Поездка в Корнилие-Палеостровский монастырь

Опубликовал Фотиния в дневнике Дневник Фотиния. Просмотры: 1847

Расположение монастыря — островное, в Повенецком заливе Онежского озера, в 6 км на север от села Толвуя, в котором в начале XVII века находилась в ссылке инокиня Марфа, мать царя Михаила Федоровича.

Мы выехали из Петрозаводска в 9 утра небольшой группой 14 человек, включая водителя, которого зовут Ной.
Путь наш проходил сначала по трассе Петрозаводск – Медвежьегорск, поэтому мы заехали в урочище Сандармох в 12-ти км от Медвежьегорска, где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937—1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей. Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв сталинских репрессий. Преимущественно, это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.
Мы отслужили литию в часовне на урочище и прошли по кладбищу по специальным тропинкам. Всё время преследовало чувство, что в этом сосновом бору зыбкая почва, словно не все тела мучеников еще были найдены и вопиют из-под земли.
Наш водитель, грузин по национальности, был потрясен увиденным не меньше других паломников. Его диаспора собирала незадолго до этого деньги на памятник в Сандармохе, но он сам впервые оказался в этом страшном месте.
В 2004 году в память о расстрелянных там украинцах был воздвигнут гранитный казацкий крест «Убиенным сынам Украины». В этом году там уже побывали представители украинской диаспоры в Карелии: крест увит свежими полотенцами и обложен венками с сине-жёлтыми цветами.
[​IMG]
[​IMG] [​IMG]
После посещения урочища мы вернулись в Медвежьегорск, где в храме пророка Илии служил наш Владыка. Мы успели на проповедь, в которой Владыка повествовал о необходимости защиты от врага со щитом веры, шлемом от промывки мозгов и мечом (т.е. словом Божиим). Мы благословились у Владыки Константина на поездку, обещав молиться о нём. А он, в свою очередь, обещал молиться за нас на следующий день в Кондопоге.

Далее мы поехали в Толвую по трассе Медвежьегорск – Великая Губа и заехали на источник. Источник "Царицын ключ" находится слева (по направлению на Великую Губу) от дороги, на 35 километре, после Толвуи. С ключом и с находящейся недалеко от него деревней Толвуя связана очень интересная история.
Борис Годунов, пришедший к власти в 1598 году, и не принадлежавший к династии Рюриковичей, сильно опасался за свою власть и стремился любым способом удалить всех возможных претендентов на престол. Боярин Федор Никитич Романов в глазах Годунова был наиболее опасным из претендентов на царскую корону, поскольку являлся родным братом Анастасии Романовой, одной из жен Ивана Грозного. Федор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь (в 150 км от Архангельска) и там пострижен в монашество под именем Филарета. Сын его Михаил - будущий первый царь из рода Романовых - с маленькой сестрой были сосланы на Белоозеро. Супругу Федора Никитича, Ксению Ивановну, насильно постригли в монахини под именем Марфы и сослали в Заонежье, в Толвуйский погост.

Терем опальной боярыни стоял на возвышенном месте, вид из окон открывался на Онего, белое зимой, а летом видны были зеленые леса Палеострова. Тридцатилетняя инокиня Марфа Ивановна болела, а "пищевое довольствие" поначалу было очень скудным. У инокини Марфы "от совершившихся переживаний началась эпилепсия. Сочувствуя ей, толвуяне и указали ей на близкий к погосту целебный источник.
Инокиню Марфу называли в Толвуе не иначе, как "Царица". До сих пор источник, из которого она брала воду, носит название "Царицын ключ", вода из него действительно обладает очень сильным успокаивающим эффектом.
Надо сказать, что инокиня Марфа не забыла доброго отношения толвуян: после воцарения ее сына помогавшие ей крестьяне были пожалованы деревнями, а "поп Ермолай Герасимов с сыном Исааком" за доброе отношение "дворцовой волосткой в Петровском погосте в Челмужах".

После этого мы поехали к Люсе в старинное село Загубье, которое получило свое название благодаря расположению за губой, образованной разливом Свири при впадении в Ладожское озеро. Загубская губа явилась одним из первых в России мест, где в 20-х годах ХХ века Лесным институтом были начаты работы по массовому кольцеванию птиц. Но мы поехали туда, потому что здесь родился старец Зосима. На месте его избы теперь стоит часовня, в которой мы отслужили молебен, а Люся пропела нам на заонежском диалекте о Зосимушке Соловецком. Но сначала она накормила нас горячей картошкой и горячими калитками прямо из печи.

От Загубья (ударение на первый слог) мы отправились на место своей ночёвки в 4 км от этого села в деревню Лебещино. И там нас тоже ждала удивительная заонежская семья, Антонина с Феликсом, которые не только кормили нас и дали ночлег, но и стали очень дороги нам сердечным своим отношением.
С 8 до 10 утра Феликс отвёз нас в два приема на остров Палей, где находится монастырь, первую партию. Плыли мы около 40 минут по тихому не по-осеннему Онежскому озеру.
Название острова связано с вылавливаемой здесь рыбой — палией. О палии среди рыбаков Заонежья бытовала следующая легенда. Когда Христос и апостолы собрались на Вечерю, у них было белое вино, белый хлеб и белая рыба. Христос, притрагиваясь к ним, сказал: «Да приобщатся они крови моей невинной!» С тех пор и вино, и палья, и хлеб «порудли», то есть покраснели.
Основатель монастыря — валаамский монах Корнилий. По преданию, был родом из Пскова, долго странствовал по монастырям и пустыням в Поморье, прежде чем основал иноческое житие на острове Палей в северной части Онежского озера. Жил в пещере-келье, измождая тело веригами, весом более пуда. Уже при жизни Корнилия на острове стали строится храм и церкви.
Главная святыня монастыря — мощи прп. Корнилия, покоящиеся под спудом в соборном храме Рождества Богоматери.
В 1928 году монастырь был разрушен, храм Рождества Богородицы официально закрыт. На острове была создана колония для малолетних преступников. В годы Великой Отечественной войны, в период финской оккупации отдельных территорий Карелии, финским офицером был сделан снимок церкви Рождества без купола. В настоящее время этой церкви нет. Но построена деревянная церковь Рождества Богоматери.
В монастыре подвизаются в настоящее время 8 насельников (игумен, два иеромонаха, два инока, послушник, трудники).
Рождество Божией Матери мы и праздновали вместе с братией монастыря и с заонежскими жителями, приплывшими на Литургию из разных сёл, в том числе и из моего родного Великогубского прихода.
Потом мы сходили на берег, где находится пещерка Корнилия и оттуда увидели неисчерпаемую красоту Заонежья, ощутив непередаваемые чувства любви и боли за свой родной край… И всё время стояла непривычная для наших северных мест тихая солнечная погода.

Приехал Феликс и мы опять оказались за гостеприимным столом Антонины, которая в этот раз накормила нас ухой из сигов и окуней и приспущенной ряпушкой.
Антонине и Феликсу - далеко за 60, но они занимаются фермерским хозяйством, несмотря на то, что их 4 раза жгли.
Они переехали в село из Петрозаводска в 90-е, когда у Феликса отказали ноги и никакие операции не помогали. На родине он начал восстанавливаться и ходить после установки аппарата. Особенно хорошо он чувствует себя после посещения монастыря и совместной молитвы с отцом Михеем. Феликс все рейсы стоял за рулём, т.к. все места были заняты. И мы ещё раз убедились в щедрости и уникальности заонежан…
Мы не спешили уезжать из гостеприимного дома Феликса и Антонины. И лишь к 9 вечера вернулись в Петрозаводск, который встретил нас ливневым дождем. Бабье лето закончилось. Но в наших сердцах памятным сокровищем хранится теперь частичка заонежского рая.
[​IMG]
[​IMG] [​IMG]
Сергей и Zoya нравится это.
Вам необходимо войти для комментирования