Всем ли просящим подавать милостыню?

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Ольга, 6 дек 2009.

  1.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    28
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Многие христиане мучаются вопросом: "Всякому ли просящему следует давать?"

    А если это профессиональный попрошайка, который может, но не хочет работать? А если это подросток, который на выпрашиваемую милостыню купит себе клей "Момент" и станет его нюхать?
    Не совершаем ли мы грех в вышеперечисленных случаях, когда подаем милостыню подобным просящим?

    Конечно же, мы должны быть милостивы.
    Но как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет?
    Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой». Он же повторяет выше приведенные слова : « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
     
    Руся нравится это.
  2.  
    Иоанна
    Оффлайн

    Иоанна Пользователь

    Сообщения:
    40
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Действительно, очень сложный вопрос. Я все время езжу в метро и всех наших харьковских профессиональных попрошаек хорошо знаю в лицо. Многих из них еще с дней моей юности. И им никогда не подаю. Может я и не права. Здесь, наверное, большую роль играют еще и СМИ, где многократно показывали фильмы и передачи о том, как построен "бизнес" попрошайничества, как на самом деле живут "нищие" и т.д. и т.п. После всего этого с недоверием относишься к просящим. В одной передаче выступала инспектор по делам несовершеннолетних и настоятельно рекомендовала не подавать милостыню детям, так как они либо используют деньги на клей, наркоту, выпивку, сигареты, либо отдают их своим родителям-алкоголикам на ту же водку. Мне кажется из тяжелого материального положения почти всегда можно найти выход. Исключение составляют одинокие старики - тут уж деваться некуда.
    Есть еще такой щекотливый вопрос: иногда я вижу как в магазине бабулька вынимает из кармана копеечки и сокрушенно пересчитывая их покупает то на что хватит. Комок к горлу подступает и хочется ей помочь, но тут одолевают сомнения - как подойти, как сказать, а вдруг я обижу человека?:bh:
     
  3.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    28
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Опыт жизни показывает, что таковые просящие (у храмов) в большинстве своем — профессионалы-попрошайки.
    Как же быть, в каких случаях надо руководствоваться словами Христа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42)?
    А когда все же следовать другому указанию: «Будьте мудры, как змеи»(Мф. 10:16)?

    Всегда ли будет польза в подаче милостыни, или иногда не подать, и это будет лучше милостыни: не дать лихоимцу лихого имения?
    Апостол Иаков пишет: «Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак. 4:3).

    Итак, если и Бог не всем дает, нам ли всем давать?
    Знаем мы таких, которые имеют и квартиры, и пенсии, но сидят и попрошайничают, потому что одержимы пьянством или сребролюбием. Они лицемерно, притворно крестятся, а в храмах не бывают и не молятся ни в воскресенье, ни в великие праздники,— даже на Рождество и Пасху не заходят.

    Но ведь Господь попускает даже крайнюю бедность для того, чтобы смирить и призвать к Себе человека. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Есмь в скорби, и избавлю его и прославлю его.» (Пс. 90).
    Но до Бога таким людям нет дела. У них здесь, на паперти, свой бизнес.
    Знаем молодых, работоспособных женщин и мужчин, которые днем рядятся и просят милостыню, а вечером гуляют в совсем иной одежде, с пивом в руках и с бесовской радостью в душах.
    «Завещаем же вам, братия,.. удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно… ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают…» (2Фес.3:6-11).
    Некоторые, получив отказ, могут задуматься: может, лучше заработать?

    Но как быть точно уверенным, что просящий милостыню не обманывает, а действительно нуждается в ней?
    Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой». Он же повторяет выше приведенные слова : « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».

    Иногда люди, подав милостыню, испытывают затем внутреннее смущение и смятение. Это оттого, что дал напрасно, не в пользу; это не от скупости и жадности, но это известие от Бога . Если же человек сделал доброе дело, то в сердце приходит великая, чистая радость и умиление, «душа поет». Напротив, вследствие недолжного поступка душа тяготится, смущается.

    Как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет? Необходимо молиться и рассуждать, просить совета у Бога. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40), «Ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Проси́́те и дастся вам» (Мф. 7:7).

    Если, помолясь, ум и сердце молчат, то проходи спокойно мимо; если требует дать, - дай, но спроси у Бога, сколько дать. Если сердце смущается, то не торопись подать. Можно спросить у людей, работающих в храме, или у священника, который в нем служит. Они в лицо знают прилепившихся к храму профессионалов-нищих. Господь устрояет так, чтобы люди научались и друг от друга.

    Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно, и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.» (Мф. 6:3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия. Сюда входит и доброе, любящее слово, утешение, мудрый совет, молитва. И это – милостыня, но без участия рук.
     
  4.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Если хочется действительно помочь, то проси́те у Бога, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается.

    Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но и в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни.

    Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией. Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам.

    Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников иногда очень не хватает.
    В общем, форм милостыни очень много. Главное - это искреннее желание милостыню подать. :)
     
  5.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Добавление в тему:

    КАК ТВОРИТЬ МИЛОСТЫНЮ
    [FONT=Verdana,Sans-serif]Содержание: [/FONT]
    [FONT=Verdana,Sans-serif]1. Как творить милостыню.[/FONT]
    [FONT=Verdana,Sans-serif]2. Кому нужнее наша милостыня?[/FONT]
    [FONT=Verdana,Sans-serif]3. Милостыня избавляет от погибели.[/FONT]
    [FONT=Verdana,Sans-serif]4. Примеры благотворности милостыни.[/FONT]
    [FONT=Verdana,Sans-serif]5. Народная мудрость о милосердии.[/FONT]

    http://www.ierei-korenev.ru/list/alms.html
     
    Последнее редактирование: 18 дек 2009
  6.  
    Христина
    Оффлайн

    Христина Новичок

    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Человек сам решает, какие добрые дела делать, кому подать, а кому и нет. Но если отказываешь, надо не осуждать ("все равно на водку потратит"), а помолиться за человека.
     
  7.  
    Опричник
    Оффлайн

    Опричник Новичок

    Сообщения:
    23
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    А Христина и Кристина это разные имена или разное произношение одного имени?

    ***Модераторское*** [​IMG]Оффтоп, однако...
     
  8.  
    о. Евгений
    Оффлайн

    о. Евгений Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    38
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Высшая христианская добродетель - рассуждение. Рассудительная сила души должна освящать все другие добродетели. Милостыня - это не просто - бросить рубчик, а нужно думать что, кому, сколько и зачем дать. Так, видим, человек трезвый или не очень, хороший или плохой, чистый или грязный - а кушать хочет, - нужно дать булку. Ему холодно - дать одежку.
    Но, Лучшая милостыня - научить человека жить. Научить работать, зарабатывать, научить строить жизнь!!!
    Воспитательно повлиять на нищего - это то, в чем в наше время больше нуждаются(хотя и не осознают этого)!
     
    Yventa и Юрій нравится это.
  9.  
    Наталья_Ф
    Оффлайн

    Наталья_Ф Новичок

    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ужасно то, что многие "профессиональные" попрошайки используют для этого детей, поят их водкой, чтобы спали весь день на морозе. и, наверное, чужих детей для этого используют, никто же свою кровиночку не станет так гробить
     
  10.  
    Vjacheslav
    Оффлайн

    Vjacheslav Новичок

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Святитель Иоанн Златоуст: Христос "повелевает принимать даже самых презренных, и тем, кто не принимает таковых,определяет наказание: “Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф. 25:45); и о тех же меньших опять говорит, что принимающий их принимает Его самого. Пусть принимаемый тобою ни ученик, ни пророк, ни праведник; но он - человек, который с тобою в одном живет мире, однои то же видит солнце, имеет такую же душу, одного и того же Владыку,приобщается одних и тех же с тобою таинств, к тому же призывается небу и совершенно в праве требовать от тебя призрения, будучи беден и нуждаясь вне обходимой пище. Между тем теперь, когда приходят к тебе в дурную погоду люди с флейтами и свирелями, будят тебя от сна, напрасно и без дела беспокоят, то отходят от тебя с немалыми подарками; равно и те, которые носят ласточек,натираются сажею и всех пересмеивают, получают от тебя награду за свои проказы.А если придет к тебе бедный и станет просить хлеба, то ты наговоришь ему множество ругательств, будешь злословить, укорять в праздности, осыпать упреками, обидными словами и насмешками, и не подумаешь о себе, что и ты живешь в праздности, однако же Бог дает тебе Свои блага.

    Не говори мне, что ты и сам делаешь что-нибудь, но покажи мне то, чем занимаешься ты дельным и нужным. Еслискажешь мне, что ты занимаешься торговлею, корчемничеством, стараешься о сбережении и приумножении своего имения, то и я скажу тебе, что это - не дело;настоящие дела - милостыня, молитвы, защищение обиженных и другие добродетели,которыми мы совершенно в жизни пренебрегаем. И однако же Бог никогда нам не говорил: так как ты живешь в праздности, Я не буду освещать тебя солнцем; так как ты не занимаешься необходимым, и Я погашу луну, заключу недра земли,остановлю озера, источники, реки, отыму воздух, не дам дождей во время.Напротив, Бог все это доставляет нам в изобилии, всем этим позволяет пользоваться не только живущим в праздности, но и делающим зло. Итак, еслиувидишь бедного и скажешь: мне досадно, что этот молодой, здоровый человек ничего не имеет, хочет прокормиться живя в праздности, а может быть он еще беглый слуга, оставивший своего господина, то все, мною сказанное, примени к себе, или лучше - ему позволь сказать тебе со всею смелостью. И он может сказать тебе с большим правом: и мне досадно, что ты, будучи здоров, живешь в праздности и ничего не делаешь из того, что повелел тебе Бог, а как раб,бежавший от повелений своего господина, бродишь будто по чужой стороне, проводя жизнь свою в пороках, в пьянстве, в невоздержности, в воровстве, в хищничестве и в разорении чужих домов. Ты укоряешь за праздность, а я укоряю тебя за худые дела, когда ты злоумышляешь, когда божишься, лжешь, похищаешь, когда делаешь тысячу подобных дел.

    Впрочем, говорю это не для того, чтобы защитить праздность. Совсем нет, -напротив, очень желаю, чтобы все занимались делами, потому что праздность научила всем порокам; а только увещеваю вас не быть немилосердными и жестокими.Так и Павел, выразив сильное порицание праздности и сказав: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3:10), - не остановился на этих словах, но присовокупил: “Вы же, братия, не унывайте, делая добро” (ст.13). Но здесь, по-видимому, есть противоречие: если ты не позволяешь праздным даже и есть, то как же увещеваешь нас подавать им? Я не противоречу себе,говорит апостол: хотя я и повелел удаляться от живущих праздно и не сообщаться с ними, но я же опять сказал: не считайте их врагами, но вразумляйте (ст. 15).Следовательно, нет противоречия в моих наставлениях, но они совершенно между собою согласны. Будь только готов оказывать милосердие, - тогда бедный тотчас оставит праздность, а ты перестанешь быть жестоким. Но скажешь: нищий много лжет и притворяется. И в этом случае он достоин сожаления, потому что дошел до такой крайности, что даже не стыдится так лгать. А мы не только не имеем жалости, но еще присовокупляем такие жестокие слова: не получал ли ты и раз и два? Так что ж? Ужели ему не нужно опять есть, потому что однажды ел? Почему же ты не положишь такого же правила и для своего чрева, и не говоришь ему: ты сыто было вчера и третьего дня, так не проси ныне? Напротив, чрево свое пресыщаешь чрезмерно, а нищему, когда он просит у тебя и немногого, отказываешь, хотя должен бы дать ему милостыню за то, что он каждый день принужден ходить к тебе.

    Если не чувствуешь других побуждений, то за это одно должен подать ему милостыню. Ведь крайняя бедность заставляет его делать это. Ты не имеешь к нему жалости, потому что он, слыша такие слова твои, не стыдится; но нужда сильнее стыда. Но ты не только не имеешь к нему жалости, а еще издеваешься над ним, и тогда как Бог повелел давать милостыню тайно, всенародно поносишь пришедшего,между тем как надлежало бы оказать ему сострадание. Если не хочешь подать, то для чего еще укоряешь бедного и сокрушаешь его огорченное сердце? Он пришел к тебе, как в пристань, и просит руки помощи; для чего же ты воздвигаешь волны, и бурю делаешь свирепее? Для чего гнушаешься нищетою его? Пришел ли бы он к тебе,если бы знал, что услышит от тебя такие слова? Если же и наперед зная это пришел к тебе, то потому-то и надобно тебе сжалиться над ним и ужаснуться своей жестокости, по которой ты, при виде самой крайней нужды, не делаешься сострадательнее, не представишь себе, что один страх голода служит для него достаточным оправданием в бесстыдстве, но укоряешь его за бесстыдство, хотя сам ты часто бывал несравненно бесстыднее и в важнейших делах. В нужде и бесстыдство простительно. Между тем мы часто, делая то, за что бы надлежало нас наказать, не стыдимся, - и тогда как нам, помышляя о таких делах, следовало бы смириться, мы нападаем на бедных: они просят у нас врачевства, а мы прибавляем им ран. Если не хочешь дать, то для чего и бьешь? Если не хочешь оказать милость, то для чего и обижаешь?

    Но он без того не отойдет? Так поступи, как повелел мудрый: “Отвечай ему ласково, с кротостью” (Сир. 5:8). Он не по своей воле поступает так бесстыдно. Поистине, нет человека, который бы без всякой нужды захотел сделаться бесстыдным; и хотя бы представляли тысячи доказательств, никогда не поверю, чтобы человек, живущий в изобилии, решился просить милостыни. Итак, никто не уверяй нас в противном. Если и Павел говорит:“Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”, - то говорит это нищим, а не нам; нам он говорит напротив: “Не унывайте, делая добро”. Так мы поступаем и в домашних делах; когда двое ссорятся между собою, отведя каждого в сторону, даем им противоположные советы...То же бывает и в семейной жизни. Часто отец учителю за суровые поступки с сыном наедине делает такой выговор: не будь суров и жесток; а сыну между тем говорит другое: хотя бы тебя и несправедливо наказали,терпи; и такими двумя противными советами достигает одной полезной цели. Так и Павел тем, которые здоровы и просят милостыни, говорит: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”, - чтобы заставить их трудиться; а тем, которые в состоянии благотворить, так говорит: “Не унывайте, делая добро”, - чтобы побудить их к милосердию...Итак, не будем жестокосердны, но исполним сказанное Павлом: “Не унывайте, делая добро”(2 Фес. 3:13); исполним сказанное самим Спасителем: всякому “просящему у тебя дай” (Мф. 5:42), и: “будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд”(Лк. 6:36). Давая многие другие заповеди, Господь не присовокупил таких слов, а употребил их, говоря только о милостыне. Ничто столько не уподобляет нас Богу,как благотворительность".

    В православной традиции есть допущения о полезности и необходимости лжи. «При сравнении зол должно выбирать легчайшее». “Если предлежат душе две вещи вредные и никак нельзя избежать одной из них: что надобно делать? - Из двух вредных вещей должно избрать менее вредную. В Отеческих сказаниях написано: некто пришел просить у другого динария, и тот не дал ему, сказав: "мне нечего тебе дать". Когда же спросили его, отчего не дал ему, отвечал: если бы я дал ему, это причинило бы ему душевный вред, а потому я и предпочел лучше нарушить одну заповедь, нежели допустить пагубное для души”. “Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так со здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы, а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения”.
     
    Последнее редактирование модератором: 17 сен 2010
  11.  
    Vjacheslav
    Оффлайн

    Vjacheslav Новичок

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Древний памятник церковной письменности, «Дидахе, или Учения двенадцати апостолов», датируемый концом I -началом II в.н.э. и открытый в XIX в. говорит: "пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать" (гл. I ст. 6).

    Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Милостыня совершается не только деньгами, но и делами. Так, например, можно ходатайствовать, можно подать руку помощи; часто в делах ходатайство помогало даже больше денег.
    Итак, приведем в действие в настоящем случае все роды
    милостыни. Можешь деньгами? Не медли. Можешь ходатайством? Не говори, что у тебя нет денег; это ничего; и то значит весьма много, будь так расположен, как бы ты подавал деньги. Можешь услугою? Сделай и это. Например:ты врач по званию? Позаботься о больных; и это много значит. Можешь советом? Это – гораздо важнее всего; совет тем лучше и выше всего, чем большую он приносит пользу: им ты избавляешь не от голода, но от лютой смерти. Им и апостолы были особенно богаты; поэтому раздачу денег они вверили низшим, а сами пребывали в служении слову (Деян.6:1-4). Или, думаешь ты, не велика будет милостыня, если душу, предавшуюся унынию, находящуюся в крайней опасности, одержимую пламенем (страсти), можешь освободить от этой болезни? Например, ты видишь друга одержимого сребролюбием? Окажи милость этому человеку. Он хочет удавиться? Угаси пламень его. А что если он не послушается? Ты делай свое дело и не ленись. Видишь его связанного узами (сребролюбие ведь – поистине узы)? Приди к нему, посети его, утешь, постарайся освободить от уз. Если он не согласится, сам будет виноват".

    Святитель Иоанн Златоуст: "Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным. Подумай, сколько живет во вселенной злословцев, преступников, волшебников, исполненных всякого зла; но и их Бог питает каждый день, научая нас простирать благотворительность на всех. А мы поступаем совершенно напротив. Мы отвращаемся не только от злых или дурных людей, но, когда подойдет к нам человек здоровый, подвергшийся бедности или по справедливости, или по свободе,или, может быть, и по лености – допущу и это, – то мы, осыпав его порицаниями, бесчестиями и бесчисленными шутками, отсылаем его с пустыми руками, понося здоровье, укоряя леность, требуя отчета. Неужели на это ты поставлен, человек,чтобы необдуманно обвинять и укорять нуждающихся? Бог повелел миловать и исправлять их бедность, а не требовать отчета и презирать. Или ты хочешь исправить их образ жизни, отвлечь от лености, и на дело подвигнуть ленивца? Ты наперед подай, и тогда укоряй, чтобы строгость не навлекла на тебя подозрения в жестокости, но чтобы тебе получить славу человека попечительного. Кто не подает, а только укоряет, от того бедный отвращается, того ненавидит, на того даже смотреть не хотел бы; и весьма справедливо, так как он думает, что укоризны происходят не от попечительности, а от нежелания подать, как действительно и бывает. А кто укоряет после подаяния, тот делает свое увещание удобоприемлемым, – потому что высказывает порицание не по бесчеловечию, а из попечительности".
     
    Последнее редактирование модератором: 17 сен 2010
  12.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.656
    Симпатии:
    2.105
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Может это и офф-топ, администрация рассудит. Но в этике все так переплетено...
    Это мне чем-то напомнило то ли старый анекдот, то ли быль...
    Сдает русский мужчина в Грузии на водительские права. И седовласый полковник (грузин, естественно) у него спрашивает:"Ты едешь по узкой горной дороге, вдруг недалеко от тебя выходят на дорогу молодой, красывый дэвушка и старый-старый старуха - кого давить будешь?" Тот подумал - старуха сое отжила, а девушку, тем более красивую жалко и отвечает:"Старуху!" Полковник:"Балда! Тормоз-тормоз давыть нада!"

    Неужели безо лжи никак? Лучше - не подать, чем и солгать и не подать.

    Несколько лет назад зимним вечером я злился жутко дома. Звонок в дверь, открываю - стоит средних лет мужчина и объясняет, типа выпить у него с друзьями есть, а закусить нечем - не дам ли я чего для закуси (живем мы на 9-ом этаже - нада же было так забраться за закуской!), я от возмущения воздух только набрал в легкие и захлопнул дверь с треском перед его носом. А жена меня пристыдила... Подробности, как она это сделала, опущу... Только до сих пор помню и стыдно...
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2010
  13.  
    Артур
    Оффлайн

    Артур Новичок

    Сообщения:
    21
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Зачем заниматься благотворительной деятельностью, делать дела милосердия?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=231&partid=2
    Каково истинное «доброе дело»?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=180&partid=2
    Как делать добрые дела, заниматься благотворительной деятельностью?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=183&partid=2
    «Материальная помощь – удел богатых»
    http://www.ioann.ru/index.php?id=184&partid=2
    Всегда ли подавать милостыню?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=181&partid=2
    Подавать милостыню обманщикам и пьяницам или нет?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=182&partid=2
    Истинно ли ваше милосердие? Действительно ли вы – добрый человек?
    http://www.ioann.ru/index.php?id=185&partid=2
    Вы жертвуете немалые суммы
    http://www.ioann.ru/index.php?id=639&partid=2
    «За всяким добрым делом следует наказание»
    http://www.ioann.ru/index.php?id=235&partid=2
     
  14.  
    Артур
    Оффлайн

    Артур Новичок

    Сообщения:
    21
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Запотевшая денежка

    Есть такой святой — Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Однажды его слуги заметили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц, также просивших подаяния. На вопрос слуг, подавать ли милостыню и им тоже, он ответил: «Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете». И ведь это сказал не кто-то, а святой, вошедший в историю Церкви под именем Милостивого. То есть — осуществившего добродетель милостыни так, как она должна быть осуществлена и всеми нами. Ну как же мне с ним спорить? И на каком основании?

    Я стараюсь каждому обратившемуся дать хотя бы что-нибудь. Не надеясь особо изменить его жизнь к лучшему — ну что там изменит моя десятка? — а просто для того, чтобы самому остаться человеком и не смотреть на несчастного опустившегося бродягу как на никчемный отброс. В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»

    Я не знаю, почему обратившийся ко мне с просьбой человек оказался в бедственном положении. Не знаю, что им движет. Ничего о нем не знаю, кроме того, что сам он о себе рассказал. И не дай мне Бог в таких случаях принять настоящую людскую беду за ловкое мошенничество. Уж лучше я еще сто раз ошибусь в другую сторону, чем хотя бы однажды окажусь мерилом жестокости для подлинно бедствующего.

    Никакие святоотеческие цитаты не смогут меня в этом разубедить. Конечно, фраза из Дидахе о запотевшей в руке милостыне — очень сильный аргумент. Но только в том случае, если она цитируется вне контекста. Потому что строкой выше там же, в первой главе Дидахе, написано: Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял…

    И цитата из Василия Великого, несмотря на всю свою убедительность, в данном случае не работает, поскольку речь в ней идет о совершенно иной ситуации. Приведенные мною в начале статьи слова святителя взяты из наставления человеку, который решил раздать все свое имущество без остатка. К нему-то обращаясь, и пишет Василий Великий: …не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных. …Ибо нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. Остается лишь удивляться, с какой легкостью и постоянством искажается смысл этих слов в многочисленных публикациях, где они приводятся в качестве доказательства прямо противоположной мысли. Василий Великий призывает собеседника не заниматься благотворительностью лично, по причине отсутствия опыта. У нас же сегодня эта фраза часто воспринимается едва ли не как требование ко всем и каждому руководствоваться такой опытностью. Но ведь нет ее почти ни у кого, за редчайшим исключением. И у меня тоже нет.

    А вот нищие вокруг — есть. И время от времени обращаются ко мне с просьбой о милостыне. Плохие, обманщики, воры, пьяницы — Бог весть, кто они там такие. И что мне с ними делать? Да, Иоанн Кронштадтский любил повторять слова о запотевшей в руке милостыне. Но ведь как же он и благотворил при этом! Сколько раз жена корила кронштадтского пастыря за то, что он возвращался вечером домой без сапог, подарив их на улице очередному босяку! Вот бы в чем равняться на Праведника. Иначе получается, что милостыня у меня в руке потеет, а сапоги-то на месте…

    Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем — в нищете ли, в богатстве — все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? Научились ли видеть сквозь все его недостатки образ Божий?

    Да, мне трудно с любовью отнестись к нищему. А ему трудно с любовью отнестись ко мне. И купюра в кружку не изменит чужой жизни. Но с моей стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на меня хотя бы без неприязни.

    Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь. Хорошие и правильные слова. Вот только к себе я их примерить никак не могу. Потому что боюсь так и остаться с сопревшей в кулаке денежкой, для которой не нашлось «достойного» нищего.

    Часть статьи Александра Ткаченко
     
    Последнее редактирование: 29 сен 2010
    _Ольга_ нравится это.
  15.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Принципиально не подаю цыганам в людных местах, дабы не поддерживать их бизнес. Ведь если он станет не рентабельным, их дети (просящие), может, займутся чем-то более полезным для себя (а точнее - их займут).

    Так же принципиально не подаю молодым музыкантам, и даже при случае стараюсь сказать "идите работать!" =)

    Думаю есть смысл подавать престарелым людям, собирающим бутылки, ведь они трудятся ради своего пропитания.

    Так вот пытаюсь реализовать практику "запотевшей в руке милостыни" =)

    Ещё один знакомый священник (участник, кстати, этого форума) советовал подавать милостыню в обмен на какую-то работу. Т.е. у тебя просят, а ты - "помоешь мне машину, дам 20 грн" =)
     
    Юрій нравится это.
  16.  
    Артур
    Оффлайн

    Артур Новичок

    Сообщения:
    21
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А вдруг среди них будет кто-то один кому действительно нужна будет эта милостыня?!Может надо спросить в чём конкретно нужда (нет работы, голоден, украли документы, ищу денег на дорогу домой и т.д.) и постораться помочь (найти работу, накормить, помочь с документами, купить билет и т.д.)
    Подавать в обмен на работу - Разве это милостыня?!
    Лучше конечно так, чем вообще никак
    хорошо если эта "подача" в обмен на работу будет соответствовать труду работы или привышать(если привышать то тогда это частично милостыня), а если нет то это издевательство над человеком и игра над его бедным положением!
     
    Последнее редактирование: 1 окт 2010
    Анатолий К нравится это.
  17.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    среди музыкантов или цыган? если музыкант в состоянии стоять на улице, и играть на муз. инструменте - значит в состоянии работать честно (было бы желание). Касательно цыган думаю комментарии излишни.


    Нет, тут суть в том, что человек может быть не ленится трудиться, а просто нет работы. Тогда заслуживает милостыни. Если же ему попросту лень работать, то потакать этому не стоит.
     
    Юрій нравится это.
  18.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.656
    Симпатии:
    2.105
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Как все просто и аккуратно по полочкам разложено! Только нужно строго следовать тнструкции и не засовывать котов в микроволновку посушиться!
     
  19.  
    ssvetlanap
    Оффлайн

    ssvetlanap Новичок

    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    4
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный

    А что цыгане и музыканты не могут нуждаться?:)И разве игра музыканта,даже уличного не работа?ИМХО,работа.А разве не подав цыганке или малышу цыганёнку,Вы посчитаете себя милосердным человеком?
    Подаю всегда,потому что не мне судить,нуждается человек или нет.Даже если для нищих и цыган это их заработок,всегда знаю,что голодными они не будут.
     
  20.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вам не кажется что таким образом вы способствуете тому, что указанные люди не ищут других путей заработка? Впрочем и другой путь может быть менее честным.

    Я не против милостыни отдельным группам, поймите меня правильно, я скорее за то, чтобы успела запотеть в руке милостыня Ваша.
     
Загрузка...