Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских

Тема в разделе "Православные праздники, святыни", создана пользователем Ольга, 10 янв 2010.

  1.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    31 января — память святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских


    [​IMG]

    Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: "назначал" их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.
    Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария [1]. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля [2] 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.
    Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.
    Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.
    Не смотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.
    При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.
    Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели "История ариан для монахов", "Четыре слова против ариан", "Книга о Троице и о Духе Святом". Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января). ​


    [​IMG]
    Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, величайший богослов, родился в Александрии во второй половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил хорошее воспитание и блестящее образование, в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил (385-412), видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди.
    В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов [1]. Оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, святитель Кирилл изгнал еретиков из Александрии. Однако еще более опасными для александрийских христиан были в то время иудеи, покровительствуемые правителем Александрии Орестом. После устроенного ими массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408-450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных.
    Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие от Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе истины, "Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия".
    В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория [2], и монахи стали приходить к архиепископу Кириллу, требуя от него защиты Православия. Тогда святитель обнародовал послание "К отшельникам", в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддержавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал "Пять книг против Нестория". В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси самого святителя Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосий, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.
    В 431 году в г. Ефесе собрался III Вселенский Собор, на который приехали около 200 архиереев от всех христианских Церквей. Ефесский Собор, на котором председательствовал первосвятитель Александрийской Церкви, осудил учение Нестория как ересь. Несторий не подчинился Собору и не раскаялся. Антиохский Патриарх Иоанн, сторонник Нестория, открыл самостоятельный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Враги Православия оклеветали святителя Кирилла, и он, по повелению императора, был заключен под стражу вместе с Ефесским епископом Мемноном. Но вскоре козни еретиков были разоблачены, и святитель получил свободу. Несторий же был лишен сана и сослан в ссылку, где и скончался.
    32 года управлял святитель Кирилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очистил Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, догматитческих, изъяснительных и нравоучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Православия.
    Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году. ​




    Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.

    [​IMG]
    1. Новациане — последователи римского епископа Новациана (†238). Они учили, что падшие во время гонения и вообще подвергшиеся смертным грехам должны быть извергаемы из Церкви и принимаемы обратно в Церковь, не иначе как чрез повторение крещения. Секта новациан существовала в III-IV веках в Карфагене, Александрии, Малой Азии, Испании. ^
    2. Несторий — Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год. В 431 году на соборе в Ефесе был осужден за учение, по которому он резко разграничивал человеческую и божескую природу в Иисусе Христе. Он утверждал, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым, с момента зачатия Его, соединялся Бог Слово Своею благодатию и обитал в нем, как во храме. Поэтому Пресвятую Деву он называл Христородицею, а не Богородицей. Несторий умер в 440 году. ^
     
Загрузка...