «башня» – это храм и земная Церковь, которая состоит из иерархии и множества людей.
Все, что подал нам Бог в сотворении, нужно нам для рождения плодов Духа Святого: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания.
Мы их растим в своем уме, сердце и теле, когда следуем правилам святых отцов.
Плоды – это плоды Духа Святого «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

Если мы ходим в храм, причащаемся, читаем молитвы, постимся, читаем Библию и отцов – мы хорошо делаем. Мы – виноградари, которые с любовью хранят свою ограду, точило и башню.
Наоборот, те, кто пренебрегают таинствами, чтением, молитвою – находятся в опасности. Они отказываются от ограды и всего необходимого. Без ограды злые звери, демоны, расхищают наши плоды прежде, чем они созреют. Без точила и башни (то есть без таинств и молитвы) виноград духовный портится, в нем заводятся черви и гниль.
Этим самым притча наставляет нас на бережное отношение к преданию о благочестии и евангельской праведности.

Кто же такие слуги Христовы, которые идут к нам за плодами?
Эти слуги составляют воинство из трех полков: люди, ангелы и действия Божия Промысла.
Где бы мы не находились, нас всегда окружают люди: в семье, на работе, в транспорте. Они стучат к нам в двери тела, ума и сердца. Отдавать свои плоды нашему Господу значит всегда обращаться с ними с любовью, радостью, долготерпением, кротостью, миром, добротой. При этом делать все нужно и телом внешне, и умом в глубине души, и в сердце, то есть в настроении.

Ангелы вокруг нас бывают двух видов: добрые и злые. Добрые ангелы очищают нашу совесть. Злые возбуждают помыслы и страсти. Демоны так же приходят к нам по тайне домостроительства Божия. И здесь мы можем поступить по любви к Богу и ближним, когда демоны начнут нас учить злобе на ближнего; по радости, когда нас начнут учить печали, тоске, страхам, ропоту и отчаянию; по миру, когда нас начнут учить ссорам; долготерпению, когда нас будут учить злобе; по вере, когда будут вносить в наш ум сомнение. И наоборот, внимание к внушениям ангелов – это следование «любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5)
Действия Божиего Промысла – это болезни и здоровье, удачи и беды, богатство и бедность, высокое положение в обществе и унижение. Каждый из этих слуг Божиих ищет у нас драгоценного винограда: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал.5:22,23).

Последнее, самое удивительное и страшное посещение - Сам Христос, Который приходит к нам в Таинстве Причащения. Страх Божий, вера, любовь, мир, покаяние, помыслы благоразумного разбойника, мытаря и блудного сына – вот то, что Христос ищет у нас тогда, когда приходит к нам.

Если мы, ходя в храм и живя церковной жизнью, остаемся злыми: не умеем быть милостивыми во время богатства, не умеем быть благодарными во время мира, не умеем помогать больным и трудиться на благо ближнего, когда здоровы, не умеем слушаться увещаний нашей совести, не умеем прощать грехи и немощи неразумных людей, не умеем противиться демонам, когда они придут соблазнять нас, не умеем со смирением принимать скорби – то мы виноградари, которые не приносят плода.

Слуги христовы, как инструмент в руках Скульптора, а человек – кусок камня. Невидимый Скульптор отсекает от нас все не нужное, придавая нам первозданный вид.

Но рабы Христовы (болезни и испытания, страсти и демоны) не только приходят нас испытать, они приходят нас учить.
Бог нас испытывает не потому, что нас не знает. Он нас знает еще прежде нашего сотворения. Когда к нам приходят испытания – не Бог узнает, каковы мы, а мы сами узнаем о себе – что мы собой представляем. Искушающий (испытующий) в искушении – сам человек, а не Бог!
Это первое наше благо – познать себя. Источник этого блага – Бог. Например, человек верит в Бога, ходит в храм. Когда в жизнь такого человека приходит беда – тогда он по своему ропоту и отчаянию может познать качество своей веры. Вместо веры в нашей душе может обнаружиться ехидна, если станет очевидным, что вместо веры в Бога было только тщеславие, которое высоко мнило о себе, и ожидало для себя многих и богатых милостей, которые он, якобы заслужил. Ехидна становится заметной, и если человек имеет остатки совести, он может измениться и из сына ехидны стать сыном Божиим.
Или другой случай:
Человек совершает множество дел милосердия (помогает трудами и деньгами). И вот, наконец, вместо благодарности, он видит от облагодетельствованного человека черную неблагодарность. Если человек совершал добрые дела из милосердия, тогда он радуется. Ведь неблагодарность и укоризна за доброе дело – лучший признак того, что Бог принимает это добро, что Бог нашу жертву «осолил». Если же доброе дело совершилось из гнилого тщеславия, тогда ощущается обида на неблагодарного человека. Это вскрывает духовную гниль в души.

Нам бы благодарить Бога за то, что Он прежде нашей смерти открывает нам нашу духовную нищету и гнилость, потому что после смерти такая гнилость превратится, если мы ее сейчас не вылечим, в огонь геенны. Мы благодарим врачей за рентген, и другие исследования, которые позволяют заглянуть вглубь нашего тела, а на Бога, Который, благодаря нашим искушениям, позволяет заглянуть вглубь нашей души – ропщем.

Если человек десятилетия ходит в храм, все знает, все читает, регулярно причащается, но остается сварливым, злым, всем не довольным, - то ему не стоит хвалиться церковным стажем, а надлежит плакать – что за столько лет остается смоковницей покрытой только листьями.
Чтобы достичь высот, не обязательно много читать: надо всегда быстро реагировать на призыв Божий, через Его рабов.
В этом да не будем беспечны, потому что смоковница без плодов посекается, виноградник отбирается, и злые виноградари изгоняются от лица Господня во тьму внешнюю, в ад душевный, предаются страстям, лишаются духовной сладости.
Да не будем этого с нами, да принесем Богу не только свои труды, но и плоды. Аминь.
Тамара нравится это.
Вам необходимо войти для комментирования