Отношение христианина к страстям его

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Протоиерей Алексий, 27 сен 2012.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Общаясь со многими православными христианами, которые вполне воцерковлены, иногда видишь сильную проблему: полную дисгармонию личности. Часто причина этого парадоксальная: человек знает заповеди. Но, вместо покоя, гармонии с собой и миром, иногда духовная жизнь такого христианина превращается в систему страхов и ритуалов по борьбе с этими страхами.
    Человек накручивает свои нервы. Доходит до неврастении и нервных срывов. Все это умножается на то, что вокруг такого человека многие люди живут более гармонично. Это вызывает агрессию: сознательную или неосознанную. Тогда внутриличностная дисгармония превращается в расстройство социальной адаптации человека: рушатся семейные отношения, нарушаются отношения в коллективе, теряются друзья.
    Воцерковленный человек двумя руками держится за эту систему страхов, считая ее покаянным чувством.
    Покаяние ли это? Духовная ли жизнь заканчивается неврозом, неврастенией и депрессией? Как святые отцы учат о отношении христианина к страстям его?
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне кажется, что было бы интересно обсудить статью Игнатия Брянчанинова "Отношение христианина к страстям его" из его Аскетических опытов.
    Мне кажется, что именно неправильное отношение к собственным недостаткам, является первой причиной православного невроза.
     
  3.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А какие страхи имеются ввиду? Чего-то в голову не приходит ничего кроме страха согрешить и страха покарания , хотя второй вроде как следствием первого является.
     
  4.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.445
    Симпатии:
    1.365
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    у меня похожее бывало. правда я списываю это на неофитство (зимой прошлой только крестился). страх, что я сделаю ошибку и Бог меня накажет, либо не даст просимое. корыстолюбие, но сложно бороться. успокаиваю себя мыслями, что и того что у меня есть я недостоин, потому и на дары Бога нужно как на подарок недостойному смотреть и не пытаться "заработать" его. бывало раздражение во время молитвы, что все делаю неправильно и ум рассеян, а это все бесовские нашептывания, что "вот ты читаешь невнимательно Бог тебя накажет". и я все стараюсь читать внимательнее и все больше себяругаю а потом раздражение бывает на Бога (страшно помыслить) из за того, что Он слишко как бы строг. Хотя по сути ничего подобного нету.
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В первую очередь слово о нищете духовной, о смирении:
    Однажды в одной из тем форума говорилось о планке наших требований к себе.
    Конечно, смирение наше начинается с того, что мы отвергаемся собственной воли, ради воли Божией и воли ближнего (если она не противоречит воле Божьей). То есть смиренный человек при выборе: есть колбасу в пост, или нет, выберет "если церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф.18:17), то есть выберет волю церковных постановлений.
    Но заставляет ли смирение кусать локти от осознания своих грехов? Нет, вера в Спасителя - это одновременно исповедание себя поврежденным настолько, что мне нужен Спаситель, и Спаситель Божественный. А что Господь говорит о поврежденных людях: "Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Матф.7:16-18). Что это за плоды? помыслы, слова и дела ветхого, падшего человека. Меня всегда поражает, как христианин удивляется своим грехам. Такое удивление может родиться только от тщеславия: "Я несть якоже прочие человецы, как же я мог так учудить?". Да как? Как терновник рождает терние! По своей поврежденной природе. Наоборот, если что-то во мне родится красивое: помысел или дело, нужно сомневаться - виноград ли это, или репейник, похожий на виноград.
    Первый плод смирения - человек знает свою нищету духовную, то есть знает и готов к рождению репьяхов, и не ждет ничего от себя высокого и святого. При обратном состоянии, человек постоянно ожидает от себя праведности, но "не идет нашей корове черкесское седло": и крышу срывает.
     
  6.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Прочитала статью..
    Практически все понятно , выписала себе то что полезно и близко мне в данный момент :

    *******
    Страсть, исполненная на самом деле или насажденная в душу долговременным сочувствием ей и пита¬нием ее, получает владычество над человеком. Нужно много времени, нужен кровавый подвиг, нужно особенное Божие милосердие, особенная Божия помощь, чтобы свергнуть иго страсти, принятой произвольно, получившей власть над человеком или от падения человека в смертный грех, или от преступного, произвольного наслаж¬дения грехом в сокровенном душевном чертоге, посвященном Христу.

    ********
    Не престанут они восставать и нападать на нас до гробовой доски! И мы приготовимся к пожиз-ненному сопротивлению им в твердом убежде¬нии, что не можем быть постоянными победи¬телями страстей, что по естественной необходи¬мости мы должны подвергаться невольным побеждениям, что самые эти побеждения споспе¬шествуют преуспеянию, когда поддерживают и усиливают в нас покаяние и рождающееся из него смирение.
    Не будем доверять нашим победам над стра¬стями, не будем восхищаться этими победами. Страсти, подобно орудующим ими демонам, лу¬кавы: они представляются побежденными, чтобы мы превознеслись и чтобы по причине наше¬го превозношения победа над нами была удоб¬нее и решительнее.
    Приготовимся смотреть на наши победы и побеждения одинаково: мужественно, хладнок¬ровно, беспристрастно. Увлекся ли ты мечтани¬ями греховными, усладился ли греховными по¬мыслами, произнес ли праздное, безрассудное слово, употребил ли много пищи, или сделал что другое, подобное этому, — не возмущайся, не малодушествуй, не прилагай вреда ко вреду (старца Серафима, глава 10). Покайся немедлен¬но пред Сердцеведцем — Богом, старайся ис¬правиться и усовершенствоваться, убедись в не-обходимости строжайшего наблюдения за со¬бою, и, сохраняя спокойствие души, с твердо¬стью и настойчивостью продолжай духовный путь твой.

    *****

    А вот камень преткновения у меня на простом слове СМИРЕНИЕ.. Что это значит? В чем оно должно проявляться ?
    Пока понимаю только 2 варианта ответа :

    1. В отношении с людьми смирение это когда ты можешь ответить человеку на равных и даже большее зло сделать, но смиряешь себя и не делаешь этого. ( как раз в воскресенье наш батюшка именно об этом говорил)

    2. Когда вручаешь всю свою жизнь воле Господа и принимаешь от него как хорошее, так и плохое смиренно, т.е. со спокойствием что так и должно быть ибо на то воля Господа.

    P/S/ Пока читала и писала сообщение, а выше уже появился ответ о смирении :)
     
    Последнее редактирование: 27 сен 2012
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Это не страх согрешить. Это немного другое: человек изобретает себе свою икону, выдумывает систему поведения, а потом страшится отклониться от этой модели. Не согрешить он боится, а отойти от своей искусственной схемы, рожденной его собственной фантазией, вольной трактовкой Евангелия.
    Евангелие - это не закон, Евангелие - это способ жизни и дух. Когда человек пытается вырезать из Евангелия что-то (секаре: вырезать, сектор: кусок), в голове появляется уже не заповедь, а моя фантазия о ней.
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Страх покарания: в Евангелии это наказание заключается в том, что я сам себе наношу язву, сам в себя вношу огонь страстей. Даже в ад Бог человека не отправляет: ад мы разжигаем в себе сами.
     
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я всегда удивляюсь, смотря на распятие: Тот, Кто умер за меня, может ли сделать мне что-то плохое? Нет!
     
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Смирение - свойство Христово. Христос - Бог. Его свойства неописуемы. Теория о смирении - "феория", созерцание. К нему можно прикоснуться, но оно остается выше человеческих слов

    Вы во втором пункте прекрасно подметили ее свойство.

    Об этом мы повторяем каждую ектенью: "Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим".

    Смирение говорит как благоразумный разбойник : "достойное по делам моим получаю", то есть готово на любую скорбь. Оно принимает все, что любящий Отец посылает ему.

    Смирение вместе с Петром говорит: "Я, Господи, недостоин быть с Тобой в одной лодке", то есть не ждет от себя никаких высот духовных, например, свободы от страстей.

    Смирение вместе с сирофиникиянкой согласно с тем, что оно подобно собаке, а не праведнику, который в отличии он него достоин всяких наград.

    Но воплощенное Смирение всегда творит дела пославшего Его. Поэтому менее всего смирение похоже на безучастность и бездеятельность.

    Смирение готово служить людям: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу" (1Пет.5:5), но даже воплощенное совершенное Смирение спрашивает у Анны-фарисея: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Иоан.18:23).
     
    Ольга Тгнр, -Людмила- и Тамара нравится это.
  11.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Но мы сами себе это плохое можем сделать :(
    И чрезмерным упованием на милость Божью тоже, наверное. Мне, например, всегда стыдно что я грешу постоянно , а Господь все это терпит, и не просто терпит, а еще и оберегает меня и разные блага дает .
    И получается вечером - плач, а на утро новые грехи опять, и так постоянно.

    А надо всего-то малое на первом этапе- научиться пользоваться совестью, т.е. выполнять что она тебе говорит , а она всегда перед каждым твоим поступком сигнализирует " Остановись! Господь что тебе говорил? ...." и ты стоишь перед выбором, отказаться от греха ( хоть он и маленький) или принять его с мыслью " ну еще один раз согрешу, а потом не буду", а потом в итоге выходит постоянный снежный ком грехов , и постоянное покаяние вечером. :(
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    У психиатров есть понятие "синдром выгорания". Это - паралич душевных и телесных сил в человеке. При анализе этого состояния, видишь, что в основе его лежит четыре проблемы, одна из них - неудовлетворенное тщеславие (то, когда чувствуешь себя драгоценным виноградом). Само содержание синдрома: печаль мирская, которая умерщвляет, одна из восьми страстей. Вот тогда человек и впадает во все тяжкое.
     
  13.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Это если печалиться что чего-то в жизни нет, там квартиры, денег, 101 платья, высокой должности и т.д. и т.п.? Или это мирская печаль это уныние?
     
  14.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо большое за тему.

    У меня вопрос, нормально ли это, когда нет страха перед Господом?
    Может я шла каким-то особым путем к Богу, но страха никогда не было. Была и есть абсолютная вера в Господа, в Его святую Волю, распространяющуюся на мою жизнь.

    А вот этими мыслями живу.
    Есть страсти, которые не отпускают меня или периодически напоминают о себе. От этого больно и неприятно. Возможно, планку себе высокую поставила.
    Есть страсти, к которым не вернусь. Опять же, как в параллельной ветке описано, если духа хватит разглядеть искушение.
     
  15.  
    Надежда
    Оффлайн

    Надежда Кулинар форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.588
    Симпатии:
    278
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я тоже живу упованием на милость огромную Божью и что во всех моих грехах, Бог видя желание исправиться и веру помилует меня грешную.
    Тема действительно на 5+. Как обо мне:ak:
    Вот только вчера стояла на службе, всё чудесно, вырвалась в обед, Слава Богу!, акафист 3 святым! всё вроде бы просто нельзя лучше, а стою и реветь хочется-мысли вместо молитвы блуждают, блуждают. Я их как дитя малое тяну, а они от меня! Как тут себя не терзать за немощь полнейшую к любому самому маленькому доброму делу (для самого же себя)?!
     
    Последнее редактирование: 28 сен 2012
  16.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Еще одно решение пришло в голову.. Верное ли оно?
    У нас бывают духовные подъемы ( когда Господь с нами рядом и держит нас за руку) и потом обязательно духовные спады ( когда нас отпускают чтобы мы сами могли начать ходить как маленькие дети, мы падаем обязательно, набиваем шишек себе ) и тут 2 варианта развития событий :

    1. Понимаем что без Господа мы ничего сами не можем сделать и видим что мы ни на каплю вверх не поднялись, а даже наоборот и просим Господа не оставлять нас , т.к. не справимся без Него.
    2. "Неудовлетворенное тщеславие " - я такой умный, знаю все толкования, молюсь по несколько часов ( причем не только за себя, но и за абсолютно всех, кто даже и не просил об этом ), не пропускаю служб, пощусь и т.д,.в общем достиг высот , а тут такой удар:
    а) от тех кто не так умен как я, что они могут понимать?
    б) и что толку от моих ПОДВИГОВ , если результат всего этого ноль, и зачем продолжать?
     
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Проблема западного христианства в том, что оно все более и более углубляется в Ветхий закон (заповеди Декалога), так что протестантский молельный дом теперь ничем не отличается от синагоги. Это происходит из-за неправильного отношения к собственным недостаткам.
    Евангелие означает - благая, радостная, счастливая весть о том, что на землю пришло счастье (вот почему досадно наличие "православного невроза" "прав. неврастении" и "прав. психопатии", также наши конфликты с окружением чаще всего - мы пытаемся их (мужей, детей, родителей, коллег) загнать в наши рамки, а они не хотят ).
    Христос говорит: блаженны (счастливы, способны к радости, имеют гармонию с собою и миром) ... и далее: нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие правды...
    Западные христиане, отказавшись от нищеты духовной, мня о себе, что они благороднейший виноград, сузили евангельские заповеди до формальных правил: не кури, не убивай, не прелюбодействуй, не воруй - исполнили их, и получили иудейскую праведность ... и успокоились, победили свои страхи и смогли заняться землей, построить города, укрепить доллар, основать Голливуд.
     
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Христос говорит: блаженны (счастливы, способны к радости, имеют гармонию с собою и миром) ... и далее: нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие правды...
    Корень счастья, гармонии с собой и с миром: нищета духовная.
    Оно заключается в том, что я признаю себя в первом классе, что я умею пока еще только кружочки и палочки писать, что интегралы и логарифмы еще впереди (и не скоро впереди). Я осознаю, что болен, что поврежден. Что не способен ни на какое доброе дело, например, чистую молитву без развлечений или чистоту сердца от блудных помышлений (привет Георгию из темы о мальчишеских проблемах).
    Смотрю на свои добрые качества. Я когда-то был духовником городской тюрьмы. Я общался с душегубами и татями. Я ни разу не пользовался в жизни ни автоматом, ни пистолетом, ни ножом (последнее - кроме бытовых целей), но я ни разу не почувствовал в себе превосходства над ними: мои добрые дела порождены иудейским: "несть якоже прочие человеки". Хвалите меня все! Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, хожу в храм, молюсь, пощусь, причащаюсь! Такая капля (ведро, бочка) цианистого калия находится во мне всегда.
    Часто этот цианистый калий моего падения, моей нищеты и пустоты, являются в своем чистом виде, и тогда я грешу. Иногда заметно для всех: устрою свару, или что-то сделаю. Иногда не заметно - отвлекусь в молитве, или осужу человека в мыслях.

    Вдохнем поглубже прекрасный аромат абрикосовых косточек, - это цианистый калий. Его штампует мой завод: мое падение. Оно велико. Для его исцеления пришел на землю Бог.
    Но спасение синергично. Бог сделал все. Теперь моя очередь.
    Ну, неужели я настолько глуп, что думаю - это произойдет мгновенно?
    Да, на столько. Думаю. От этого кусаю свои локти всякий раз, когда согрешу. От этого: я - рыба, бьющаяся о лед. Диавол счастлив, силы, нужные для борьбы с грехом, потрачены на борьбу с ветряными мельницами. Люди, бойтесь, я иду к вам потеряв всякие силы сдерживать себя, устав от самого себя. Когда же я научусь началу смирения? Когда же я услышу Христа: когда увидишь себя нищим духом, станешь нищим духом - в тебе начнется счастье, твой мир изменится, а стяжавший мирный дух становится светом для всего мира (начав с семьи).
     
  19.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.816
    Симпатии:
    250
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Батюшка, а как не перейти ту грань между осознанием того что мы не можем не грешить и не падать и оправданием своего греха своей человеческой немощью?Т.е. когда у нас как бы есть выбор , но мы махнув рукой и словами " Я же немощен" совершаем грех ..
     
    Просто Оксана нравится это.
  20.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне кажется, отличный повод говорить о нищете духовной - толкование 11 главы Евангелия от Иоанна. Это история воскресения Лазаря. По уставу она читается в конце времени подвигов: Великого Поста.
    Христианское подвижничество открывает человеку глаза на его нищету духовную: моя душа - это не сокровищница добродетелей, как думает иудей-католик-сектант, а гнилой смердящий труп. Когда он воняет, он делает свое.
    Вся моя внешняя религиозная жизнь, все мое внешнее исполнение заповедей - это старания заткнуть щели своего гроба, чтобы не воняло: не убил, не осудил, не нарушил пост. Стоит ли этим хвалиться?
    То есть весь день, пока я рядом с людьми, я должен нести свой гроб аккуратно, сохраняя приличия, правила поведения, внешние заповеди - держать язык за зубами, трудиться честно (особенный момент, не включать порносайты, не садиться за стол с водкой и тд - или гроб лопнет), чтобы на моего ближнего не потек поток зловония. Я надеваю маску христианина чтобы не соблазнить ближнего. (у добрых дел есть еще одно важное свойство - если солома будет долго стоять возле огня, солома загорится, если врач будет долго нажимать на сердце, которое не бьется, оно может забиться, так что "всесожение твое, тучно буди").
    Но да не будет того, чтобы я забыл о том, что я есть на самом деле. Особое время для того, чтобы открыть свой гроб для Того, Кто может воскресить - время, когда я стою перед Богом.
    Что это за время? С одной стороны, это время молитвы, чтения правила. богослужение, с другой - всякий момент моей жизни. Никто не препятствует мне всегда предстоять моему Богу во внутренней кельи моего ума и сердца: даже когда я занимаюсь ношением благоприличной маски, я могу продолжать обонять свое падение.
    Это зрение своего мертвеца рождает то, что совершала Марфа и Мария на гробе брата: плачь - второе проявление и ступень блаженства. Этот плачь называется молитвой. Любая молитва домашняя и церковная - это плачь Марфы и Марии над гробом Лазаря, мой плачь над моей умерщвленной душой. Есть обычай совершения Иисусовой молитвы. Этот плачь совершается даже во сне, но о ней я только читал. Эта молитва самое удобное средство оплакать своего мертвеца в любом месте: на работе, в автобусе. на шумном корпоративе, на скучном совещании и, конечно, когда Господь попустит упасть. О ней лучше расскажет монах Константин, уж больно хорошо он сказал об умноим делании во время суетных занятий.
    Лучший Врач этот плач назвал частью блаженства, счастья и радости, которой у нас никто не отнимет.
     
Загрузка...