О святых мощах.

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Гендальф Серый, 10 мар 2011.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Пока священники думают, я размещу свой ответ. Удалите его как только священники ответят.
    Почитание мощей есть реализация естественного стремления к телесно-контактной (тактильной) связи со святым или Богом. Проблема в том, что мы уже давно перешли в другую культурную традицию. Заметьте особенность: все обсуждения современников это темы большей частью от культурного неприятия поклонения мощам. Сколько бы ни было богословских и философских аргументов в пользу этого почитания, они окажутся отвергнуты в силу именно культурного неприятия этого архаического явления. Современный человек противится смерти по-своему: он не хочет её видеть, уводит взгляд. «Моменто мори» (с черепом на рабочем столе) беспредельно устарело. Отсюда и вся культурная оболочка смерти направлена на разведение смертника со смертью. Античность же и средневековье, наоборот - на сведение их. В данном случае, каждая культура стремится к преодолению страха смерти, но по форме они оказываются противоположны.
    В сети немало опубликовано книжек с главой о почитании мощей. Но, как я говорил выше, они бьют мимо. Самое мышление современного человека куда более фрагментировано. Для него Бог мало вообще с чем связан, Он существует Сам по Себе. Это отдельная тема. Вывод: понять почитание мощей современному человеку возможно только через сближение жестов почтения с подобными ему жестами в жизни светской: объятия, рукопожатия и естественного желания видеть собеседника.

    А.С. Хомяков более века назад сказал об иконопочитании (а оно сродни почитанию мощей): «Знаем, что без иконы можно спастись и спасались и если твоя Любовь не требует иконы, спасёшься и без иконы. Ты, осуждая Любовь брата, сам себя осуждаешь... Не говори: "Перейдут-де христиане к идолопоклонству", ибо дух Христов, хранящий Церковь, премудрее твоей расчетливой мудрости. - Поэтому можешь без иконы спастись, но ты не должен отвергать иконы». Таким образом, отход от Православия начинается тогда, когда мы не принимаем любовь братий, например, называем иконы и мощи идолами.
     
  2.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Модераторы удалили вопрос. Он остался в разделе для священников. Тогда, с Вашего позволения, даю на него ссылку
    https://pravoslavie-forum.org/showthread.php?t=1181
     
    Последнее редактирование: 11 мар 2011
  3.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Гендальф Серый, благодарю за ответ на мой вопрос. Спасибо за цитату А.С. Хомякова и ссылку на статью свящ. Рубского Вячеслава. В ней нашла исчерпывающий ответ на мой вопрос, а именно:

    Христианин всегда остаётся свободным в своём отношении к святыням. Почитание мощей – это форма проявления любви и почтения к подвижникам благочестия. В Православии никто не принуждает к этому, никто не следит за чужим усердием. Каждый свободен в формах проявления своих чувств. Почитание мощей – это не догмат, а обряд. Если он тебе не нравится, ты свободен этого не делать. Но ты не можешь быть свободен в своих высказываниях о почитании мощей, ибо своим отрицанием ты провоцируешь разделение. Зная о том, что в Библии нет серьёзных оснований для отрицания, ты не имеешь морального права отрицать чувства братьев во Христе. Ввиду такой небольшой значимости поклонения мощам, доказать необходимость подобной практики представляется не столько трудным, сколь неуместным. С таким же успехом протестанты могли бы выступить с обвинениями в том, что православные облачаются в рясы, стихари и прочее. И в этом случае нам было бы трудно (и нелепо) своими аргументами заставлять баптистов надевать наши облачения. Но выявить несостоятельность их аргументов – легко. Почитание мощей во всех отношениях вторично. Глупо протестовать против этого, как глупо было бы ссылаясь на Библию переодевать православных священников в пиджаки. Не настолько это важно, чтобы порывать с Церковью. Как при жизни мы стремились христиан духовных чтить сугубо и воздавать “славу, честь и мир всякому делающему доброе” (Рим. 2,10), так и по смерти их чувства у нас те же, а о способах их выражения спорить неразумно. Если чувства непорицаемы, то способы их выражения никак не могут быть предметом разделения.
     
Загрузка...