Псалом 90, его особенности

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Кристина, 4 фев 2010.

  1.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Подскажите, пожалуйста, почему псалом 90 считается особенным?
    Я слышала, что основная его суть - Если Бог за нас, кто против нас?” Так ли это?
     
  2.  
    Василий
    Оффлайн

    Василий Пользователь

    Сообщения:
    86
    Симпатии:
    10
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Главная идея и суть псалма 90: надежда на Бога имеет непреодолимую силу. Св. Феодорит говорит: сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима; ибо блаженный Давид написал сей псалом в наставлении людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в нем защитника, спасающего от всех несчастий и зол жизни. Этот псалом пророчески указывает на пришествие Христа, Который является самым близким человеку защитником. Поясним каждый стих псалма.
    1. Кто имеет подаваемую Богом помощь, тот будет сохранен под покровом Божиим. Под помощью же Божиею надобно разуметь, по словам св. Афанасия. закон божественных заповедей, данный Господом людям в помощь против демонов и других несчастий.
    2. Имея большую твердую веру, человек говорит Господу: "прибежище мое и защита моя; Бог мой, только на Тебя я уповаю и надеюсь".
    3. Бог избавит "от сети повчи" - внезапного физического нападения на тело или демонического нападения в виде неожиданного появления похоти либо другой греховной страсти. Избавит также "от словесе мятежна" - клеветы, производящей мятеж в душе оклеветанного.
    4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. То есть Господь защитит тебя с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детей, где они чувствуют себя в полной безопасности. Это потому, что "истина Его" будет охранным орудием для тебя. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен.
    5, 6. Ты, человек живущий в помощи Бога, не убоишься страха, случающегося ночью от демонов, или от людей (воров, разбойников, поджигателей домов); не убоишься стрел и выстрелов, поражающих тело; не убоишься умственных стрел, которыми поражают демоны и страсти. "Вещи, во тьме преходящие", - блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное; а "бес полуденный" - демон лености и беспечности, разлагающий людей в полуденном отдыхе соблазнами гнусных и плотских помыслов.
    7. Падут слева от тебя тысячи стрел и десять тысяч стрел справа от тебя, но тебе не повредят. Тысяча слева - это прямое соблазнение ко грехам; десять тысяч справа - это нападение демонов с целью противодействия нашим праведным богоугодным делам. Данный стих имеет многочисленные подтверждения в библейской истории (яркий пример - победа царя Изекии в войне с напавшими ассириянами, имевшими намного превосходящие силы), а также в настоящее время.
    8. При Божией помощи будешь видеть своими очами возмездие нечестивым, кто враждует против тебя.
    9. Потому будет такая сильная защита от Бога, что ты всем сердцем и разумением положился на Бога и избрал Его прибежищем своим.
    10. Поскольку ты сделал Бога прибежищем своим, то "не приидет к тебе зло", т. е. никакое искушение (беда) тебя не поразит. "И рана не приблизится телеси твоему" - все телесное будет защищено и дом твой от пожара и грабежа, и тело от болезни.
    11. Ибо Ангелам Своим заповедает Господь о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. Бог через Ангелов охраняет уповающих на Него.
    12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. Руки Ангелов - суть охраняющей силы - будут поддерживать во время искушений и трудных обстоятельств, чтоб и нога твоя не споткнулась о камень. Под камнем разумеют всякий грех и всякое препятствие добродетели.
    13. Аспид и василиск - роды ядовитых змей (василиск - очковая змея). Человеку, имеющему во всем путеводителя Бога, не страшны ядовитые змеи и крупные хищные звери, они не приносят ему вреда, что подтверждают многочисленные жития святых. В этом стихе под змеями и зверями святые отцы подразумевают также победу вообще над злом. Под аспидом можно разуметь клевету; василиск есть зависть как со стороны кого-то, так и своя личная зависть к кому-то; лев есть жестокость и бесчеловечие. Таковые страсти побеждает праведник и нисколько не получает от них вреда.
    14. Поскольку человек уповает на Бога, то посему Он избавляет его от всякой опасности. Познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, проявляя это достоинство в усердном исполнении заповедей и воли Божией.
    15. Уповающий на Бога воззовет к нему в опасности, и Он услышит, и придет на помощь, и освободит, как помогал многим мучечикам в страданиях. И не только осво6одит, но и прославит в земной и вечной жизни. Конечно, уповающий на Бога не будет просить чего-либо недостойного, противного Божией истине.
    16. В этом стихе имеется ввиду, что уповающего на Бога и стремящегося жить по Его воле Господь награждает вечной жизнью, а также может продлить и земную жизнь за естественные сроки кончины, чему тоже много свидетельств.
    Таким образом, при чтении молитвы "Живый в помощи" Бог слышит каждого и откликается как любящий отец, чтобы помочь своему сыну или дочери. Помощь и защита Господа - это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не действует строго по принципу: "сколько ты Мне, столько Я тебе". Поэтому Господь нередко помогает и многогрешному человеку, имеющему в момент обращения только большую веру и упование на помощь Божию. Помогает в надежде на укрепление веры и любви в последующем.

    А. ОВЧИННИКОВ
    "Православное слово"
    Волгоград http://orthodox.etel.ru/Best/Prop/zhivyi.htm
     
  3.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Добавлю еще и информацию, собранную мной о псалме 90...

    Особенность этого псалма состоит в том, что он имеет несколько значений:
    1. Его читают в ежедневных молитвах
    2. Его читают на Часах перед литургией
    3. Псалом 90 - важная составляющая в составе Последования по исходе души.

    Греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти») пишет:
    «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас?”(Рим. 8, 31)


    Псалом 90 наполнен горячей верой и возвышенностью мыслей, полностью отвечая целям Последования.

    В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов.
    Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

    И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно. Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя.

     
  4.  
    Vjacheslav
    Оффлайн

    Vjacheslav Новичок

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает неизреченную пользу от упования на Бога и неизмеримое обилие благ, таящихся в нём. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов: начальства и властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Ефес.6.12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

    Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
    Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

    говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
    Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

    плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго.
    перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
    Крылами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его - Христос Бог; оружие - Крест Христов. Как птицы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа; всех и вся Он согревает - одних духовно, других - вещественною теплотою. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, - так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадский).

    Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни,
    Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
    Стрелою наименовал какую-то нечистую силу "ангела смерти" (Афанасий).

    от вещи во тме преходящiя, от сряща и беса полуденнаго.
    от язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
    Вещь преходящая во тьме есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная - есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определённые часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих её крепость. Срящ - есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

    Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится;
    Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
    В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией, будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячами злых стрел - ярости и похоти, а с правой (одесную) - тмам, то есть десяткам тысяч; ибо то, что право в нас , к сокрушению того устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но рукою тайною ратует Господь на амалика от рода в род (Исх.17.16). Ибо не перестаёт Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).
     
  5.  
    Vjacheslav
    Оффлайн

    Vjacheslav Новичок

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши.
    только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
    Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и даёт ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

    Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое
    Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
    Дух человека Божьего и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печётся о верном, потому что последнии всецело предался в волю Божию и возложил всё упование на Него: яко ты, Господи, упование мое. За это, - отвечает Пророк верному, - ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

    Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
    не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
    ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
    Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов , которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть (Мал.2.7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

    На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою;
    на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
    Это выражение и диавол применил ко Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор.6.16; Мф.4.7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему; не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой - душу человека (Златоуст,Пелусиот, Афанасий).

    на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя.
    на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
    В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев - тот попирает льва, потому что лев отличается яростью; а кто попирает удовольствия и нечестия - тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство: потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имееть огненные глаза и содержит в глазу яд - как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) - это самый огромнейший змей: проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12.3-4). Давид упомянул этих натболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога, избегли этих неприязненных нападений,живя вместе со зверьми. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей; потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

    Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое.
    "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
    Это уже говорит Бог - показывая плод упования - надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и, пролитый в делании добра пот. Только праведник, яко лев уповает (Притч.28.1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздаёт ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? - Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума, и кто должным образом Ему покорен; а не тот,кто по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

    Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прославлю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.
    Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
    Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим Защитником в брани против врагов. Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушным и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О, слова преисполненные любви! О, слова вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает Святыми Тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадский).
     
Загрузка...