Прошу объяснить: если прихожанин приносит какой-либо продукт и кладёт на панихидный стол, то в чём смысл этого? Милостыня за умерших? Можно ли приносить продукты "за живых", то есть как милостыню за живущих и здравствующих или болящих? И за каких конкретно людей приносится? За тех, имена которых мы пишем в записках?
Да, это милостыня. Значение такое: в книге Иова пророк говорит (цитирую по памяти) - когда нищий был без одежды, его грела шерсть овец моих, и благословляли меня члены тела его. Есть особая молитва - когда тело молится (так что о героях Вов - молитва - благо тел их потомков). Напр., когда человек поел - молится желудок и утешенные члены. Поэтому там, где мы просим молитвы, милостыня, и в первую очередь - пища. Что касается живых, то наиболее часто раздают милостыню деньгами и лучше лично. Но такое разделение - сверхусловная традиция. Никто не помешает раздавать за живых продукты, а за умерших - деньги. Благотворительные обеды - лучшая форма милостыни. Наш канунник (стол для приношения) - рудимент натурального хозяйства. Но в погребальных традициях консервативность, застывшесть правил имеет бессознательную основу. Вы удивитесь, что половина погребальных обрядов возникло в период мезолита, и только уточнялось и осмыслялось сначала в свете Ветхозаветной, затем Новозаветной веры. Так что в погребальных традициях закон: "отак как положено, так и сделаем". "поминки" - тоже оттуда. Строгость "главное продукты" (и их состав) - чтобы случайно не принесли спртного (и не купили спиртного за пожертвованные деньги). Вино и сикера в поминании умершего супермегамоветон: вино веселит сердце человека, уничтожает трезвение, не дает сосредочено молиться, особенно первые сорок дней (частный суд - "душа еще здесь").
Еще пару слов о приношении: когда освящается приношение над ним призносится имя человека, в память которого приносится. Получается так: был камень, написали имя - получился памятник. Есть особое прошение в служебнике на освящение приношения. Мы читаем молитву краткую, но смысл с полной - один. Крупы, коливо и хлеб имеют символическое значение: зерно - символ смерти и воскресения. Даже гробу придают форму зерна: "сеется в немощи, восстает в силе, сеется в уничижении, восстает в славе". Хлеб - зерно, которое подверглось мУке, прошло сквозь огонь и преобразилось, принявши особую славу - подобие Тела Христова. Сладкое - символ блаженства (лестница блаженства - провозглашение Заповедей Нагорной проповеди над покойником - она символизируется сладким).
о.Алексий, меня всегда озадачивало количество хлеба который приносят на поминальный стол, такое ощущение что люди уверены что хлеб нужно принести обязательно скажите, это так положено, или во множестве хлеба есть реальная необходимость и лишнего не бывает и кстати, а куда потом идет все собранное? добавлено: 5 окт 2014 а как узнаётся от кого приношение, в записках ведь только имена? или нет?
По поводу проскомидии (приношения хлеба и вина на литургию). Когда заканчивается подготовительная часть Литургии (Проскомидия), совершается чин покрытия даров. (с пономаря доклад по теме. Помнишь?) оканчивается этот чин очень красивой молитвой, в которой священник просит дать различные дары (т.е. Здоровье и тд) тем, кто принес вино и просфоры для проскомидии. В литургии Василия В. аналогичное прошение в молитвах евхаристического канона. Приносить ПРОСКОМИДИЮ (вино и просфоры) - очень "сильно", так как эти люди поминаются особо в самом сердце литургии. В реальности все прихожане в своих пожертвованиях дают свою равную лепту, за которую мы приобретаем и муку, и вино, и оплачиваем труд просфорниц. Получается, что в тех молитвах мы поминаем всех тех, кто в любом виде жертвовал на храм, и тех, в память кого жертвовали. В реальности это выглядит как "платная записка". Вот здесь нет разницы: за здравие/ за упокой. добавлено: 5 окт 2014 Хлеб, послужив символом на панихиде, раздается нуждающимся: клиру, певцам, церковным трудникам, нуждающимся. Хлеба никогда не бывает много. В моем храме обычно не более одной-двух буханок в неделю, но и в соборе хлеб расходился очень быстро (как и любое приношение). Разве что в поминальные дни бывает некоторый избыток, но за несколько дней и он растворяется. добавлено: 5 окт 2014 По поводу имен: во время панихиды вслух и мысленно прочитываются все синодики. На всех же возгласах поминают: "всех зде ныне поминаемых". Это и есть наречение имени. Разве что заказывают панихиду за ОДНОГО человека. Тогда конечно, будут всегда только одного везде называть.
А у нас буханок 5-6 хлеба стабильно Покрытие Даров помню! Только отец настоятель молитвы про себя читает... Всего чина, увы, еще не понял... добавлено: 5 окт 2014 Спаси Господи, отец Алексий!!! Очень интересная и, главное, полезная информация!!!
так это же следствие главной проблемы церкви - пастырей нет, некому заниматься с овцами, священников много а желающих няньчиться со своей паствой не видно
А попЫ все в политику лезут, в которой ничего не понимают. Я кажись час сотрясал воздух о тероризме на Донбассе. Прорвало. Пойду удалять