Сибирь 1853 г. Крепостное право не отменено...

Тема в разделе "Православная литература, (книги, статьи)", создана пользователем иерей Леонид Глебец, 10 авг 2018.

  1.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Гончаров. "Фрегат Паллада."
    стр. 531
    Меня неожиданно и приятно поразило одно обстоятельство. Что нам известно о хлебопашестве в этом углу Сибири, который причислен, кажется, так, из снихождения, к жилым местам, к Якутской области? что оно не удается, невозможно; а между тем на самых свежих и новых поселениях, на реке Мае, при выходе нашем из лодки на станции, нам первые бросались в глаза огороды и снопы хлеба, на первый раз ячменя и конопли. Местами поселенцы не нахвалятся урожаем. Кто эти поселенцы? Русские. Они вызываются или переводятся за проступки из-за Байкала или с Лены и селятся по нескольку семейств на новых местах. Казна не только дает им средства на первое обзаведение лошадей, рогатого скота, но и поддерживает их постоянно, отпуская по два пуда в месяц хлеба на мужчину и по пуду на женщин и детей. Я видел поселенцев по рекам Мае и Алдану: они нанимают тунгусов и якутов обработывать землю. Те сначала не хотели трудиться, предпочитая есть конину, белок, древесную кору, всякую дрянь, а поработавши год и поевши ячменной похлебки с маслом, на другой год пришли за работой сами.

    Есть места вовсе бесплодные: с них, по распоряжению начальства, поселенцы переселяются на другие участки. Подъезжая к реке Амге (это уже ближе к Якутску), я вдруг как будто перенесся на берега Волги: передо мной раскинулись поля, пестреющие хлебом. «Ужели это пшеница?» — с изумлением спросил я, завидя пушистые, знакомые мне золотистые колосья. «Пшеница и есть, — сказал мне человек, — а вон и яровое!»

    Я не мог окинуть глазами обширных лугов с бесчисленными стогами сена, между которыми шевелились якуты, накладывая на волов сено, убирая хлеб. Я увидел там женщин, ребятишек, табуны лошадей и огороженные пастбища. «Где же это я? кто тут живет?» — спросил я своего ямщика. «Исправные якуты живут» (исправные — богатые), — отвечал он. Погода была великолепная, глаза разбегались, останавливаясь на сжатом хлебе, на прячущейся в чаще леса богатой, окруженной сараями и хлевами юрте, на едущей верхом на воле пестро одетой якутке.
    добавлено: 10 авг 2018
    Хлебопашество и разведение овощей по рекам Мае и Алдану — создание свежее, недавнее и принадлежит попечениям здешнего начальства. Поселенцы благословляют эти попечения. «Всё сделано для нас, — говорят они, — а где не родилось ничего — значит, и не родится никогда». Когда якуты принялись за хлебопашество около Якутска, начальство скупило их урожай и роздало майским поселенцам. Так в прошлом или третьем году куплено было до 12 тысяч пудов. Якуты принялись еще усерднее за хлебопашество, и на другой год хлеб продавался рублем дешевле на пуд, то есть вместо 2 р. 50 к. ассигнациями продавали по 1 р. 50 к. На реке Амге хлебопашество — новость только вполовину. Оно заведено было там прежде, но, по словам тамошних жителей, шло до нынешнего времени очень плохо. Теперь с каждым годом оно улучшается. Частные люди помогают этому, поощряя хлебопашество и скотоводство: одни жертвуют хлеб для посева, другие посылают баранов, которых до сих пор не знали за Леной, третьи подают пример собственными трудами.
    добавлено: 10 авг 2018
    На Мае есть, между прочим, отставной матрос Сорокин: он явился туда, нанял тунгусов и засеял четыре десятины, на которые истратил по 45 руб. на каждую, не зная, выйдет ли что-нибудь из этого. Труд его не пропал: он воротил деньги с барышом, и тунгусы на следующее лето явились к нему опять. Двор его полон скота, завидно смотреть, какого крупного. Мы с уважением и страхом сторонились от одного быка, который бы занял не последнее место на какой-нибудь английской хозяйственной выставке. Сорокин живет полным домом; он подал к обеду нам славной говядины, дичи, сливок. Теперь он жертвует всю свою землю церкви и переселяется опять в другое место, где, может быть, сделает то же самое. Это тоже герой в своем роде, маленький титан. А сколько их явится вслед за ним! и имя этим героям — легион: здешнему потомству некого будет благословить со временем за эти робкие, но великие начинания. Останутся имена вождей этого дела в народной памяти — и то хорошо. Никто о Сорокине не кричит, хотя все его знают далеко кругом и все находят, что он делает только «как надо». На стенах у него висят в рамках похвальные листы, данные ему от начальников здешнего края. Висят эти листы в тени, так что их и не отыщешь скоро. Сорокин повесил их, конечно, не из хвастовства, а больше по обычаю русского простого человека вешать на стену всякую официальную бумагу, до паспорта включительно.
    добавлено: 10 авг 2018
    А здесь — в этом молодом крае, где все меры и действия правительства клонятся к тому, чтобы с огромным русским семейством слить горсть иноплеменных детей, диких младенцев человечества, для которых пока правильный, систематический труд — мучительная, лишняя новизна, которые требуют осторожного и постепенного воспитания, — здесь вино погубило бы эту горсть, как оно погубило диких в Америке. Винный откуп, по направлению к Охотскому морю, нейдет далее ворот Якутска. В этой мере начальства кроется глубокий расчет — и уже зародыш не Европы в Азии, а русский, самобытный пример цивилизации, которому не худо бы поучиться некоторым европейским судам, плавающим от Ост-Индии до Китая и обратно.
    Якутск.
    добавлено: 10 авг 2018
    Упомяну прежде о наших миссионерах. Здесь их, в Якутске, два: священники Хитров и Запольский. Знаете, что они делают? Десять лет живут они в Якутске и из них трех лет не прожили на месте, при семействах. Они постоянно разъезжают по якутам, тунгусам и другим племенам: к одним, крещеным, ездят для треб, к другим для обращения.

    «Где же вы бывали?» — спрашивал я одного из них. «В разных местах, — сказал он, — и к северу, и к югу, за тысячу верст, за полторы, за три». — «Кто ж живет в тех местах, например к северу?» — «Не живет никто, а кочуют якуты, тунгусы, чукчи. Ездят по этим дорогам верхом, большею частью на одних и тех же лошадях или на оленях. По колымскому и другим пустынным трактам есть, пожалуй, и станции, но какие расстояния между ними: верст по четыреста, небольшие — всего по двести верст!»
     
  2.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.461
    Симпатии:
    1.501
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Крепостное право не отменено, в Сибири его не было. Знаете об этом?
     
    иерей Леонид Глебец нравится это.
  3.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Разумеется. Я об этом уже писал...
     
    IgorM нравится это.
  4.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.461
    Симпатии:
    1.501
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Так видите теперь разницу. Можно сравнить как где люди жили с крепостным правом и без него и сделать вывод, было ли крепостное право благом.
     
  5.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Приведенный мною реальный пример показывает взаимоотношения между людьми разных сословий в Сибири Российской империи и уровень материального достатка, а не бедности и нищеты!!! . Ужели на остальной территории Российской империи взаимоотношения между людьми разных сословий были иными?! Бесчеловечными и нехристианскими?! Да нет! Многочисленные факты показывают обратное!!!
     
  6.  
    Маришка94
    Оффлайн

    Маришка94 Пользователь

    Сообщения:
    63
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Что-то так про диких младенцев человечества понравилось, только мы от них далеко не ушли, а наш сизифов труд не делает из обезьяны человека, а скорее ведет к отупению и возвращению на пальмы.
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Всякий труд?
     
  8.  
    Маришка94
    Оффлайн

    Маришка94 Пользователь

    Сообщения:
    63
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    бессмысленный нескончаемый труд отупляет.
     
  9.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Так какой конкретно? Например?
     
  10.  
    Маришка94
    Оффлайн

    Маришка94 Пользователь

    Сообщения:
    63
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Валить вручную лес, рыть вручную канал в песчаной местности, кассир в любом супермаркете, работа на конвейере и прочий труд, где нет свободы полета человеческой мысли, нет творчества, нет возможности проявить инициативу и прочие творческие способности человека.
     
  11.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    10.350
    Симпатии:
    15.354
    Лучшие ответы:
    54
    Вероисповедание:
    Православный
    Но ведь такие виды деятельности сохранятся до Конца Света!
    (Я работал грузчиком в 2001 году, мне нравилось! Зарплата 5-6 тыс. На заводе в тот момент 3500 грязными.)
     
  12.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.483
    Симпатии:
    13.931
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересный подход...
    Т.е. кассиры не нужны, заготовители леса тоже. Нужны только художники и поэты. Ну, ещё композиторов можно оставить. Остальные занимаются бесполезным трудом...
     
    р. б. Александр и Анатолий К нравится это.
  13.  
    Маришка94
    Оффлайн

    Маришка94 Пользователь

    Сообщения:
    63
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Разделение труда было всегда. Кто-то в поте пашет на реальной земле, а кому-то по душе труд духовный, творческий. Таланты должны быть пущены в оборот, а не закопаны в землю.
     
  14.  
    -Леонид-
    Оффлайн

    -Леонид- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    312
    Симпатии:
    428
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    А я когда-то на заре своей трудовой деятельности работал охранником на проходной, сутки-трое. Это была лучшая работа в моей жизни! :)
    добавлено: 29 сен 2018
    А вот многие Святые отцы были бы с вами не согласны. Однообразный труд, во-первых, смиряет и тем самым приносит пользу (при должном подходе, конечно), а во-вторых, позволяет осваивать Иисусову молитву, например. Святой Паисий Святогорец как раз рекомендовал свои духовным дочерям с этой целью именно однообразную физическую работу, в отличие от такой, которая требует "полета ума".
     
  15.  
    Маришка94
    Оффлайн

    Маришка94 Пользователь

    Сообщения:
    63
    Симпатии:
    19
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Наверно не просто сидели, а читали книги, обогащались духовно, развивали свое мышление, а это уже духовный труд.
    добавлено: 29 сен 2018
    Смирять то он смиряет, не зря все политические идеологические оппоненты нового государства валили лес или рыли каналы, но рывок страна сделала не на этом бессмысленном труде, а за счет плодовитого ума ученных.
     
Загрузка...