Великомученик, целитель и покровитель Пантелеимон.

Тема в разделе "Православные праздники, святыни", создана пользователем Сергей, 9 авг 2013.

  1.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Сегодня память великомученика и целителя Пантелеимона.

    Великомученик и целитель Пантелеимон († 305) родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284–305), который захотел видеть его при своем дворе.
    В то же время в Никомидии тайно проживали будущие священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
    Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
    После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
    После смерти отца Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к Пантелеимону.
    Из зависти врачи донесли императору, что Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
    Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
    В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены.
    По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
    Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
    Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами. Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
    Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому міру: честная глава его находится ныне в русском монастыре во имя великомученика Пантелеимона на Афоне.
    Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 г. при Гангаузе, в 1720 г. при Гренгаме).
    Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, – Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя.
    У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
    Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    "Святый великомученник и целитель Пантелеимон, помоги нам"
    Каждый день в утренних и вечерних молитвах читаю и эту.
    Спасибо Господи, что у нас есть такие святые!
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мои комментарии на житие (материал школьной лекции для взрослых) №1

    В житии святого Пантелеимона много поучительного.
    Пантелеимон родился в семье богатого никомидийского язычника и матери христианки. Мать Пантелиомона умерла тогда, когда он был еще младенцем, поэтому Пантелеимон был воспитан в язычестве.
    Но что представляет собой язычество Пантелеимона до крещения? О нем говорит апостол Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15). Пантолеон, так звали Пантелеимона в язычестве, хранил то целомудрие, которое было в языческой религии. Всю добрую нравственность, которая была у эллинов, Пантолеон нашел в своей семье и в своем окружении. Эта нравственность была остатком того света, который был в людях со дня сотворения, и о котором говорить Евангелие: «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5). Остатки этого света называются совестью, и присутствует во всех людях всех народов и религий. Это называется ветхой праведностью.
    Такая ветхая праведность доступна язычникам, иудеям и мусульманам. Хранение этой праведности является для нас, православных христиан, обязательной. О ней говорит Господь: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»
    (Матф.5:20). Мы видим, как эта ветхая праведность или языческая доброта способствовала благородству души Пантелеимона. От нее его душа уподобилась земле удобренной и вспаханной. От этого душа Пантелеимона с легкостью восприняла Евангельскую благодать.
    Это важно помнить христианским воспитателям, чтобы не пренебрегать этим важным средством: воспитать добрую человеческую совесть в душах детей. Часто христианские воспитатели-неофиты стараются наполнить ум детей обилием знаний, которые по своему содержанию не легки даже для людей с хорошо развитым абстрактным мышлением, а вот на примере Пантелеимона мы видим – добрая человеческая совесть, особенно удаление от праздности и нецеломудренных картин, является хорошей подготовительной школой для принятия Семени евангельской благодати.
    Поэтому главное в воспитании детей – это совесть, целомудрие, труд и послушание, а не обилие высоких духовных подвигов, к чему их понуждают неопытные воспитатели. В этом иногда лучше помогают народные сказки, чем чтение Священного Писания.

    Пантолеон упорно занимался науками человеческими. Здесь его юность очень напоминает юность Василия Великого и Григория Богослова, которые вспоминают, что они в годы своей юности знали только две дороги: в училище и в храм. Василий и Григорий изучали риторику, которую им преподавали по античным образцам, то есть их обучение мало отличалось от обучения Пантелимона у врача Евфросина. Точно так же выглядит и обучение в современной школе.
    Не нужно пренебрегать мирской ученостью, особенно если у ребенка есть к этому задатки. Трудолюбие позволяет ребенку противостать против начальной страсти – чревоугодия, и если трудолюбие не будет осквернено тщеславием и сребролюбием, тогда оно приносит духовный плод – благородство души, которое очень сильно помогает человеку на духовном пути.

    Пантолеон не знал христианского храма. Место храма в его юности имело все творение Божие. Это то, что называется естественным откровением. Во время воскресного богослужения мы произносим прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Слово «лепота» – славянское, греческое слово этого прокимна «космос». Бог одевается как в ризу в свое творение. Ничто так сильно не приближает человека к познанию Бога, как познание творения Божия. Если человек имеет естественную человеческую мудрость, тогда он от познания творения всегда переходит к благоговению перед Богом. Ему остается только узнать Бога. Так получилось и в жизни Пантелеимона: встреча с священномучеником Ермолаем открыло душе Пантелеимона то, о чем он уже давно помышлял и искал – Творца и Начло всего. Христианство – это не набор богословских тезисов и система обрядов, но всегда ответ человека любовью на любовь Божию. Познать любовь Божию можно только от созерцания творения Божия. Детские души наиболее способны ответить любовью на любовь. Только любовь способна превратиться в подлинный страх Божий, когда человек готов скорее умереть, чем согрешить. Христианские воспитатели всегда желают такой твердости убеждений от своих воспитанников, но часто игнорируют таким важным средством. Оно заклю¬чается в том, что ребенку необходимо подсказывать, с ним важно говорить о творении Божии, показывать его красоту и премудрость. В наше время это особенно важно потому, что школа и телевизор, например, познавательный канал «Дискавери», чаще всего смакуют самые грязные стороны существования природы. Да, в мире присутствует тлен и несовершенство, но все это вошло грехопадением Адама. Воспитателям важно в первую очередь направить внимание ребенка на остатки совершенства, которые присутствуют в мире. Без помощи учителей современный ребенок этого может не заметить, потому что он чаще всего смотрит на мир глазами телевизора, картинами которого управляют злонамеренные люди.
    Пантолеон каким-то образом сам познал красоту мира. Точнее говоря, в житии ничего не сказано о чьей-то помощи ему в этом. Но нам с его помощью нужно разговаривать с нашими детьми чаще, чтобы и они познали это. Иначе они не смогут понять любви Божией и ответить на нее любовью. Это должно произойти до 12-ти лет, потому что у подростков с каждым голом страсти все больше и больше подавляют способность любить. Но к подростковому возрасту ребенок как раз и должен придти в духовном всеоружии.
    Познание красоты мира называется естественным откровением. О нем говорит Павел: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19,20).

    В житии Пантолеона мы не видим, кто научил его этому естественному откровению. Возможно, такой человек был, но, возможно, и нет.
    Но как бы то ни было учителем и основанием такого откровения всегда является чистота ума и целомудрие духа. В житии Пантелеимона мы видим его высочайшее целомудрие. Он – девственник от младенчества. Пантелеимон учитель и образец девства и целомудрия. Поэтому он покровитель монашествующих. Он помощник молодежи в сложном возрасте, который проходит между взрослением и вступлением в брак.
    Нам нельзя своих детей оставлять только на попечение святых. Нам нужно учить их целомудрию образцом собственной жизни, советом, вразумлением, а иногда и волевым убеждением. Потому что вожделение в человеке угашает и премудрость, и способную познать Бога, и силу духовных чувств, которые единственно способны любить и Бога, и человека.
    Но молиться Пантелеимону об исправлении нас самих и наших детей – важно.

    В житии Пантелеимона показан переход от естественного откровения к Писанию, когда он встретился с Ермолаем. Так и нам нужно учить наших детей Священному Писанию. Человек, который регулярно не читает Библию, находится в ненадежном состоянии: любое облачко в его душе способно погасить в нем память о Боге. Поэтому нам самим и нашим детям Слово Божие очень нужно.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мои комментарии к житию (из лекции для взрослой школы) №2

    Образом помощи людям в борьбе со страстями, является первое чудо, которое совершил Пантелеимон еще прежде своего крещения. По его молитве воскрес ребенок, укушенный ехидной, а сама ехидна разорвалась на части. Да воскреснут наши души отравленные ядом вожделения, да погибнут все бесы и соблазны, ищущие нашей вечной смерти!

    Но и здесь Великомученик нам дает прекрасный пример. Пантелеимон, уже после своего крещения, исцеляет душу своего отца Евсторгия. Его попечением Евсторгий из язычника превращается в искреннего христианина. Пантелеимон исцелил душу своего отца своей благочестивой христианской жизнью, а не так как иногда современные христиане пытаются навязывать свое мнение своим родным, оставаясь сами вдали от того, к чему призывают.

    В житии Пантелеимона мы видим, как он исцелял больных именем Иисуса Христа. У нас также есть это средство – Иисусова молитва, когда мы именем Иисусовым исцеляем свою душу. Исцеление своей души крайне важно. Тогда исполнятся слова Се-рафима Саровского «Стяжи дух мирен». Потому что мирный дух не оставляет без изменений и в наших ближних.

    Исцелив себя, свою душу, в христианской жизни, приобретя дух мирен, Пантелеимон обратился к страждущим людям, исполняя слова Христовы «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36).
    Почему Пантелеимон не сразу обратился к исцелению людей? Служение ближним, как говорит Евангелие, это – род богослужения, и он не прост. В этом служении очень много подводных камней. Самый опасный из них – это тщеславие. В делах мило-сердия важно научиться тому, о чем говорит Господь: «смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед со¬бою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:1-3). Преодолеть тщеславие, рождающее лицемерие, не просто. Как не стать фарисеем, сказав: "несть якоже прочие человецы"? Только храня себя в состоянии кающегося мытаря, когда человек совершает дела милосердия по Евангелию, тогда он себя ощущает не тем, кто подает милостыню, а тем, кто принимает. Тогда в человеке умножается нищета духовная, смирение, чувство мытаря, который говорил всегда перед Богом «Боже, милостив буди мне грешному».
    От такого умственного состояния Пантелиомон задолго до своих страданий восшел на свой крест с мыслью благоразумного разбойника. Но он восшел по своей воле подобно Сыну Человеческому по той силе, имя которой Любовь.

    Когда Пантелеимон созрел, как спелый плод на Лозе Христовой, тогда пришло время его страданий.
    Пантелеимон исповедовал себя христианином пред царем. Так и нам необходимо исповедовать свое православие перед миром сим, который лежит во зле. Мы совершаем свое исповедание тогда, когда живем по заповедям Евангельским. Эти заповеди посмешество для всего мира. Люди считают правильным далеко не то, что написано в Евангелии, а заповеди Евангелия в лучшем случае будут восприняты как чудачество. Например, прощать обидчиков, не злословить власти, трудиться так, чтобы думать о благе ближних, а не о зарплате, трудиться одинаково тогда когда начальник стоит рядом, и когда он далеко, и многое другое. Тем более кажутся лишними заповеди о посте, воздержании, молитве. Многие люди смотрят на православных с сочувствием за то, что они не соблюдают Восьмое марта и Новый год, за то, что у них 200 постных дней в году, за то, что в воскресение они не отсыпаются до 12.00.
    Сегодня наше исповедание веры спрашивают не языческие императоры и судьи, но наши соседи, родственники, сослуживцы. Но наше исповедание заключается не в каких-то лозунгах, и обрядах, но в слове милостивом и кротком, деле рассудительном и добром, в настроении смиренном и спокойном.

    Житие описывает множество мук, которым подверг император тело Пантелеимона. Смотря на них, мы вспоминаем слова апостола Павла, сказанные им о Христе: «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Как Пантелеимон претерпел множество телесных мучений, быв в этом испытан, так он может помочь и тем, кто по Промыслу Бо¬жию болеет и страдает телом.

    Среди страданий Пантелимона каждое из них, может быть уроком для нас, и поводом для молитвы. Вот мы видим его в кипящем олове. В то время, когда в нас закипит страсть, например, печали, ропота, отчаяния, тоски, страха или гнева, посмотрим мысленно на кипящий котел Пантелеимона, и помолимся ему о нашем утешении.
    Вот мы видим перед ним львов, которые были выведены для того, чтобы растерзать Пантелеимона. Когда увидим внутри себя львов – злые помыслы, также обратимся к Пантелеимону, да минует и нас эта участь.
    Вот мы видим его перед носилками с расслабленным и умершим. Посмотрим к себе в душу. Там мы также увидим свою расслабленную волю, которая не способна ни на молитву, ни на пост, ни на хождение в храм, ни на какое доброе дело. В этом расслабленном человеке мы можем увидеть себя. А в метровом человеке свою нечувственную душу. Познаем это, и помолимся к Пантелеимону об исцелении и воскрешении.
    Вот мы видим Пантелеимона с тяжелым камнем, который привязывают к его ногам, чтобы утопить в море. В нашей жизни также множество проблем: денег мало, болезней много, и много другого исчислить нельзя. Вот о таком камне, который тянет нас на дно страха и тоски, мы можем молиться к Пантелеимону.
    Вот мы видим его перед философами, которые насмехаются над христианством. Так и в нашей жизни к нам приступают или помыслы, или злонамеренные люди для того, чтобы смеяться над христианством, учить нас сомнениям. И тогда нам стоит просить Пантелеимона, да устоим в этом соблазне.
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    А я вот в прошлом году проповедь о целомудрии написал. В этом прочел, не удовлетворился. Но это - лекция. Проповедь другая. Я читаю лекцию по средам. А в праздники-воскресенье даю читать текст на клирос. Я исповедую, а люди дремают под ее звуки. Сколько раз соблазнялся. Вот, нашел применение. Но лекции у меня тоже разные бывают. Написал на Седьмую Неделю про Капернаумских слепцов, так жен единицу поставила. Так что оставил на следующий год. Тогда и отредактирую.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Однажды мы обсуждали вопрос о помощи святых. В Евангелии она описывается в разных местах. Один из важнейших: исцеление Капернаумского расслабленного. Четверо друзей несут к ногам Христа пятого (больного и расслабленного). Я тот расслабленный. Один из четырех - Пантелеимон.
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  8.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Сегодня отец сказал хорошую и короткую проповедь. Сравнил свмч. Пантелеимона и целителей типа Ванги. Задал вопрос с амвона всем прихожанам: в чем разница между целителями, которые читают перед ликами "Отче наш" и исцеляют, и святыми угодниками, которым мы молимся? Ответил сам так: через свмч. Пантелеимона и других святых видно Бога, они прозрачные, они не заслоняют собой Свет, а через целителей видно только Вангу и других.
     
Загрузка...